Ирина Гребенщикова
Детско-родительский проект «Лекарственные растения Рязанского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : долгосрочный групповой комплексный детско-родительский проект с заданным практическим результатом.
Сроки реализации: (с 20 мая– 11 09.2023 года).
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный (2 недели)
II этап – основной (практический) (июнь, июль, август)
III этап - заключительный (1 неделя)
Участники проекта :
· воспитанники старшей группы,
· воспитатели группы, логопед.
· родители.
Темочки:
- В мире растений. Проекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Рязанская область, Рязань
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2023
Цель проекта : Обогащать представления детей о дикорастущих лекарственных растениях Рязанского края, их многообразии, ценности для здоровья человека.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить знания детей о разнообразии лекарственных дикорастущих растений родного края, уметь их различать.
2. Актуализировать знания детей о пользе и применении лекарственных растений, произрастающих на территории детского сада, в городе Рязани и области.
3. Обогатить словарный запас детей (фиточай, травница, целитель и др).
Развивающие:
1. Способствовать развитию мышления ребенка о значении употребления лекарственных растений для сбережения здоровья человека.
2. Совершенствовать навыки, формирующие положительное отношение к здоровому образу жизни у детей старшей группы.
3. Продолжать развивать лексический строй детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к природе и лекарственным растениям родного края.
2. Устанавливать доверительные партнерские отношения с семьями воспитанников.
3. Повышать заинтересованность родителей в результатах совместной деятельности с детьми.
Цель работы детей в рамках проекта : совместно с родителями собрать материал об одном из лекарственных растений родного края.
Формы организации работы по проекту :
1. ОД в области познавательного, художественно-эстетического и речевого развития.
2. Экскурсии по территории детского сада.
3. Экологическая викторина «Знатоки лечебных трав»
4. Ознакомление с художественной литературой.
5. Игры и беседы по экологии на утреннем и вечернем круге.
Актуальность
Беседуя с детьми на тему растений, мы убедились, что не все воспитанники имеют достаточный уровень знаний о растительном мире родного края. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней.
В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями было принято решение о разработке и проведении проекта «Лекарственные растения Рязанского края».
Основная идея данного проекта заключается в воздействии на чувства детей, их взгляды, сознание и представления об окружающем мире. Важно на данном этапе научить каждого ребенка понимать, что наша Земля не сможет существовать без мира растений. Мы должны беречь и сохранять его, уметь правильно пользоваться благом лечить людей.
Кроме познавательной области развития дошкольников была идея обогатить их словарный запас. Познакомить детей с малыми фольклорными формами, стихотворениями о растениях, вместе с родителями изучить выбранное ими растение и рассказать другим детям интересный материал об истории возникновения данного названия растения ( 1-й лист: внешний вид растения (гербарий, фотография или рисунок, 2-й лист: его описание (2-3 предложения, от какого недуга помогает, 3-й лист: сказка, загадка, стихотворение, интересная история об этом растении.).
Ожидаемый результат: Узнавать лекарственные растения, называть их. Знать, что многие из них способны заменить многие лекарства из аптечки. Сформировать у ребенка любовь к родному краю, гуманное отношения к природе. Главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Пополнится словарный запас. Расширить кругозор детей на основе представленного материала, доступного их пониманию.
Этапы проекта :
I этап- организационный
1. Подбор литературы: методической, детской.
2. Подбор стихотворений, загадок, пословиц по теме проекта.
3. Подбор демонстрационного материала.
4. Определение тематики бесед с детьми на утреннем и вечернем круге.
5. Подбор дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр.
6. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
7. Беседа на вечернем круге «Лекарственные растения» Цель: выяснить представление детей о лекарственных растениях, их отношений к ним, заинтересовать проблемой.
8. Исследовательско-поисковая деятельность на прогулке:
• «На участке ищем полезные растения»
• «Где лучше растут растения?»
• «Наблюдаем, как растет подорожник»
Цель: развитие мышления, воображения,формировать наблюдение, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
6. Консультация для родителей «Народная медицина»
II этап- практический
1. Беседа на родительском собрании «Лекарственные растения Рязанского края»
Цель: выявить уровень знания родителей о лекарственных растениях, о мире целебных растений средней полосы, их пользе для человека.
2. Чтение литературных произведений:
• Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева,Ф
• Чтение А. Онегова «Тропинка полевая»,
• Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
• В. Бианки «О травах»,
• Р. А. Кудашева «Песенка долгой жизни» и др.
• Заучивание загадок и стихов о растениях.
3. Дидактические игры:
• «Узнай и назови» Цель: учить детей узнавать лекарственные растения по характерным признакам.
• «Узнай растение» Цель: упражнять в умении узнавать растение по внешнему виду, строению, составлять рассказ о нем.
• «Вершки и корешки» Цель: познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения. Одуванчик – листья, корень. Пастушья сумка- листья. Календула – цветы, семена. Ромашка – цветы. Лопух – листья, корни. Шиповник – плоды. Мята – листья. Подорожник – листья.
• «Четвертый лишний», «Разрезные картинки». Применение данных игр способствует обогащению словарного запаса, познанию лекарственных растений. Развивается логическое мышление, творчество. Воспитывается усидчивость и целеустремленность.
4. На протяжении летних месяцев родители и дети изучают и собирают материал по одному выбранному растению.
III этап – заключительный
1. Составление из собранного родителями и детьми материала сборника «Лекарственные растения Рязанского края»
Цель: составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его назначением.
2. Рассказ ребенка о данном растении (Откуда пришло название растения, что лечит оно, какая часть растения используется в медицине. Рассказать стихотворение, загадку или существующую легенду о растении)
Цель: актуализировать знания детей о пользе и применении лекарственных растений, произрастающих на территории детского сада, в городе Рязани и области. Обогатить словарный запас детей.
2. Дидактические игра «Что лечит это растение?», «От какого растения часть». Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.
3. Составление рассказов детей от имени растений : «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»
4. Беседа за круглым столом «Зеленая аптека» Цель: подведение итогов проекта, уточнение и обобщение знаний детей о лекарственных растениях.
5. Подведение итогов реализации проекта «Лекарственные растения Рязанского края» (Вручение грамот участникам проекта «Лучший аптекарь»)
Вывод:
Вот так постепенно в процессе работы удалось воспитать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. Был собран материал о лекарственных растениях нашего региона. Родителями совместно с детьми была оформлена книга по лекарственным растениям.
В период работы над проектом был обогащен и пополнен словарный запас детей, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности.
Я считаю, что такой проект необходим детям дошкольного возраста, так как дети становятся более самостоятельные, а значит, более осознанно относятся к окружающему миру.