Сафина Альбина
Квиллинг как средство развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста
Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста – это один из важных аспектов их общего физического и психического развития. Невозможно добиться результативной деятельности в обучении и овладеть элементарными практическими навыками без развития мелких мышц руки. Уровень сформированности навыков мелкой моторики становится показателем успешности ребёнка в разных сферах. Овладение трудовыми, изобразительными, музыкальными и графическими умениями осуществляется только при условии развития навыков мелкой моторики. Кроме того, ребёнок, имеющий высокий уровень её развития, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, у него высокие интеллектуальные и творческие способности.
Публикация «Квиллинг как средство развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Квиллинг
- Мелкая моторика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В настоящее время у многих детей наблюдается и недостаточное развитие мелких мышц руки. Особенно слабо развита координация движения ведущей руки (т. е. умение держать ручку, карандаш или ножницы в качестве рабочего инструмента, способность детей работать в системе «глаз-рука» (срисовывать, копировать, повторять графические элементы, отсутствует гибкость и точность в выполнении практических действий (неуклюжесть и неряшливость). Это значительно осложняет работу педагогов в начальной школе при обучении детей письму и грамоте, развитию речи и ручному труду. В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее …». Именно поэтому развитие мелкой моторики руки в старшем дошкольном возрасте имеет первостепенное значение. Данной проблеме уделяли внимание многие учёные, педагоги, врачи и др. специалисты. Изучением мелкой моторики как разновидности движений, регулируемых психикой, занимались такие ученые, как В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, М. Монтессори и др. Они сделали вывод о необходимости предоставления ребёнку максимальных возможностей для развития его мелкой моторики и мускулатуры рук в период наибольшей восприимчивости к развитию движений, то есть от 0 до 6 лет. Доказали необходимость создания предметно-развивающей среды для детей с возможностью постоянного движения пальцами рук. Учёные Л. В. Занков, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и др. считают, что нарушения в развитии мелкой моторики или недостаточное развитие её является одним из характерных симптомов умственной отсталости и нервно-психических расстройств. И. А. Грошенков, Т. Н. Головина, М. Н. Нудельман, Н. М. Павлова, Ж. И. Шиф и другие специалисты пришли к выводу, что правильно организованная работа по развитию мелких мышц руки может стать коррекционной для детей с различными логопедическими проблемами. По данным исследований, проведённых Л. В. Антаковой–Фоминой и Б. И. Пинским, была подтверждена связь между практической и интеллектуальной деятельностью. Исследования педагога-новатора М. М. Кольцовой подтвердили, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» и способствуют умственному и речевому развитию дошкольника. Таким образом, можно констатировать единство взглядов всех ученых на то, что мелкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Именно мелкая моторика является показателем развития ребёнка.
С ранних лет ребёнка окружает предметная среда. Взаимодействие с ней осуществляется с первых месяцев жизни. Неосознанное наблюдение сменяется целенаправленным процессом изучения отдельных предметов окружающего мира. Хватательные действия, перекладывание из рук в руку, ощупыванием другие манипуляции позволяют развивать мелкие мышцы руки естественным способом. Со временем действия с предметами усложняются, а движения становятся более точными. Ребёнок учится держать чашку, ложку, может работать кисточкой и пластилином. В дошкольном возрасте навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Дети учатся работать с карандашом, ножницами, координируют глазомер с точностью движений пальцев. У них легко прививаются навыки самообслуживания (Самостоятельно кушать, одеваться, убирать игрушки, помогать по дому и т. д.). Кроме того, развивать моторику можно разнообразными способами. Традиционными являются игры с мячом; мелкими деталями (конструктор, вкладыши, собирание природного материала в виде шишек, ракушек и т. п.); шнуровки, пазлы; работа с бумагой, глиной; пальчиковые упражнения и гимнастика. Среди нетрадиционных способов развития моторики можно выделить прикладное творчество. Оригами, тестопластика, квиллинг, вышивка, валяние, форс-айс и т. д. не только выполняют функцию творческого развития личности ребёнка, но и совершенствуют работу мелких мышц руки.
В последнее время большую популярность приобрела техника работы с бумагой квиллинг. Донателла Чиотти дала следующее определение понятию квиллинг – это искусство изготовления различных узоров из тонких, скрученных в спиральки полосок бумаги. Квиллинг также называют «бумагокручением» или бумажная филигрань. Из скрученных полосок можно составить плоскостные или объёмные композиции, напоминающие тонкую кружевную паутинку. За несколько минут можно получить двух- и трёхмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объёмные формы, иногда называемые модулями, соединяясь и перетекая один в другой, создают каскад фигур, листьев, цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника. Примечательно и то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки. Квиллинг – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики, но и колоссальные возможности реализовать свои возможности.
В результате изучения литературы было выявлено, что программ по ознакомлению с техникой квиллинг в дополнительном образовании недостаточно, но существует программа С. П. Плотниковой «Искусство квиллинга» Светлана Николаевна считает возможным «при некоторой корректировке методик и содержания деятельности» использовать данную программу в качестве основополагающей. На этой основе я смогла разработать модифицированную программу дополнительного образования детей по направлению «Квиллинг как способ развития моторики руки у детей старшего дошкольного возраста» Мой курс рассчитан на 36 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20-25 минут в группах 5-7 человек. Основной принцип обучения от простого к сложному. В ходе обучения раскрываются теоретические вопросы данного вида искусства и практические особенности. К концу обучения дети должны обладать определёнными знаниями и умениями. В течение всего срока обучения проводятся коллективные и персональные выставки детских работ. Квиллинг успокаивает, снимает напряжение и импульсивность, развивает вкус. Он полезен для развития пространственного воображения, фантазии и глазомера. Дети с удовольствием занимаются квиллингом и получают удовлетворение от своей работы.
В итоге рассмотрения вопроса о значении и развития мелкой моторики можно сказать, что работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно и систематически. Ей необходимо уделять внимание и дома, и во время специально организованных занятий, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Одним из таких является квиллинг. Задания должны приносить ребёнку радость. Главное – научить его сочетать приятное с полезным!
Перспективный план по освоению техники квиллинг.
Средняя группа
Временной период Тема Развернутое содержание работы Оборудование
Октябрь
1. «Беседа о квиллинге» Познакомить детей с новым видом обработки бумаги – квиллингом. Познакомить с элементами квиллинга. Показать готовые работы, необходимое оборудование. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеем.
2. «Солнышко лучистое» Научить детей накручивать полоску цветной бумаги в спираль разного размера, распускать спираль в свободную завитушку и наклеивать ее на основу. Шаблон с наклеенным жёлтеньким кружочком, бумажные полоски жёлтой бумаги (30х0,7 см., клей ПВА, кисточки, бумажные салфетки, инструмент для квиллинга.
3. «Божья коровка» Научить детей накручивать полоски цветной бумаги в «свободную спираль» и приклеивать на основу. Готовый шаблон божья коровка на зелёном листочке, 8 полосок чёрной бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.
4. «Компот из ягод» Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль». Силуэт банки 15х20, клей ПВА, кисточки, 10 красных, желтых, оранжевых бумажных полосок, инструмент для квиллинга.
Ноябрь
1. «Яблоня» Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль». Лист белого картона с наклеенным силуэтом дерева (15х20, клей ПВА, кисточки, 10 красных, зеленых и желтых бумажных полосок, инструмент для квиллинга.
2. «Гусеница на листочке»
Закреплять умение у детей накручивать элемент «свободная спираль». Основа – листочек из цветного картона, 6-8 полосок зелёной бумаги, фломастеры, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.
3. «Осенняя береза» Познакомить детей с новым элементом квиллинга - «капля». Лист бумаги с нарисованным стволом березы, 10-15 жёлтых полосок бумаги, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.
4. «Дождик» Научить детей накручивать элемент «капля». Лист бумаги 15х20 с наклеенными тучками, 8-10 полосок голубого (синего) цвета, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.
Декабрь 1. «Снеговик» Продолжать учить детей накручивать элемент «капля».
Познакомить с новым элементом – «глаз».
Закреплять элемент – «свободная спираль» Цветной картон (для основы, цветные полоски для квиллинга, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.
2. «Снежинка» Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль» и «капля», продолжать учить изготовлять элемент «глаз». Лист голубого картона 15х15 см (круг, белая бумага для квиллинга, клей ПВА, кисточка, ножницы, инструмент для квиллинга.
3. «Украшаем ёлочку» Продолжать закреплять умения детей накручивать элемент «свободная спираль». Клей ПВА, кисточки, шаблоны зеленых елочек, разноцветные бумажные полоски, инструмент для квиллинга.
4. «Шарик на елку» Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль» и «капля», «глаз». Круги цветные с ленточкой 10х10 см, бумажные полоски разного цвета, клей ПВА, инструмент для квиллинга, кисточки.
Январь
1. «Зимний лес» (коллективная работа) Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль» и «капля», «глаз». Лист синего цвета 30х40, белые полоски бумаги, клей ПВА, инструменты для квиллинга, кисточки.
2. «Лошадка» Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль» и «капля». Учить детей украшать серединку цветка бисером. Шаблон лошадки из цветного картона, полоски из бумаги различных цветов, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга, бисер (крупный).
3. «Светофор» Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль». Листы картона (белого) 15х20 с наклеенным силуэтом светофора (черного цвета, полоски бумаги красного, желтого и зеленого цветов, клей ПВА, инструмент для квиллинга.
Февраль
1.2. «Верба»
(2 занятия)
Продолжать учить детей накручивать элемент «капля».
Учить придавать объем с помощью манки. Лист бумаги с нарисованной веткой, 15-20 полосок белой бумаги, манка, клей ПВА, кисточки, акварельные краски.
3. «Подарки папам» Продолжать учить детей накручивать элемент «глаз», «капля». Шаблоны щитов из цветного картона, 5 красных, 10 желтых бумажных полос, клей ПВА, инструмент для квиллинга, кисточки.
Февраль - Март 4.1. «Мимоза»
(2 занятия)
Продолжать учить накручивать элемент «свободная спираль», Учить детей аккуратно обводить трафарет на цветной бумаге.
Учить детей вырезать по контуру. Лист белого картона 15х20 см с силуэтом стебля цветка, трафарет листка мимозы, жёлтые полоски бумаги, 2 шт. зелёных полосок для листиков, ножницы, клей ПВА, кисточки.
Март
2. «Первые листочки»
Учить детей накручивать элемент - «капля». Лист бумаги с нарисованной веточкой, 15-20 полосок зелёной бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточки.
3.4. «Ромашковое поле» (коллективная работа)
(2 занятия) Продолжать закреплять у детей умение накручивать элемент «свободная спираль» и «капля». Лист (30х40 см) бумаги с нарисованными стебельками ромашек, 6-8 белых, 1 жёлтая, 3-4 зелёных бумажных полосок, клей ПВА, кисточки.
Апрель
1. «Рыбки плавают в аквариуме» Научить детей накручивать новый элемент «полукруг», закреплять умение накручивать элемент «капля», «глаз».
Продолжать учить детей делать элемент – «завитушка» Картонная основа (аквариум, цветные бумажные ленты для рыб, бумажные полоски бумаги (0,5х15см) для водорослей, клей ПВА, кисточки, ножницы, инструмент для квиллинга.
2. «Украшаем яичко к пасхе» Продолжать учить детей накручивать элементы «свободная спираль», «капелька» и «глаз».
Учить детей накручивать элемент квиллинга – «тугая спираль». Цветной картон, бумага для квиллинга, клей ПВА, кисточка, ножницы, инструмент для квиллинга.
3. «Черепашка»
(коллективная работа) Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль». Шаблоны черепашек из картона, полоски из бумаги (разного цвета) 10-15 шт., клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.
4. «Украсим платье для куклы Маши» Продолжать учить накручивать элемент «свободная спираль», «тугая спираль», «капля» и «глаз». Основа (цветной картон) – платье, цветные полоски из бумаги, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.
Май
1. «Палитра для художника» дЗакреплять у детей навык накручивать элемент «свободная спираль» Основа – палитры (картон белого цвета, цветные бумажные полоски, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга, фломастеры.
2.3. «Насекомые на лугу»
(2 занятия)
(коллективная работа) Закрепить у детей умение составлять из изученных элементов квиллинга композицию. Круг диаметром 20 см., цветные полоски бумаги, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга, фломастеры.