Светлана Беленовская
Квест по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Синичкин день»
▼ Скачать + Заказать документы
Квест по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста
МБДАОУ «Детский сад №201» города Оренбурга
Квест по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Синичкин день»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зимующих птицах, их образе жизни и отличительных особенностях.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать активизации и расширению словаря по теме «Зимующие птицы».
Публикация «Квест по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста „Синичкин день“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синичкин день, 12 ноября
- Синичкин день. Сценарии развлечений, 12 ноября
- Старшая группа
- Темочки
- Закрепить знания детей о том, чем питаются птицы зимой.
- Продолжать совершенствовать грамматический строй речи.
- Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных в единственном числе
- Совершенствовать навыки словообразования.
- Закреплять умение детей составлению описательных рассказов о зимующих птицах по опорным картинкам.
Развивающие:
- Продолжать развивать выразительность речи и связную речь
- Продолжать упражнять в составлении предложений с опорой на предметные картинки
- Продолжать упражнять в согласовании существительного со словом «много»
- Способствовать развитию зрительного восприятия и слухового внимания;
- Способствовать умению сравнивать, анализировать и обобщать;
- Развивать моторику и координацию движений;
- Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к окружающей среде.
- Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой. Воспитание навыков сотрудничества, активности
Оборудование: мультимедийная установка, картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, картинки с изображением корма для птиц, картинно-графический план; магнитная доска, мяч, кормушка, мешочек или коробочка для складывания зернышек, цветные зернышки и ягодки.
Предварительная работа: чтение «Синичкин календарь» В. Бианки, беседы о зимующих птицах: «Чем лакомятся зимующие птицы», «Жизнь птиц зимой», рассматривание сюжетных и предметных картинок с обсуждением внешнего вида, особенностей поведения птиц, наблюдение за птицами во время прогулки. Разучивание подвижной игры «Шустрая синичка», пальчиковой игры «Кормушка».
Индивидуальная работа: Разучивание стихотворения «Синица, синица, что тебе снится?» Е. Евсеевой.
Методы: Словесные, игровые, наглядные, практические
Ход занятия:На экране мультимедиа появляется синичка и сообщает детям:
- 12 ноября отмечается праздник – Синичкин день или «Зиновий-Синичник», т. е. день встречи зимующих птиц. Конечно, главный герой праздника – я - синица. Старинное народное название синицы «синка», «синюшка» имя этой птицы связывают с синим оттенком ее оперения. Меня зовут Зинька по моей песенке, в которой слышаться звуки «зинь-синь». Ребятки! Нам очень холодно и голодно. Помогите нам!
Воспитатель:
- Ребята, как вы уже слышали, синичка Зинька хочет, чтоб мы пришли к ней и ее пернатым друзьям на помощь. Но для этого нам нужно отправится в лес (на экране появляется картинка лес)
Воспитатель: - Но для того, чтобы нам туда попасть, нам нужно пройти несколько заданий, и за каждое правильно выполненное задание мы получим по зернышку, ведь с Синичкиного Дня, с приходом первых холодов, было принято подкармливать птиц, заботиться о них. Знаете, в народе говорили: «Подкорми птиц зимою — они послужат тебе весною».
Игра «Отгадай птицу»Воспитатель загадывает детям загадки. По мере называния птиц на экране появляется соответствующую картинка птицы.
Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей.)
Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)
Он поёт всегда красиво,
Его трели с переливом.
Прячется среди ветвей.
Кто певец тот?. (Соловей)
Всем известна эта птица,
Серо-черная девица.
Каркает бесцеремонно.
Как зовут её?. (Ворона)
Скачет бойко по дорожки,
Подбирает с земли крошки.
Не боится голубей.
Что за птичка?. (Воробей)
Детки домик смастерили
И на дерево прибили.
Поселился в нем певец.
Как зовут его?. (Скворец)
С утра трещит и тараторит,
По лесу шум, сплошной, наводит.
С хвостом длинным, белобока.
Кто болтливая?. (Сорока)
Чистит лес он от жучков,
Гусениц и червячков.
На природе врачеватель.
Как зовут его все?. (Дятел)
В чужие гнёзда эта птица,
Подбросить яйца мастерица.
Ку-ку кричит подружка.
Все как зовут?. (Кукушка)
Она по ночам, по лесу летает,
Мышей, грызунов себе добывает.
С большими глазами её голова.
И как все зовут её детки?. (Сова)
Громко кричит, тенью летает,
Сильно людей ночью пугает
И когтями очень силен,
Кто, скажите детки?. (Филин)
Воспитатель:- Молодцы, ребята, вы справились с заданием и вы получаете зернышко.
Игра «Кто как поет» (дидактическая игра на звукоподражание)
Воспитатель:
- Давайте вспомним, как птицы поют:
Голуби – гру-гру-гру
Вороны - кар, кар, кар
Совы - ух, ух, ух
Воробьи - чик- чирик
Дятел – тррр – тррр
Синица - тинь, тинь
Ребенок рассказывает заранее выученное стихотворение:
Синица, синица, что тебе снится?
Зёрнышки, мошки, да хлебные крошки.
Синица, синица, ещё что-то снится?
Солнышко, речка, домик с крылечком,
Мальчик Антошка и… хлебные крошки. (Е. Евсеева)
Воспитатель:- Ребята, вы – молодцы, справились с заданием и снова получаете зернышко.
- Скажите, чем питаются птицы зимой? Ответы детей.
- Как думаете, хватает ли птицами пищи зимой? Ответы детей.
- Почему не хватает? Ответы детей.
- Вы знаете, можно помочь птицам зимой? Ответы детей.
- Как мы можем это сделать?
Воспитатель достает и ставит на стол заранее приготовленную кормушку для птиц. Рассматривают ее совместно с детьми.
Дидактическая игра «Мы накормим птиц»Воспитатель выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки.
- Ребята, давайте накормим птиц. Как вы думаете, кто что кушает?
Снегири – ягоды рябины.
Синицы – семечки.
Голубь – хлебные крошки.
Воробей – зерна.
Дятел – семена шишек.
Ответы детей:
– Я дам снегирям ягоды рябины.
– Я угощу синиц семечками.
– Я накормлю голубя хлебными крошками.
– Я дам воробью зёрен.
– Я накормлю дятла семенами шишек.
Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Сколько птиц в кормушке нашей прилетело? – ритмично сжимают и разжимают кулачки
Мы расскажем – машут перекрестно сложенными ладонями
две синицы, воробей, - на каждое название загибают по одному пальчику, начиная с больших
шесть щеглов и голубей.
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек! – трут большие пальчики об указательные, как бы насыпают корм
Воспитатель:- Ребята, вы снова справились с заданием и вы получаете зернышко.
Упражнение «Кормушка»Педагог читает стихотворение З. Александровой «Новая столовая».
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь–сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, как много птиц прилетело к нашей кормушке. Давайте попробуем их назвать. Назовите птиц со словом «много».
Ответы детей.
Воспитатель:- Молодцы, ребята, вы справились с заданием и вы получаете зернышко.
Динамическая пауза «Шустрая синичка»Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)
Тири – тири (прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
Игра с мячом «Назови-ка ласково»Воспитатель предлагает детям назвать предметы в уменьшительно–ласкательной форме. При затруднении взрослый помогает детям. Кто поймал мяч – называет слова.
Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.
Воспитатель:- Ребята, вы – молодцы! Справились с заданием, вот вам зернышко. Идем дальше.
Упражнение «Составь новое слово»Воспитатель предлагает детям закончить предложения:
• У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
• У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
• У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
• У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
• У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
• У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.
Воспитатель:
- И вы снова молодцы! Держите зернышко.
Дидактическая игра «Опиши птицу».
Составление описательных рассказов о зимующих птицах
Воспитатель:- Посмотрите на план и послушайте внимательно рассказ. Назовите птицу, о которой говорится - это зимующая птица. Тело ее покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, две лапки, хвост. Грудка у нее желтая: желтогрудая птица. Зимой она любит полакомиться салом. Ответы детей.
- Предлагаю вам самостоятельно составить рассказ-описание зимующих птиц, опираясь на картинно-графический план. Кто сможет? Ответы детей.
Снегирь – это зимующая птица. Тело снегиря покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, две лапки, хвост. Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами, почками растений.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы справились с заданием и вы получаете зернышко.
Воспитатель подходит к кормушке и предлагает детям высыпать в нее зернышки и при выходе на прогулку повесить на веранду.
Синичка Зинька радуется (на экране)
- Птицы, ребята, – очень полезные. Берегите птиц, заботьтесь о них в зимние дни. Делайте кормушки для птиц, подкармливайте птиц, когда им холодно и голодно! Спасибо вам!
Рефлексия
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы с вами совершили путешествие в зимний лес. Понравилось ли вам наше путешествие? Для чего мы путешествовали? Ответы детей.
Какие задания для вас были сложными, а какие простыми? Ответы детей.
Если вам было интересно и понравилось выполнять задания, положите в кормушку красную ягодку;
Если понравилось, но не все было интересно – положите желтую ягодку;
Ну, а, если не понравилось – то положите черную ягодку.