Наталья Шатовкина
Упражнения по лексической теме «Домашние животные и их детёныши. Забота человека» (для детей старшего дошкольного возраста)
▼ Скачать + Заказать документы
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА :
«Домашние животные и их детёныши. Забота человека»
(для детей старшего дошкольного возраста)
ЛЕКСИКО –ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ :
1. Игровое упражнение : «Кто это?»
Публикация «Упражнения по лексической теме „Домашние животные и их детёныши, Забота человека“ (для детей старшего дошкольного возраста)» размещена в разделах
- Домашние животные и их детеныши
- Домашние животные. Все материалы
- Животные. В мире животных
- Старшая группа
- Темочки
Инструкция: Взрослый показывает по три картинки с изображением домашних животных и спрашивает ребё нка: «Кто это?» «Это животные?» «Где они живут?», ребё нок отвечает:
«Это кошка, собака и лошадь. Это животные. Они живут с человеком.
Это корова, свинья и кошка. Это животные. Они живут с человеком.
Это лошадь, собака и корова. Это животные и т. д.
2. Игровое упражнение : «Кто чем питается?» Усвоение категории творительного падежа.
Инструкция: взрослый спрашивает: «Кто чем питается?» Ребё нок отвечает:
«Лошадь питается овсом. Коза питается травой. Собака питается мясом. Кошка питается молоком и рыбой. И т. д.
3. Игровое упражнение : «Кто кем будет?» усвоение категории творительного падежа. Закрепление названий детенышей животных.
Инструкция: взрослый спрашивает: «Кем будет щенок…котёнок…жеребёнок…ягнёнок…козлёнок…телёнок…поросёнок?» Ребё нок отвечает: Щенок будет. (собакой). Котенок будет. (кошкой). Жеребенок будет. (лошадью). Ягненок будет. (овцой). Козленок будет. (козой). Теленок будет. (коровой). Поросенок будет. (свиньей).
4. Игровое упражнение : «Предложение договори и его ты повтори». Употребление глаголов в единственном и множественном числе. Закрепление названий детенышей животных.
Инструкция: взрослый начинает предложение: Котенок лакает, а котята. (лакают). Теленок мычит, а телята. (мычат). Щенок бежит, а щенята. (бегут). Козленок скачет, а козлята. (скачут). Поросенок ест, а поросята. (едят). Жеребенок прыгает, а жеребята. (прыгают). Ягненок жует, а ягнята. (жуют).
5. Игровое упражнение «Кто за кем бегает?» - употребление конструкции с пред-логом за
Инструкция: взрослый спрашивает: «Щенок…котёнок…телёнок…жеребёнок…козлёнок…поросёнок бегает за кем?» Ребё нок отвечает полным предложением: Щенок бегает за. (собакой). Котенок
бегает за. (кошкой). Теленок бегает за. (коровой). Жеребенок бегает за.
(лошадью). Поросенок бегает за. (свиньей). Козленок бегает за. (козой).
РАЗВИТИЕ РИТМИКО - ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И КООРДИНАЦИИ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЯ
1. Физкультминутка-логоритмика Импровизация движений в такт стихотворения.
У коровы есть ребенок:
Брык-брык, скок-скок,
А зовут его теленок,
А зовут его бычок.
2. Речевая подвижная игра «Кошка». Импровизация движений: сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться и погладить руками живот.
Села кошка под кусточек,
Сыра скушала кусочек,
Встала кошка, потянулась,
Ее шерстка развернулась.
3. Считалка под мяч «Коза» :
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком,
За перила зацепила,
Прямо в речку угодила.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Игровое упражнение «Кто больше?» Учить сравнивать два предмета разной величины. Используются картинки с изображением домашних животных и их детенышей.
Кто больше — лошадь или жеребенок? (Лошадь больше жеребенка) и так далее.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
1. Пальчиковая гимнастика «Котята». (Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых. (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
2. Самомассаж «Котенок»
Кусается сильно котенок-глупыш, (Смена рук)
Он думает: это не палец, а мышь. (Смена рук)
Но я, же играю с тобою, малыш, (Смена рук)
А будешь кусаться-
Скажу тебе: «Кыш!» Указательным и большим пальцами правой руки
«кусаем» (щипаем) ногтевые фаланги другой руки.
Каждый палец поочередно, на каждое слово. Затем смена рук.
3. Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»
Раз, два, три, четыре, пять,
Как животных нам назвать? (поочередно загибаем пальчики на левой руке)
Самых близких, самых верных —
Каждый знает их, наверно (хлопаем в ладоши).
Лошадь, корова, собака и кошка (указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке).
Как назовем их?
Подумай немножко (разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих).
В доме с хозяином дружно живут (изображаем руками крышу дома над головой,
Значит, домашними все их зовут.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
1. Рассказ «Найда». Формирование навыка составления короткого рассказа по опорным предметным картинкам:
«Это — собака Найда. У нее пушистый хвост, острые зубы. У Найды есть щенята: один щенок черный с белыми пятнышками, а другой — белый с черными пятнышками. Найда и щенята живут в конуре».
2. Составление рассказа «Лошадь» по опорным картинкам:
«Лошадь — это домашнее травоядное животное. Она питается травой и овсом. У нее есть туловище, голова, грива, морда, хвост, четыре ноги, на ногах — копыта. Тело лошади покрыто шерстью.
Лошадь — друг человека. Она помогает ему перевозить грузы, работать в поле».
3. Чтение и пересказ с опорой на вопросы сказки Л. Н. Толстого «Жучка и кошка». Используются игрушки: собака и кошка. Во время чтения сказки рекомендуется демонстрация действий, описываемых в произведении.
«Была драка между Жучкой и кошкой. Кошка стала есть, а Жучка пришла. Кошка Жучку лапой за нос. Жучка кошку за хвост. Кошка Жучке в глаза. Жучка кошку за шею. Тетя шла мимо, несла ведро с водой и стала лить на кошку и Жучку водой».
4. Заучивание стихотворения «Кискино горе». Б. Заходер
«Плачет киска в коридоре.
У нее
Большое горе:
Злые люди
Бедной Киске
Не дают
Украсть
Сосиски!»