Получи документы

Квест –технология как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Наталья Симонова
Квест –технология как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Квест – технология как средство экологического воспитания

детей дошкольного возраста».

"Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Дай мне действовать самому - и я научусь".

Конфуций

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Окружающая нас природная среда удивительна, но в то же время очень и очень хрупкая. Сегодня и детям и взрослым, необходимо больше знать о том, как сохранить и защитить природу, ведь она источник нашей жизни.

Темочки:

Дошкольный возраст – сензитивный период для формирования вежливого общения с окружающим миром. Развивать экологическое мировоззрение, экологическую культуру нужно с дошкольного возраста. Ведь именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, формируются первые основы экологического мышления, закладываются элементы экологической культуры. Важнейшим фактором экологического воспитания является создание условий для наблюдения дошкольниками явлений и объектов природы и предоставления возможности непосредственного общения с живой природой.

Приоритетной формой воспитания и обучения детей является игра, т. к. она ведущий вид детской деятельности и средство познания действительности. Поэтому в работе с детьми я решила использовать игровую квест-технологию. Использование квест – технологии в работе по экологическому воспитанию детей, помогает систематизировать знания по экологии, а также позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. Квест-игра является эмоционально привлекательной для ребёнка-дошкольника, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий. Тщательно организованные квест-занятия актуальны в контексте требований ФГОС ДО.

Основной целью своей работы я считаю воспитание эмоционально-целостного отношения к окружающему миру природы с помощью технологии «КВЕСТ».

Образовательный квест отлично решает поставленные задачи в экологическом воспитании детей :

SSS 61656; Формировать представления о неживой природе как среде обитания животных и растений, о приспособленности живых существ к среде обитания.

SSS 61656; Формировать у детей понимание разнообразных ценностей природы.

SSS 61656; Развивать умение обнаруживать признаки благоприятного или неблагоприятного состояния природных объектов и их причин.

SSS 61656; Воспитывать экологическую культуру.

SSS 61656; Воспитывать умение работать в команде, добиваться общей поставленной цели.

SSS 61656; Внедрять технологию «КВЕСТ» в образовательную деятельность.

А что такое КВЕСТ?

Толковый словарь русского языка ХХI века определяет квест, как "жанр командных интеллектуально-подвижных игр, включающих элементы ориентирования; игра в этом жанре".

В переводе с английского «квест» — это игра, поиск. Прародителями квестов являются компьютерные игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Адаптируя квест к педагогической деятельности мы получили - командную игру. Команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Задания для детского квеста могут быть самыми разными: загадки; ребусы; пазлы; творческие задания; лабиринты; спортивные эстафеты.

Для успешного решения задач, при использовании квест-технологий я придерживаюсь следующих принципов:

1. Безопасность. Игра должна быть безопасной для жизни, психического и физического здоровья ребенка. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья.

2. Доступность. Вопросы и задания соответствуют возрасту и интересны для участников квеста.

3. Систематичность. Задания продумываются таким образом, чтобы они были последовательными и логически взаимосвязанными.

4. Эмоциональную насыщенность квесту придают декорации, музыкальное сопровождение, карты, схемы, атрибуты. Задания увлекают детей, вызывают интерес и желание действовать.

5. Очень важна в квестах разнообразность. Выполнение заданий предполагает использование различных видов деятельности.

6. На получение ощутимого конечного результата и рефлексии влияет чёткая постановка цели и распределение ролей.

Моим воспитанникам наиболее интересны квесты, где есть сюжет, а они являются главными помощниками сказочного персонажа или любимого ими мультипликационного героя. Встреча с любимым героем повышает образовательный интерес, активизирует познавательные процессы и оставляет незабываемые положительные впечатления у детей. Начинала я с квестов - путешествий, где сначала сама направляла детей по станциям, затем я старалась дистанцироваться, чтобы ребята сами выбирали путь к цели. Детям очень нравятся квесты - соревнования, в которых задействуется одновременно и интеллект всех участников, их физические способности и воображение. В данных квестах приходится делить детей на команды, но проблема в том, что дошкольники категорически не желают проигрывать, поэтому приходилось составлять квест так, чтобы не было побеждённых.

Разработанный цикл квестов на учебный год придерживается тематическому планированию нашего учреждения. Тематика квестов соответствует задачам и содержанию парциальной программы "Добро пожаловать в экологию".

Необходимо отметить, что для реализации поставленных задач пополняется развивающая предметно-пространственная среда группы. Мною разработаны и изготовлены пособия: макет "Природные зоны", макет "Насекомые", макет "Семья муравьёв", макет"Огород", лепбук "Времена года". В своих квестах я использую различные ширмы, которые помогают детям реально оказаться в сказочном лесу или на берегу моря. Иногда, специально для квеста я изготавливаю модели героев, записываю их разговор, чтобы у детей создалось впечатление непосредственного общения с персонажем. Данные пособия используются как при проведении квестов, так и в самостоятельной детской деятельности. Во время выполнения заданий включается соответствующее музыкальное сопровождение.

Квест "Береги природу" я создала в виде лепбука, он состоит из семи разных заданий. Этот квест можно предложить как одному ребёнку, так группе детей. Задания объединены общим смыслом - знакомят ребёнка с действиями, направленными на сохранение природы и формирование экологической культуры детей. А выполняя эти задания дети закрепляют материал или расширяют свои познания в экологии. В данном квесте детям предлагается произвести сортировку мусора, помочь птицам найти "свою стаю", т. е. классифицировать на зимующих и перелётных, найти "с какого дерева листок", помочь дятлу обнаружить вредных насекомых, собрать пазл и узнать какие животные занесены в Красную книгу, пройти лабиринт вместе с птенчиком до гнезда, распределить домики для живых существ. За каждое выполненное задание дети получают букву, в конце нужно собрать слово ПРИРОДА, которое уже написано на последней странице. Выполнив все задания и собрав слово, дети получают медаль с надписью "МОЛОДЕЦ".

Квест "Мы у Осени в гостях" проводился на территории детского сада. Его цель - это поиск информации о признаках осени. В группе дети получают аудио письмо от Осени, которая приглашает всех погулять и всё об осени узнать. Ребята выходят на прогулку, находят задания. Помочь детям узнать об осени могут деревья. На деревьях прикреплены иллюстрации с изображением признаков природы. Они прикреплены к дереву и закрыты на замок. К замочкам нужно подобрать ключик, правильно выполнив задания. Задания самые разнообразные: загадки, ребусы, пазлы, картинки с подсказками. Детям понравился квест, они быстро выполняли задания и подбирали ключи. Затруднения вызвали только разгадывание ребусов, но и с этими заданиями мы справились. Как результат, дети смогли составить рассказ про осень, а в награду они получили приглашение на осеннее развлечение.

Ребята из моей группы очень интересуются насекомыми. По этому квест "По следам добрых насекомых" вызвал у них восторг и желание узнать про насекомых как можно больше. Целью данного квеста было помочь гусенице превратиться в бабочку, выполнив задания. Первым заданием было избавиться от сорняков на клумбе. Затем дети помогали муравью найти короткую дорогу к муравейнику по лабиринту. Далее дети помогали пчёлам, сажали цветы, чтобы пчёлы могли собирать с них нектар. На всём пути детей сопровождала гусеница, а когда они сажали цветы она пропала. Ребята решили идти на её поиски. На их пути появилось непроходимое болото. Помочь вызвалась стрекоза, которая давала детям волшебные следы, если они отгадают загадки. Миновав болото, увидели на "дереве" кокон и сделали вывод, что бабочка превратилась в куколку. На глазах детей из куколки появляется бабочка, которая поблагодарила детей и подарила им медали "Юные помощники".

Квест "Мы юные помощники природы" проводился совместно с инструктором по физической культуре. Он прошел в форме эстафет, целью которых было помочь лесным жителям. Дети очищали озеро от мусора, который нужно было рассортировать в разные контейнеры; снимали пакеты с дерева, чтобы в них не запутались птицы; тушили пожар в лесу; переносили животных в безопасное место и обезопасили капканы, которые поставили браконьеры. За помощь лесным жителям Фея Природы подарила ребятам живой цветок и просила ухаживать за ним в группе.

Отмечу, что сейчас дети без напоминания взрослого обращают внимание на состояние не только данного цветка, но и других растений. Следят за их поливом при необходимости. Совсем скоро подарок Феи порадует нас своим цветением.

Жизнь вносит свои коррективы. В ноябре в нашей группе был объявлен карантин. В целях реализации ООП, чтобы дети не скучали, я предложила им "Виртуальный квест". Каждый день присылала задания, ответы на которые они старались находить сами или с помощью родителей в сети Интернет, в энциклопедиях или в детских книгах. Так же были и творческие задания. Свои ответы ребята присылали мне по viber и за каждый правильный они получали виртуальный цветочек. В конце недели подвели итоги, объявили победителей. Наградой для всех была ссылка на "Уроки мудрой тётушки Совы" в сети Интернет.

Внедрение Квест – технологии в образовательную деятельность продолжается, но уже на данном этапе мы пришли к положительным результатам. Ребята больше времени стали проводить в уголке природы, они замечают, что уже пора полить цветы, порыхлить землю в горшочках, предлагают протереть пыль с крупных листочков. Если раньше они могли бросить листок или фантик на землю, то сейчас они спрашивают куда им можно его выбросить или кладут в карман и выбрасывают в мусорное ведро в группе. С большим желанием они собирают упавшие ветки с деревьев, очень любят кормить птиц и наблюдать за ними.

Говоря о трудностях, хотелось бы сказать, что с большим трудом нам далось умение работать в команде. Если в начале внедрения квестов дети стремились выполнять задание самостоятельно, отталкивали своих товарищей, то сейчас они стараются договариваться, распределяют роли, чтобы все могли принять участие в решении задачи.

Игровые квест - технологии делают образовательный процесс более увлекательным, развивают познавательную активность детей, вызывают эмоциональный подъем осуществляется интеграция образовательных областей, комбинируются разные виды детской деятельности и формы работы с детьми; в процессе игры ребёнок реализует свои интеллектуальные и творческие возможности, квест-игра создает условия для сплочения коллектива дошкольников, установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений.

С помощью квест-игр дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций, активно включаются в деятельность, познают новое.

Публикации по теме:

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.

Этические беседы как средство воспитания честности и правдивости у детей дошкольного возраста В нравственном воспитании одним из важнейших качеств личности является честность, начала которого закладываются в дошкольном детстве. Моральный.

Зимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возрастаЗимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возраста Зимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возраста. Дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Квест –технология как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 12 декабря 2020 в 16:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Квест –технология как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Симонова (УИ 87619) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД