Маргарита Склемина
Конспект занятия «Лекарства на грядке, в саду, в поле»
Задачи:
1. Познакомить детей с наиболее распространенными лесными садовыми ягодами, с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах применения некоторых лекарственных растений.
2. Объяснить необходимость ягод в рационе человека.
3. Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику рук.
Материал: рабочий лист, цветные карандаши, плакат «Лекарственные растения», отвар лекарственной травы, магнитофонная запись музыки для физкультминутки, карточки с изображением фруктов, овощей, лекарственных трав (по количеству детей, таблички «лес», «огород», «сад».
Публикация «Конспект занятия „Лекарства на грядке, в саду, в поле“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Ход занятия
Дети получают письмо от Пилюлькина, который приглашает детей в лес рядом с Цветочным городом. Чтобы попасть туда, педагог предлагает детям найти в рисунке на рабочем листе закономерность и продолжить чертеж.
Педагог спрашивает детей, где они очутились. (На лесной поляне.)
Здесь в зарослях лесных,
Где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех,
Умеющих их тайну разгадать
(Р. Рождественский)
Воспитатель: в конце строчки вас «встречает» цветок. Это мать-и-мачеха (показывает растение на плакате). Желтые корзинки цветов напоминают одуванчик, только поменьше размером. Листок с одной стороны зеленый, гладкий и прохладный, словно ладонь мачехи, а с другой стороны – бархатный, как нежная ладошка мамочки, именно поэтому цветок и получил свое название – мать-и-мачеха.
Цветки и листья мать-и-мачехи сушат, а потом заваривают чай. Отвар мать-и-мачехи пьют при простуд, чтобы облегчить кашель. (Воспитатель просит раскрасить цветок, как показано на плакате.)
Педагог загадывает детям загадку:
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг –
Лечит ранки ног и рук (Подорожник)
Воспитатель вновь обращается к плакату: подорожник растет везде – на полях, на лугах, вдоль дорог, в канавах. В народной медицине его засушенные листья употребляют при желудочно-кишечных заболеваниях, болезнях печени; при сильном кашле листья подорожника используют как отхаркивающее средство. А свежие листья подорожника прикладывают к ранкам, поэтому подорожник еще называют ранозаживляющим средством. (Воспитатель просит детей раскрасить подорожник, как показано на плакате.)
Педагог вновь загадывает загадку:
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый,
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик.)
Воспитатель: одуванчик встречается везде – около жилья, в садах, лугах, огородах. В старину травники считали одуванчик средством от бессонницы: он хорошо влияет на пищеварение, очищает легкие. (Дети раскрашивают одуванчик.)
Не только травы имеют лекарственное значение, но и ягоды (воспитатель читает детям стихотворение С. Есенина) :
Черёмуха душистая с весною расцвела
И ветки золотистые что кудри завила.
Кругом роса медвяная сползает по коре,
Под нею зелень пряная сияет в серебре.
Воспитатель: о каком растении говорится в стихотворении? (Черемуха.) Черемуха тоже имеет лекарственное воздействие. Горсть спелых ягод или стакан отвара сухих помогает при расстройстве желудка. Настой цветков употребляют при глазных болезнях, а настой листьев – при болезнях легких.
Воспитатель просит детей рассмотреть еще одно растение в их рабочем листе, спрашивает, как оно называется.
На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки. (Земляника.)
Земляника – тоже очень полезное растение. Ягоды её содержат большое количество нужных человеку витаминов. Листья сушат, а зимой заваривают и пьют при болезнях сердца, а также используют как хорошее отхаркивающее средство.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Воспитатель включает музыку, говорит детям, что они действительно попали в волшебный лес, про который писал Пилюлькин. Педагог предлагает потянуться. Дети «оживляют» лес птицами, животными:
Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтоб в течение года
Ясной стояла погода.
(И. Токмакова)
Воспитатель предлагает детям оказаться на отдыхе, на даче в деревне. (В рабочем листе по схеме надо выбрать нужный домик.) Воспитатель рассказывает о том, что в деревне люди выращивают на грядках продукты, богатые витаминами, просит детей отгадать загадки:
Лето целое старалось –
Одевалось, одевалось…
А как осень подошла,
Нам одёжку отдала.
Сотню одежек
Сложили мы в бочонок.
Снаружи красна,
Внутри бела.
На голове хохолок –
Зеленый лесок.
Развалились в беспорядке
На своей перине – грядке
Сто зеленых медвежат,
С сосками во рту лежат,
Беспрерывно сок сосут
И растут, растут, растут.
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
Педагог делает вывод: овощи, фрукты, ягоды – самые витаминные продукты. Спрашивает детей, где растут фрукты. Потом предлагает карточки с изображением фруктов, овощей, лекарственных растений и таблички «лес», «огород», «сад». Дети под музыку разносят карточки по местам.
Воспитатель делает вывод: многие болезни людей можно облегчить и даже исцелить с помощью растений. Например, полезно есть больше овощей и фруктов людям с избыточным весом. Низкорослым также полезны овощи. В них нуждаются и люди, страдающие кишечными заболеваниями.
В конце занятия педагог предлагает детям отвар лекарственного растения.