татьяна гришкян
Конспект квест-занятия с детьми 4–5 лет «Необычное путешествие к необычным островам»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация
детский сад №8
г. Миллерово
Квест - занятие
«Необычное путешествие к необычным островам»
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 4 -5 ЛЕТ
Разработчик: старший воспитатель: Гришкян Т. И.
г. Миллерово
2021 г.
Цель. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира посредством дидактических игр, экспериментирования;
Публикация «Конспект квест-занятия с детьми 4–5 лет „Необычное путешествие к необычным островам“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
2. Продолжать учить детей делать умозаключения по результатам практических действий;
3. Тренировать мыслительные операции, анализ и сравнение, ориентировку в пространстве;
4. Формировать навыки устного счета до 5;
5. Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал) независимо от их размера.
Развивающие:
1. Развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое
мышление и творческие способности ребенка, двигательную активность;
2. Развивать общую и мелкую моторику рук;
3. Развивать двигательную активность;
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
2. Учить работать в коллективе.
Методы и приемы:
-организационный момент (сигнал sos);
-словесный (рассказ, беседа, ситуативный разговор);
-наглядный (рассматривание, показ);
-игровой; эвристический (эксперименты)
Словарная работа:
-мерка;
-среда обитания
Оборудование. Демонстрационный и дидактический материал:
-рюкзачок – умнячок;
-кубик с загадками;
-старинный сосуд с картой;
-презентация «Геометрические фигуры»;
-аудиозапись: сигналы SOS; «шум моря»; «Песенка про геометрические фигуры».
-модели геометрических островов :
зеленый квадрат с макетом деревенского домика, деревьев, набором животных (диких и домашних);
желтый круг с муляжами кактусов;
красный треугольник с фигурками кувшинок из бумаги; 2 емкости – «водоема» с пресной и соленой водой; сырой картофель;
синий овал с емкостью с водой и капсулой;
- лазерный луч;
-браслеты на руку с геометрическими фигурами;
-шкатулка с медалями;
ткань голубого цвета; ленты разной длины – 3 шт. ; резиновые коврики; обручи – 5шт. ; шкатулка с конфетами.
Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор.
Предварительная работа педагога с детьми :
-совместное проведение с детьми экспериментальной деятельности;
-беседа о диких и домашних животных;
-повторение геометрических фигур и их признаков;
-знакомство с кактусом, его характерными особенностями;
- разучивание закличек;
Ход образовательной деятельности
Воспитатель:
1, 2, 3, 4, 5 –
Собираемся играть!
Дети подходят к воспитателю
Бегал по двору щенок
Видит пирога кусок,
Под крыльцо залез и съел,
Задремал и засопел.
А вот мы не будем спать,
Всем нам хочется играть.
Воспитатель:
-Ребята, а вы видели когда-нибудь сны? (выслушивает несколько ответов детей).
-Вот и мне сегодня приснилось, будто я нашла старинный сосуд, похожий на бутылку, стала его вытирать и… попала на необычные острова…
-А вообще-то вы знаете, что такое остров? (если дети затрудняются с ответом, то надо задать вопрос: «Вы не знаете? А что же делать, когда чего-то не знаешь? («Можно спросить у кого-нибудь»). Спросите меня».
Воспитатель (при необходимости) поясняет детям, что такое остров.
-Так вот, я и подумала, почему бы нам с вами не отправиться в увлекательное путешествие. Ну, как вам мое предложение? (дети высказываются по поводу предложенного).
№1 Звучит звуковой сигнал о помощи. Голос, оповещающий о бедствии на островах геометрических фигур:
«Внимание, внимание!
На островах геометрических фигур беда!
Помогите кто может!
Воспитатель:
-Ребята, вы слышите? Кто-то просит о помощи.
Воспитатель: А, вы слышали что-нибудь об островах геометрических фигур? И я ничего не слышала.
-Что же мы будем делать? (рассуждения детей).
-Конечно, раз просят о помощи, надо помочь.
-Тогда отправляемся в путь! Только, если, конечно, вы не боитесь трудностей и опасностей.
Все вместе:
Трудностей мы не боимся,
Всем помочь всегда стремимся!
Воспитатель:
- Но для начала, ребята, я предлагаю подкрепиться… Но не едой, а знаниями. Согласны?
-Я приготовила для игры с вами рюкзачок – умнячок. Он-то нам и поможет.
Воспитатель достает из рюкзачка кубик, на гранях которого приклеены карточки с загадками, на обратной стороне - цифры (ответы к загадкам).
Воспитатель снимает с кубика карточки и читает детям загадки. После правильного ответа на обороте показывает соответствующую цифру.
Воспитатель:
-Светит с неба нам луна…
Жаль, всего она … (одна).
-Сколько ранним утром глаз открывается у нас? (два).
-Жили в маленьком домишке
папа, мама и сынишка.
Это мишки – посмотри!
А всего их было… (три).
-Сколько ножек у стола?
Сколько лапок у кота?
Это знают во всем мире.
Ну, конечно же, … (четыре).
-На руке малышка Лена
Любит пальчики считать!
У нее, на удивленье,
Каждый раз выходит. (Пять)
Воспитатель:
-Молодцы, ребята! Вы отгадали все загадки! А карточки с цифрами я положу в рюкзачок, вдруг пригодятся.
Воспитатель:
-Все. Можно отправляться.
-Только как мы попадем на эти острова? Вот нам бы сейчас волшебный сосуд из моего сна!
Воспитатель вместе с детьми замечают сосуд. На пробке нарисована стрелка «вверх»
Воспитатель:
-Так вот же он!
-Подождите, ребята! Здесь на пробке какой-то знак!
-(к детям) как вы думаете, чтобы это значило? (рассуждения детей).
В ходе рассуждений приходят к выводу, что надо вытащить пробку.
Воспитатель вместе с детьми вытаскивают пробку, к ней привязана карта. Достают и рассматривают ее.
Воспитатель:
-Посмотрите, сколько островов на карте? (4). Чтобы добраться до каждого, надо сначала преодолеть препятствия.
-Я предлагаю взять карту с собой. Она будет подсказывать, какое задание нам предстоит выполнить. (кладет карту в сумочку).
-Теперь можно попробовать потереть сосуд.
Дети с воспитателем трут сосуд.
№2 Звучит волшебная музыка.
Дети из группы перемещаются в музыкальный зал.
Воспитатель:
-Посмотрите, вот они острова геометрических фигур! А вот и камни, которые мы видели на карте.
Перед камнями лежит таблица с заданием: разложить по порядку в клетках под камнями цифры от 1 до 5
Воспитатель:
-Ребята, вы поняли задание?
Дети:
-В клеточках под камешками необходимо выложить цифры по порядку от 1 до 5.
Воспитатель:
-А помогут нам карточки с цифрами. Помните, мы их в сумочку положили? (если будет время, можно порассуждать с детьми, как изобразить цифры в клетках).
Дети выполняют задание и переходят по «камням» к «острову зеленого квадрата».
Остров в форме зеленого квадрата из ткани. На нем в одном углу стоит деревенский домик, в другом –деревья. Посередине квадрата стоят дикие и домашние животные вперемешку.
Дети с воспитателем находят записку «Помочь животным попасть в свою среду обитания. Но вы сможете расселить животных тогда, когда убедитесь, что остров действительно квадратный».
Воспитатель:
-Ребята, какого цвета остров? Конечно, зеленый! А по форме? (квадратный). Это надо проверить.
-Ребята, а что мы знаем о квадрате? (рассуждения детей).
-Да, действительно, у квадрата 4 угла. Посчитайте! А еще что?
-Да, у квадрата 4 стороны. Посчитайте! А стороны одинаковые или нет?
- Да, одинаковые. Но нам надо все проверить, иначе мы не сможем помочь животным. Что же делать! Какие у вас будут предложения? (рассуждения детей).
Если дети затрудняются с решением, то педагог предлагает заглянуть в сумочку и найти какую-нибудь подсказку. Воспитатель достает из сумочки веревочку и ножницы. При помощи детей воспитатель измеряет веревочкой одну сторону «острова», отрезая лишнее. Затем «условной меркой» измеряют остальные три стороны, убеждаясь, что стороны равны.
Воспитатель:
-Ну, что ж стороны равны, а значит, что это остров…
Дети:
-… зеленого квадрата!
Воспитатель:
-Теперь можно помогать обитателям острова! Напомните, что мы должны сделать.
Дети: помочь животным попасть в свою среду обитания.
Воспитатель:
-А что это значит?
Дети: диким животным попасть в лес, а домашним – в деревню.
Воспитатель:
-Ребята, надо это сделать как можно быстрее, иначе может случится непоправимое.
Дети выполняют задание.
Беседа в ходе выполнения задания
Воспитатель:
-Как вы думаете, что произойдет, если мы им не поможем?
Дети: Хищные животные могут съесть домашних.
Воспитатель:
-Правильно! Среди диких животных есть хищники. А вы можете их назвать?
- Каких животных мы переместим в лес? Каким одним словом можно их назвать?
Дети: Медведя, волка, лису, зайца, лося. Это дикие животные.
Воспитатель: Каких животных вы переместили в деревню?
Дети: Корову, лошадь, свинью, козу, барана.
Воспитатель:
- Как одним словом можно их назвать?
Дети: Домашние
Воспитатель:
-Молодцы, справились с первым испытанием. Надо двигаться дальше! Но куда? Посмотрите внимательно, вы не видите здесь никакой подсказки?
Между лесом и хутором дети находят желтый круг.
Воспитатель:
-А вот и подсказка. На какой остров нам надо попасть? (остров желтого круга).
-Посмотрим карту. На ней указано, как до него добраться.
-Вот он остров желтого круга! А этот рисунок о чем нам говорит?
На карте нарисована лодка с людьми.
Рассуждения детей.
Воспитатель:
-Да, до него мы поплывем в лодке.
Воспитатель предлагает детям встать друг за другом – «сели в лодку». Дети одновременно движутся в колонне и, имитируют греблю.
Воспитатель:
-Все! Мы на острове!
На полу «остров желтого круга». На нем 2 кактуса без иголок. Иголки лежат вокруг кактусов.
Возле кактусов записка: «Спасите кактусы! Но не забудьте сначала убедиться, что вы на острове желтого круга»
Воспитатель:
-Скажите, какой формы и цвета остров?
-Как вы докажите, что этот остров круглый?
Дети : У круга нет углов.
Воспитатель:
-Правильно!
-Что же здесь случилось! ( рассуждения детей: кактусы без иголок погибнут).
-И, самое главное, они никогда не смогут зацвести.
Информация для воспитателя
Кактусы способны впитывать воду всей поверхностью стебля, но колючки делают это особенно интенсивно. Они являются видоизмененными листьями, напоминающими микроскопически тонкие трубочки, которые активно всасывают малейшую влагу. Главная задача иголок – защищать растение от посягательств животных.
Воспитатель:
-Ребята, чтобы быстрее помочь кактусам, я предлагаю разделиться на 2 команды: команда девочек и команда мальчиков.
-Каждому из вас необходимо вернуть кактусу по 5 иголок. Готовы? Тогда за работу!
№3 Под музыку дети выполняют задание.
Воспитатель с детьми :
-Ура! Мы спасли кактусы!
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, какое прекрасное место для отдыха. Полежим на песочке, отдохнем?
Релаксация. Офтальмологическая пауза
- Закройте глазки, и представьте, что вы лежите на теплом желтом песке.
Дети ложатся и закрывают глаза. Воспитатель прикалывает к «кактусам» цветы.
Дети лежат 10-15 секунд.
№4 Звучит аудиозапись «Шум моря».
Воспитатель:
-А теперь откройте глаза и посмотрите наверх. Видите красную точку? Сейчас эта точка с вами поиграет. Следим за точкой глазами, голову не поворачиваем.
Гимнастика для глаз. По окончании гимнастики на потолок проецируется красный треугольник
Воспитатель:
-Ребята, а вам не кажется, что это подсказка? (ответы детей).
-Немножко отдохнули? Тогда поторопимся.
Воспитатель обращает внимание на цветы кактусов. Это доказательство того, что помощь пришла вовремя.
Воспитатель:
-Посмотрим карту. На ней указано, какое препятствие необходимо преодолеть прежде чем добраться до острова красного треугольника.
-Надо перейти через болото по мостику.
На полу импровизированное болото и через него лежат два «мостика» : широкий и узкий.
Воспитатель:
-Ребята, перед нами болото. И два мостика. Чем мостики похожи и чем отличаются? (ответ детей).
-По какому мостику нам будет безопасней перейти болото?
Дети: по широкому мостику.
Дети проходят по широкому мостику к острову красного треугольника.
На «острове» лежат закрытые кувшинки. Рядом с «островом» стоят две емкости с водой – «водоемы».
В одной емкости вода соленая, в другой – пресная.
Воспитатель:
-Вот мы и добрались до следующего острова.
-Ребята, как здесь жарко! Земля на этом острове раскалена. Может поэтому он красный?
-Посмотрите, кувшинки! Они погибают! Что же делать? (рассуждения детей).
-Конечно, надо быстрее поместить их в воду. Но мы сможем им помочь, если убедимся, что это остров красного треугольника. Вы же помните, чтобы мы смогли оказать помощь, нам надо точно определить, какой формы этот остров. Что он красный, мы видим.
-А какой он по форме? (ответы детей).
-Как вы поняли, что этот «остров» треугольный? (дети объясняют).
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает им наводящие вопросы: «Сколько углов? Сколько сторон?»
Воспитатель:
-Задание выполнено!
-А вы помните, в какой воде живут кувшинки в пресной или соленой? Я вам об этом рассказывала.
Дети: в пресной.
Воспитатель:
-Как можно определить где пресная вода, а где соленая?
Дети: Нужно опустить в воду картофель. Если они всплывают, вода - соленая, а, если тонут, вода - пресная.
Экспериментальная деятельность: «Определение пресной и соленой воды в емкостях»
Воспитатель достает из рюкзачка картофель. Дети опускают картофелины. Определяют, где какая вода.
Воспитатель:
-Так в водоем с какой водой будем опускать кувшинки? (с пресной).
-Поторопитесь, ребята! Иначе цветы погибнут.
Дети опускают бумажные кувшинки в воду. Кувшинки «распускаются». В одной из кувшинок находят синий овал.
Воспитатель:
-Молодцы, справились с заданием. Не дали кувшинкам погибнуть. И нашли еще одну подсказку.
-Отправляемся к следующему острову. Посмотрим карту.
-Надо составить пары из геометрических фигур. Справимся?
Перед островом синего овала лежат геометрическими фигуры разной формы и разного цвета.
Дидактическая игра «Найди пару»
Воспитатель:
-Возьмите по одной фигуре. И, пока звучит музыка, ищите себе пару.
Дети берут по одной геометрической фигуре.
№5 Под музыку, с фигурами ходят по залу. С окончанием музыки, дети находят себе пару. Объясняют, почему они объединились в пары.
Воспитатель:
-Объясните, пожалуйста, почему вы объединились в пару? (дети объясняют).
Воспитатель:
-Ребята, вот мы и добрались с вами до последнего острова.
-Какой формы этот остров?
-Почему вы так решили? (рассуждения детей).
-Какого цвета?
Дети: Остров овальной формы, синего цвета. У овала углов нет.
Воспитатель:
-Что же надо сделать на острове синего овала? Я лично не пойму. И записки никакой нет.
-А вы, ребята, что-нибудь поняли? (ответы детей).
-Ну-ка, посмотрим повнимательней.
На «острове» стоит емкость с узким горлом и с небольшим количеством камней на дне и воды. В ней плавает капсула от киндер-сюрприза, которую нельзя достать. Вокруг емкости различные камни или тонущие предметы.
Обращают внимание на емкость. Рассуждения детей. Воспитатель подводит детей к мысли, что в капсуле может быть подсказка.
Воспитатель:
-Может кто-нибудь из вас догадается, как можно поднять капсулу наверх? (рассуждения детей).
-А я, кажется догадалась. Сейчас попробуем. Может получится.
-Будем опускать в емкость камешки. И посмотрим, что будет происходить.
Экспериментальная деятельность.
Дети с воспитателем опускают в емкость предметы. Уровень воды повышается, капсула становится ближе к поверхности. Воспитатель достает капсулу, открывает ее и читает записку:
«Спасибо вам за помощь!
Вас ждет награда! Но чтобы вернуться домой, вам надо отыскать шифр. Если вы правильно ответите на все вопросы, вы сможете увидеть шифр.
1. Остров какой геометрической фигуры вы посетили первым?
На экране появляется зеленый квадрат.
2. Кого вы спасли?
На экране появляется зеленый квадрат с животными.
3. Какой геометрической фигурой был второй остров?
На экране появляется желтый круг.
4. Кого вы спасли?
На экране появляется желтый круг с кактусами.
5. Остров какой геометрической фигуры был следующий?
На экране появляется красный треугольник.
6. Кого вы спасли?
На экране появляется красный треугольник с кувшинками.
7. Остров какой геометрической фигуры вы посетили последним?
На экране появляется синий овал.
8. Что вы на нем делали?
На экране появляется синий овал с емкостью.
А потом все четыре картинки вместе – шифр.
Воспитатель:
-Ребята, мы нашли шифр. Значит, где-то здесь надо искать награду.
Находят на «острове синего овала» коробочку с медалями и шифром.
На экране картинка с изображением медалей. Звучит музыка.
Педагог надевает детям медали и браслеты с геометрическими фигурами.
Воспитатель:
-Ребята, вы сегодня большие молодцы! Вы – настоящие спасатели. Я говорю спасибо вам.
-А еще…
Спасибо скажем мы не раз
Всему живому вокруг нас:
Как хорошо на свете жить,
Как хорошо уметь дружить!
-Запомните эти слова.
На экране появляется заставка Страны Волшебных красок.
№ 6 Голос просит о помощи:
«Внимание, внимание!
В стране Волшебных красок беда – все краски поссорились!
Помогите кто может!
Воспитатель:
-Слышите, кому- то опять нужна помощь.
-Придется отдохнуть и опять в путь.
-А пока возвращаемся в группу. Будем готовиться к новому путешествию.
№2 Под музыку дети выходят из зала