Юлия Мелкомукова
Квест-игра «Загадки осени» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Квест-игра «Загадки Осени»
Предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Авторы:
Токарева Виктория Эдуардовна, учитель-дефектолог
Шарова Диана Анатольевна, учитель-дефектолог
Мелкомукова Юлия Васильевна, воспитатель
Актуальность
Современные дети испытывают повышенную жажду к восприятию информации и находятся в постоянном поиске способов удовлетворения этой потребности. Большинство современных дошкольников растет в мире компьютерной техники, электронных игрушек, гаджетов – это накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка, на формирование его психических особенностей. Поэтому педагогу сложно подобрать методы и технологии, которые бы соответствовали принципам и задачам современногостандарта и в то же время были бы интересны детям.
Публикация «Квест-игра „Загадки осени“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Осенние квест-игры
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Квест-игра-универсальная игровая технология, построенная на совокупности обучающих и развлекательных программ. Она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.
Новизна нашей работы заключается в использовании технологии Мастерских полезного действия на базе МАДОУ «Конструктор успеха» г. Перми в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Квест-игра «Загадки осени» предназначена для педагогов и специалистов дошкольного образовательного учреждения
Цель: развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста, используя технологию квеста.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление детей об осени, как времени года, учить понимать закономерности явлений природы;
- мотивировать эмоциональную и познавательную активность детей посредством серии игровых заданий.
Развивающие:
- развивать у детей логическое мышление, память, внимание, социально – коммуникативные качества путем коллективного решения общих задач;
- развивать связную речь, обогащать словарный запас.
-способствовать развитию, интеллектуальных и творческих способностей,
Воспитательные:
-воспитывать чувство товарищества и взаимопонимания
-воспитывать любовь к природе осенью, умение ценить красоту родной природы, беречь ее.
Участники: педагоги и специалисты ДОУ, дети старшего дошкольного возраста.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Вершки и корешки, повторить виды, особенности строения деревьев, прослушивание песен «Хлеб всему голова», сл. В. Балачан, композитор Н. Кудрин. ,П. И. Чайковский «Сентябрь. Охота» из цикла «Времена года», рассматривание репродукции картин В. Коркодым «Золото осени», И. Левитана, В. Поленова «Золотая осень», И. Шишкина «Первый снег».
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное,художественно-эстетическое,познавательное
Материалы и оборудование: план-схема прохождения квест-игры, карточки с буквами, кусочки овощей и фруктов, шпажки, тарелка,конструктор «LEGO», схема сборки осенних деревьев, краски и кисти, баночка с водой, палитра/лист бумаги,бумажное дерево с буквами и игровое поле, карточки с ребусами,аудиофайл «Шелест листвы», карточки с изображением рябины,березы,черемухи,книга «Вершки и корешки», аудиофайлыпесен «Хлеб всему голова», сл. В. Балачан, композитор Н. Кудрин. ,П. И. Чайковский «Сентябрь. Охота» из цикла «Времена года», репродукции картин В. Коркодым «Золото осени», И. Левитана, В. Поленова «Золотая осень», И. Шишкина «Первый снег»,аудиофайлы «Голубой вагон»,«Настоящийдруг»,«Улыбка»,«Песенка крокодила Гены»,«Чунга-чанга»,«Колыбельная медведицы»
Ход:
Мотивационный момент:
В-Здраствуйте, ребята! Мне сегодня на почту пришло одно очень необычное письмо, давайте вместе с вами узнаем, что в нем? (Ответы детей) Педагог открывает конверт и читает письмо.
В-А здесь, ребята, загадка для вас от Лесовичка:
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
А отгадку вы узнаете, когда пройдете все испытания, которые ждут вас на карте! Следуйте строго по стрелочкам, иначе не найдете ответ на мою загадку! Вам предстоит выполнить множество разных заданий! За каждое выполненное задание вы получите буквы, из которых состоит ответ на мою загадку. Пишет нам Лесовичок. Ну, что отправляемся! Готовы? (Ответы детей)Тогда вперед!
(Дети вместе с педагогом начинают следуют по указанному маршруту на карте)
В- Ребята, на карте изображены какие-то значки, кто знает, что они обозначают? (Ответы детей) Верно! Это же наши мастерские, первая-мастерская Экспериментирования! (Воспитатель и дети следуют в мастерскую Экспериментирования).
Основная часть
Мастерская экспериментирования
Детей и воспитателя встречает педагог
В-Здраствуйте, нам сегодня на почту пришло письмо от Лесовичка он нам загадал загадку, ответ на которую мы сможем получить, только если пройдем все испытания. Вы нам не поможете?
П- Добрый день, друзья! Конечно я вам помогу, готовы выполнить первое задание? (Ответы детей). Посмотрите в окно, какие краски мы сейчас наблюдаем? (Ответы детей).Верно! А как их можно получить (Ответы детей) Сейчас мы это и проверим! Проведем опыт!
Проводится опыт «Волшебная кисточка» (см. Приложение 2)
П- Как здорово! Ребята, вы отлично справились с первым заданием. З а это я вам вручаю первую букву! Держите! (Педагог вручает детям карточку с буквой «О»).Прощайте!
В- Ну, что, а мы идем дальше! Следующая мастерская какая? (Ответы детей) Точно! Это мастерская Конструирования и роботетхники! (Движутся в мастерскую).
Мастерская конструирования и робототехники
В-Здраствуйте, нам сегодня на почту пришло одно письмо от Лесовичка. Нам нужно отгадать загадку, собрав все буквы. Вы нам не поможете?
П- С удовольствием!
Проводится конструирование (описание см. в Приложении 3)
П-Вы отлично поработали! Вот вам следующая буква! (Вручает детям карточку с буквой «С») До новых встреч!
В-А мы двигаемся в Швейную мастерскую! Интересно, что же нас там ждет? (Перемещаются в Вокальную мастерскую)
Вокальная мастерская
В-Добрый день, мы с ребятами выполняем разные задания и ищем буквы, чтобы собрать ответ на загадку от Лесовичка.
П- Здраствуйте,ребята! С удовольствием вам помогу! Начнем!
Проводится игры (см. Приложение 4)
П-Какие молодцы!Держите следующую букву! (Передает детям букву «Е»)До свидания!
В-Ребята, судя по карте, нам осталось всего две мастерских! Какая следующая? (Ответы детей) Идем! (Воспитатель и дети приходят в мастерскую «Домоводства и кулинарии»
Мастерская «Домоводства и кулинарии»
В-Здраствуйте! Мы с ребятами отгадываем загадку Лесовичка. Чтобы получить ответ нам нужно выполнить разные задания. Что нас ждет у вас?
П- Здравствуйте, сейчас на улице становится прохладно и реже появляется солнышко, а мы начинаем чаще болеть! Как вы думаете, где находится много витаминов (Ответы детей) Конечно!Вы уже много знаете о фруктах и овощах, и сегодня мы поговорим и о том, что вам уже известно, а что-то вы узнаете новое. Знания о полезном питании пригодятся и нам, помогут сохранить и укрепить здоровье, хорошее настроение.
Проводятся игры «Вершки и корешки» ,«Попробуй- расскажи» (см. Приложение 5)
П-Как легко вы справились с моими заданиями! (Передает карточку с буквой «Н»)Держите свою букву!До новых встреч!
В-Ребята, мы с вами почти у цели! Последняя -наш с вами «Центр ораторского искусства! Движемся туда!
Центр Ораторского искусства
П-добрый день, друзья! Знаю, знаю, вы собираете слово, которое будет ответом на загадку от Лесовичка.
Чтобы получить последнюю букву вам нужно выполнить и мое задание тоже!
См. Приложение 6
-П-вот ваша последняя буква! (Вручает детям карточку с буквой «Ь»)
Заключительная часть
В-Ребята! Мы собрали все буквы! Какое же слово у нас получилось (ответы детей) (Дети выкладывают из букв слово)Правда, осень!Вот он ответ на загадку от ….Вам понравилось выполнять задания?Что вам было сложнее всего выполнить? Какая из мастерских вам запомнилась больше всего? (Ответы детей) Спасибо вам за игру! Было очень интересно и увлекательно!
Приложение 1
План-схема прохождения квест-игры «Загадки осени»
Карточки с буквами кодового слова
О Е Ь
С Н
Приложение 2
Мастерская «Экспериментирования»
Экспериментирование «Волшебная кисточка»
Цель: знакомство с получением промежуточных цветов путем смешения
двух (красного и желтого – оранжевый; красного и зеленого – коричневый;
синего и желтого – зеленый).
Игровой материал: красная, синяя, зеленая и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен; контуры осенних листьев (кленовый лист, березовый, дубовый).
Краткое описание:
Взрослый знакомит детей с волшебной кисточкой и предлагает им закрасить
на листах с контурами листья, как на образце. Взрослый рассказывает, как краски поспорили о том, кто из них красивее, кому закрашивать оставшийся листик, и как волшебная кисточка их подружила, предложив краскам раскрасить оставшийся лист вместе. Затем взрослый предлагает детям смешать на палитре краски (в соответствии с пиктограммой, закрасить новой краской третий лист и назвать получившийся цвет.
Приложение 3
Мастерская «Конструирования и робототехники»
Материалы:блокиLegoDuplo (желтого, оранжевого, красного, зеленого, коричневого, белого цветов);звуковой файл с шелестом листвы; картинки с осенними деревьями и их листьями.
Краткое описание:
Взрослый предлагает детям понаблюдать, какие изменения происходят осенью за окном. Обсудить с детьми, что им нравится в осени, как мы можем наблюдать за осенними изменениями в природе. Далее взрослый включает аудиофайл «шуршание листьев». Далее проводится беседа о разнообразии видов деревьев и их листьев. После этого детям предлагается разложить детали LEGOпо цвету и определить какого цвета деталей больше и на сколько. Далее дети рассматривают картинки с изображениями рябины, дуба, липы, березы и обсуждают различия и сходства этих деревьев, их листьев.
Приложение 4
Вокальная мастерская
Музыкальный репертуар: Песня «Хлеб всему голова», сл. В. Балачан, композитор Н. Кудрин. П. И. Чайковский «Сентябрь. Охота» из цикла «Времена года».
Наглядный материал:Репродукции картин В. Коркодым «Золото осени», И. Левитана, В. Поленова «Золотая осень», И. Шишкина «Первый снег».
Игра «Лишняя картина»
Краткое описание: В этом задании дети находят лишнюю картину.
Внимание детей обращается на картины художников: В. Коркодым «Золото осени», И. Левитан «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень», И. Шишкин «Первый снег».
Педагог : И художники, и композиторы, и поэты восторгались осенью в своих произведениях.
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса», - писал А. С. Пушкин.
Игра «Подбери картину к музыке»
Материалы:Картина З. Серебряковой «Хлеб»,песняН. Кудрина на стихи В. Балачан «Хлеб всему голова»,Картина В. Перова «Охотники на привале»,П. И. Чайковского «Сентябрь. Охота» из цикла «Времена года».
Краткое описание:Педагог просит детей сначала подобрать картину к песне композитора Н. Кудрина на стихи В. Балачан «Хлеб всему голова». (Картина З. Серебряковой «Хлеб»).Затем подобрать картину к музыке П. И. Чайковского «Сентябрь. Охота» из цикла «Времена года». (Картина В. Перова «Охотники на привале»).
Игра «Угадай мелодию»
Материалы: аудиофайлы «Голубой вагон»,«Настоящийдруг»,«Улыбка»,«Песенка крокодила Гены»,«Чунга-чанга»,«Колыбельная медведицы»
Краткое описание:
Педагог предлагает детям отгадать знакомые, любимые вами мелодии песенок, которые приятно петь в любое время года и осенью, и летом и зимой.
Приложение 5
Мастерская домоводства и кулинарии
Игра «Вершки и корешки»
Материал: книжка «Вершки и корешки».
Краткое описание:
Взрослый предлагает детям вспомнить сказку «Вершки и корешки». Затем спрашивает у детей чем отличаются вершки от корешков, у каких растений мы едим луковицу просит детей привести примеры.
Игра «Попробуй- расскажи»
Материал: овощи и фрукты нарезанные на небольшие кусочки, шпажки, тарелка.
Краткое описание:
Дети по очереди пробуют на вкус овощи и фрукты и рассказывают про него: - Какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь? Какой на вкус? Что из него можно приготовить? Остальные дети отгадывают,что это за продукт.
Приложение 6
Мастерская ораторского искусства
Игра «Три осенних месяца»
Материал: карточки с буквами, дерево с тремя цветными полями,
схемы слов (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Краткое описание:
Взрослый предлагает детям в соответствии с цветом выложить из букв слова по схеме и с полученными словами взрослый предлагает составить предложения из определенного количества слов: со словом «Сентябрь»- предложение из 4-х слов;со словом «Октябрь»- 6 слов; со словом «Ноябрь»- 5 слов.
Игра «Отгадай ребусы»
Материал: карточки с ребусами
Краткое описание: Педагог предлагает детям отгадать несколько ребусов. С отгадкой детям также предлагается придумать предложения.