Наталия Усова
Квест-игра в образовательном процессе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с реализацией Федерального стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольника. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций является игра. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития.
Для педагога, содержательная,отвечающая интересам детей, правильно организованная игра- эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.
Публикация «Квест-игра в образовательном процессе детского сада» размещена в разделах
Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест- технологию, которая не так часто используется педагогами в работе.
Квест- игры – одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка, проявление инициативности как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией.
Квест-игра- креативная, современная и зажигательная. Эта технология приемлема и для дошкольников. Квест-технология- это один из вариантов игры-путешествия, применяемой в дошкольном возрасте, а игра, как мы знаем, ведущий вид детской деятельности.
Квест –игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовать задачи каждой из пяти образовательных областей образования ребенка. А самое главное, дети с большим интересом и даже азартом участвуют в игре, что стимулирует их активность в познавательно-поисковой и продуктивной деятельности.
Квест- это командная игра, в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление. Идея игры проста-команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но самое главное- это задания! Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными,подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков.
В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи:
Образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности детей, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
Развивающая–развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремление к новизне, формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, проявление инициативы; расширение кругозора, эрудиции.
Воспитательная – воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.
Принципы организации квестов :
1. Безопасность. Все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть через костер или залезть на дерево);
2. Доступность. Задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям;
3. Добровольность. Дети должны выполнять задания по желанию, а не по принуждению. Ни при каких обстоятельствах нельзя каким-либо образом унижать достоинство ребенка;
4 Системность. Задания должны быть последовательными, логически взаимосвязанными друг с другом; должны соответствовать выбранной теме. Продуманность организации иры;
5 Эмоциональгная окрашенность. Игра должна быть эмоционально окрашена с помощью различных приемов, декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;
6 Разумность по времени. Следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;
7. Интеграция. Использование разных видов детской деятельности и интеграция образовательных областей при проведении квестов.
Результаты каждой подгруппы собираются в общий результат
(схема, карта, пазл, рисунок, предложение)
Классификация квестов в зависимости от сюжета:
Линейный
Основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание-получишь следующее, и так, пока не дойдёшь до финала.
Штурмовой
Каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино.
Круговой
По кольцевой траектории игроки выполняют определённые задания, и снова возвращаются к началу игры.
Продолжительность квест-занятия в детском саду больше, чем обычного занятия, и составляет:
- 20–25 минут для младших дошкольников;
- 30–35 минут для воспитанников средней группы;
- 40–45 минут для старших дошкольников.
Идеи по созданию тайников квестов :
• спрятать записку вместе со всякими мелкими игрушками в обувную коробку, тщательно заклеить ее скотчем и проделать отверстие для одной руки.
• спрятать в сундучок, закрытый на навесной замочек, поиск ключа становится самостоятельной забавой;
• написать текст белым восковым мелком, задача ребенка – закрасить лист красками, чтобы текст стал хорошо виден.
• записку в контейнере пустить плавать в ванну и доставать ее с помощью удочки, за петельку или сачком.
• назвать предметы на одну букву и обыскать все их.
• сделать множество свертков, и лишь в одном из них спрятать записку и т. п.