Анна Музалёва
Конспект НОД «Деревья и кустарники»
▼ Скачать + Заказать документы
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ НОД:
Активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи.
Задачи НОД:
В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:
1. Активизировать и расширять словарь по теме: «деревья»;
2. Формировать у детей обобщающее понятие «деревья»;
3. Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
4. Учить детей согласовывать прилагательные с существительными в И. П. в мужском и женском роде единственного и множественного числа;
Публикация «Конспект НОД „Деревья и кустарники“» размещена в разделах
5. Учить детей изменять существительные единственного и множественного числа по падежам (Р. п.);
6. Учить детей подбирать слова-антонимы;
7. Развивать внимание, мышление, общую и мелкую моторику.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Картинки с изображением деревьев (береза, осина, дуб, клен, ель, сосна, лиственница, рябина, мяч
Ход НОД:
1. Организационный момент.
- Садится на место тот, кто назовет, какая погода бывает осенью (холодная, пасмурная, теплая, солнечная, дождливая и т. п.)
2. Загадка
Его весной и летом Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки Упали все рубашки.
- О чем эта загадка? (О ДЕРЕВЕ)
- Какие деревья вы знаете? (ответы детей)
3. Речевое упражнение «Подумай и ответь»
- Деревья бывают лиственными и хвойными. Лиственные деревья – это те, у которых есть листья. А у хвойных деревьев вместо листьев иголки, которые называются «хвоя». Осенью листва с лиственных деревьев опадает, а хвойные сохраняют свою хвою.
- А теперь внимательно посмотрите на картинки, подумайте и назовите лиственные деревья? (БЕРЕЗА, ДУБ, ОСИНА и др.)
- Назовите хвойные деревья? (ЕЛКА, СОСНА, и др)
- Где растут деревья? (В ЛЕСУ, В ПАРКЕ, В САДУ и т. п.)
- Что есть у дерева? (КОРЕНЬ, СТВОЛ, ВЕТКИ, ЛИСТЬЯ).
4. Пальчиковая игра «Хвойные деревья»
В иголках-хвоинках
Сосна, пихта, елка
И кедр могучий,
Он тоже в иголках.
У лиственницы - иглы –хвоинки,
Хотя они нежные, словно травинки.
У этих деревьев хвоинки растут,
Поэтому хвойными все их зовут.
5. Речевая игра «Назови ласково»
- Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел гномик Антошка.
Это маленький сказочный человечек, который живет в волшебной стране Гномии, в которой возле его домика растет не ДЕРЕВО, а маленькое ДЕРЕВЦЕ.
А еще растут не ЕЛКИ, а, не КУСТЫ, а ….
Около кустиков от старенького деревца остался не ПЕНЬ, а …., а на ПЕНЕЧКЕ растут не ГРИБЫ, а ….
Гномик Антошка все вещи называет ласково, и вам предлагает поучиться говорить обо всем ласково.
Не КОРЕНЬ – а …. (КОРЕШОК)
Не СТВОЛ – а….(СТВОЛИК)
Не ВЕТКА – а …. (ВЕТОЧКА)
Не ЛИСТ – а ….(ЛИСТИК)
Не ИГОЛКА – а …. (ИГОЛОЧКА)
Не ШИШКА – а…. (ШИШЕЧКА)
Не ПОЧКА –а … (ПОЧЕЧКА)
6. Физкультминутка «Береза»
Белая березонька на ветру качается,
Вправо наклоняется,
Влево наклоняется.
И полощет длинные
Веточки в реке,
Чтобы были чистые косы по весне.
Речевая деятельность 7. Упражнение «Скажи наоборот»
Игра с мячом. Логопед называет дерево и его признак и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и подбирает слово с противоположным значением, затем возвращает мяч логопеду. Игра продолжается с остальными детьми.
- Сосна высокая, а рябина - … (НИЗКАЯ)
- У сосны иглы длинные, а у ели … (КОРОТКИЕ)
- У дуба ствол толстый, а у березы … (ТОНКИЙ)
- У клена листья большие, а у березы … (МАЛЕНЬКИЕ)
У березы ствол светлый, а у клена - … (ТЕМНЫЙ).
8. Игра «Четвертый лишний»
- Какая картинка лишняя и почему?
Клен, рябина, ромашка, береза.
Тополь, дуб, ива, ель.
Пихта, сосна, осина, лиственница
И др.
9. Игры на развитие внимания и памяти.
«Чего не стало» и «Что изменилось» с картинками деревьев.
10. Итог занятия.
Повторить, о чем говорили на занятии. Оценка работы детей.