Олеся Ананьева
Игры, заменяющие аппаратное лечение
▼ Скачать + Заказать документы
ЛЕЧИМ ИГРАЯ
ИГРЫ, ЗАМЕНЯЮЩИЕ АППАРАТНОЕ ЛЕЧЕИЕ
Коррекционно-педагогическая и лечебно-воспитательная работа в дошкольном
учреждении тесно связаны.
Педагогическая работа, ее средства и методы, как бы разнообразны они не были, не
могут дать тех результатов в восстановлении зрения, которые имеются в медицине. С
другой стороны, в медицинской практике нет тех возможностей, которыми располагает
педагогика.
Необходимо все виды детской деятельности использовать для активизации,
укрепления и коррекции зрительных нарушений у детей.
Публикация «Игры, заменяющие аппаратное лечение» размещена в разделах
Традиционные плеопто-ортоптические методы лечения косоглазия и амблиопии с
применением сложной аппаратуры непригодны для детей младшего дошкольного и
особенно раннего возраста. Поэтому лечение проводится с помощью несложной
аппаратуры, с помощью, так называемых, вспомогательных упражнений (аппликаций,
конструирование, лепка, мозаика, работа со строительными материалами, шнуровка,
упражнения с музыкальным волчком). Все эти упражнения проводятся в очках, при
включении фиксирующего глаза несколько раз в день.
В рисовании, лепке, аппликации и конструировании заложены большие
возможности для коррекции зрения у детей, так как эти виды деятельности
осуществляются при участии и под контролем зрения.
Большие потенциальные возможности заложены в игре для лечения и воспитания.
Педагоги могут оказать большую помощь сетсре-ортоптистке при подготовке детей
к аппаратному лечению. ПРЕДАППАРАТНАЯ подготовка детей младшего возраста имеет
большое значение. Она предусматривает формирование у детей правильных зрительных
восприятий и представлений, зрительного восприятия, зрительной памяти, образного
мышления, мыслительных процессов, навыков обобщения и выделения.
В рисовании, лепке, аппликации, конструировании заложены большие
возможности для коррекции зрения у детей, так как эти виды деятельности
осуществляются при участии и под контролем зрения.
Педагоги с успехом заменяют лечение на АМБЛИОТРЕНЕРЕ играми,
способствующими повышению остроты зрения, развитию локализации:
- игры с мелкой мозаикой, сортировка крупы и бусинок;
- шнуровки и кнопочницы;
- втыкалочки и вкладыши;
- обводка рисунков по контуру и через кальку;
- игры с лабиринтами;
- раскрашивание картинок;
- плетение ковриков из полос цветной бумаги;
- нанизывание бус на нитку;
- игра «Бабочки и цветы» и другие игры, где необходимо сопоставление и
наложение.
Работу на МУСКУЛТРЕНЕРЕ может заменять прослеживание взором за
движущимся объектом (куклой, погремушкой и др.) при неподвижной голове.
Повышению зрительного внимания способствуют игры :
- «Собери картинку»;
- «Подбери пару»;
- «Что изменилось»;
- «Чего не стало».
В практике уже имеются разнообразные пособия и материалы,
способствующие формированию у детей понимания фузии, т. е. слияния 2-х
изображений в одно целое. Эти игры заменяют лечение на СИНОПТОФОРЕ :
- игра «Составь целое», различные вкладыши помогают педагогам и медикам в
период доаппаратного лечения;
- набор изображений: кошка с ушками и хвостом, яйцо и цыпленок, машина и
гараж и т. д.
- занятия аппликацией;
- игры с магнитной мозаикой;
- игра «Составь целое» (картинки, разрезанные на 2, 3, 4, 6, 9, 12 и 24 части);
- составление изображений из кубиков.
При РАСХОДЯЩЕМСЯ косоглазии лечебными являются занятия,
вызывающие напряжение КОНВЕРГЕНЦИИ (сведение зрительных осей) и
сопровождающиеся направлением взора вблизи вниз:
- «Собери пирамидку»;
- «Мяч об пол»;
- «Лоток с шариками»;
- «Настольный бильярд»;
- игры с мозаикой, конструктором, строителем, лепка, аппликация;
- перемещение предмета к носу и удаление его;
- «Кто дальше бросит снежок»;
- «Кто скорее принесет предмет»;
- спортивные эстафеты.
Для развития бинокулярного зрения у детей со СХОДЯЩИМСЯ
косоглазием используют задания, связанные с направлением взора вверх вдаль
(требующие разведения зрительный осей, когда внимание детей привлекается к
далеким и высокорасположенным предметам) :
- «Мяч вверх»;
- «Покажи, какой шарик большой, а какой маленький»;
- «Забрось мяч в кольцо»;
- метание мяча;
- «Настольный волейбол и баскетбол»;
- подбрось вверх воздушный шарик.
Заключительным этапом лечения косоглазия является развитие
СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОГО и ГЛУБИННОГО зрения. Для этого подойдут игры :
- баскетбол;
- волейбол;
- метание мяча в цель;
- прокатывание в ворота;
- набрасывание колец;
- упражнения с прибором для забрасывания шариков;
- упражнения с гвоздями;
- кольцеброс.
Все эти упражнения и занятия разнообразны и занимательны, выполняются
коллективно или индивидуально, используются для лечения, воспитания и
коррекции вторичных отклонений, так как основаны на непроизвольных и
свободных движениях ребенка.
Подвижные игры и спортивные развлечения проводятся для развития
движения, но в них происходит и тренировка зрительных функций.
Игры с ловлей, увертыванием, лазанием и перешагиванием, бросанием и
метанием, с различными атрибутами развивают кроме основных движений и
физических качеств еще и глазодвигательные функции, прослеживание, фиксацию,
конвергенцию, глазомер, точность определения расстояния, умение найти
короткий путь движения, ритмичность и координированность движений глаз и рук.
Для активизации зрения при ориентировке в пространстве следует широко
использовать различные цветовые и звуковые ориентиры. Это поможет детям
правильно выполнить привила и качественно выполнить движения.
В подвижных играх следует развивать полисенсорные взаимосвязи, то есть
активно включать слухо-двигательные и зрительно-слуховые функции. А
организация игр на свежем воздухе имеет общеукрепляющее значение.