Надежда Иванченко
Квест-игра по формированию финансовой грамотности «В поисках сокровищ» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста
Форма проведения : квест -игра
Цель: повысить интерес старших дошкольников к получению экономических знаний.
Задачи:
- Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умения договариваться между собой, выполнять задания в определенных условиях;
- формирование навыка решения финансовых головоломок логическим и математическим способом;
- формирование представления «чем больше заработал и разумнее потратил, тем больше можно купить/приобрести»;
Темочки:
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Квесты по финансовой грамотности
- Пиратские квесты с сокровищами и кладом
- Пираты и сокровища
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
- повторное знакомство и закрепление простых финансовых терминов «денежные средства», «товар», «цена», «бюджет», «акция».
Ход игры:
Перед ребятами разыгрывается сцена из мультфильма "Трое из Простоквашино"
Кот Матроскин:
- Что это мы все без молока и без молока? Так и умереть можно. Надо бы корову купить.
– Надо бы, – соглашается дядя Федор. – Да где денег взять?
– Может, занять? – предлагает Шарик. – У соседей.
– А чем отдавать будем? – спрашивает кот. – Отдавать-то надо.
– А отдавать будем молоком.
Но кот не согласен:
– Если молоко отдавать, зачем же тогда корова?
– Значит, надо что-нибудь продать, – говорит Шарик.
– А что?
– Что-нибудь ненужное.
– Чтобы продать что-нибудь ненужное, – сердится кот, – надо сначала купить что-нибудь ненужное. А у нас денег нет. –
Тут он на пса посмотрел и говорит: – А давай, Шарик, мы тебя продадим.
Шарик даже на месте подпрыгнул:
– Это как так – меня?
– А так. Ты у нас ухоженный стал, красивый. За тебя любой охотник сто рублей даст. И еще больше. А потом ты от него убежишь – и снова к нам. А мы уже с коровой.
– Да? – кричит Шарик. – А если меня на цепь посадят! Давай, кот, мы тебя продадим. Ты у нас тоже ухоженный. Вон какой толстый сделался. А котов на цепь не сажают.
Тут дядя Федор вмешался:
– Никого мы продавать не будем. Мы пойдем клад искать.
– Ура! – кричит Шарик. – Давно пора! – А сам потихоньку у кота спрашивает: – А что такое склад?
– Не склад, а клад, – отвечает кот. – Это деньги такие и сокровища, которые люди спрятали. Разбойники всякие.
– А зачем?
– А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь?
– Я? Про запас.
– Вот и они про запас.
- Я боюсь, что мы сами не справимся!
- А нам в этом помогут ребята! Они уже очень много знают и умеют! С ними мы точно клад найдем!
Кот Матроскин:
- Вот здорово! Я тогда корову куплю!
Шарик:
- Почему это корову? Я хочу фоторужье!
Дядя Федор:
- А я предлагаю ребятам разделиться на две команды: команду кота Матроскина и команду Шарика! И найти 2 клада!
Герои делят ребят на две команды и объясняют правила игры:
- в каждой команде выбирается капитан команды - "Банкир", "Кассир"- ребенок с рюкзачком, в который будут складывать заработанные деньги, "Продавцы", стремящиеся выгодно продать "акции", "Покупатели", стремящиеся выгодно купить "акции" или предлагаемый товар;
- действовать сообща;
- на каждом этапе команда старается "заработать" как можно больше монет, решая финансовые задачи;
- на завершающем этапе команды должны выгодно купить "корову" и "фоторужьё".
Приз за победу - золотые и серебряные шоколадные монеты.
Предварительная работа:
Дать представление ребятам о понятии "Акции" и как на них можно заработать. Для этого предварительно проводится сюжетно- ролевая игра "Купи-продай". Педагог заранее готовит "Акции молокозавода ИПМатроскин" и "Акции фотожурнала "ОхотникШарик", денежные знаки (монеты и купюры).
Команды отправляются на поиск клада по заранее заготовленным картам.
Маршруты предполагают по 4 остановки, в каждой по нескольку заданий, за каждое правильно выполненное из которых команда получает 2 монеты:
1. "Посылка" - главный на этой остановке почтальон Печкин.
Задание №1 - для открытия посылки необходимо предъявить "документ"-
паспорт. Ребятам нужно сложить разрезанную на несколько частей
ксерокопию паспорта. (ни один документ, ни одна финансовая сделка не
оформляется без главного документа - паспорта)
Задание №2 - Команде нужно отгадать, что лежит в посылке. Для этого
они разгадывают загадки.
- У меня игрушка есть,
И монеток в ней не счесть.
Моя игрушка — свинка,
Дырка у нее на спинке.
Монетки в дырку я кладу,
Когда их станет много, жду. (Копилка)
- Маленька,
Кругленька,
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет,
Ни с чему сама не годна,
А всем нужна. (Монетка)
- Если хочешь в магазине,
Ты купить, к примеру, сок.
Отправляясь за покупкой,
Возьми с деньгами (кошелек)
Задание №3 - Решить задачу для почтальона Печкина. Почтальон Печкин показывает 3 картинки с велосипедами, на которых написана цена. У меня есть 20 рублей. Какой велосипед мне лучше купить? (трехколесный велосипед с большой корзиной - 17 рублей, обыкновенный велосипед - 12 рублей, спортивный велосипед - 20 рублей). Ребята должны решить задачу с учетом практичности.
Задание "Купи-продай" : "Продавец" предлагает почтальону Печкину купить у него акции. Печкин предлагает команде купить у него журналы и газеты.
2."Хватайка" - здесь ребят встречает галчонок Хватайка из Простоквашино.
Задание №1 - Хватайка отличается тем, что складывал в шкаф все, что попадется. Теперь он просит ребят помочь ему навести порядок.
Игра «Разложите товар»
Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания дошкольников о разновидности торговых объектов.
Ход игры:
Перед командой раскрывают сундук с мелкими предметами: игрушки, книжки, фрукты, овощи, одежда, посуда.
Задание 1. Разложить предметы на группы, в которых они будут объединены по общим назначениям. Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Фрукты-овощи», «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное.
Задание "Купи-продай" : "Продавец" предлагает галчонку Хватайке купить у него акции.
3. "Финансовые сказки" - здесь ребят встречают Буратино и Мальвина. Буратино предлагает команде зарыть заработанные монетки в землю, и ждать, когда вырастет денежное дерево.
Мальвина (после того, как дети ответят) :
- Ну что ты, Буратино! С деньгами так нельзя! Нужно учиться правильно распределять свой доход, а для этого нужно много знать! Я предлагаю ребятам выполнить мое первое задание: нужно закончить поговорку.
Задание №1
Плакали мои. денежки.
Копейка рубль -. бережет.
Стоит крякнуть, да денежкой брякнуть. всё будет.
Скупой платит. дважды.
Задание №2
Ребята я вам предлагаю ответить на вопросы по сказкам, а ответ найти на столе и показать картинку, объяснить почему выбрали именно её :
1. Какой сказочный герой положил деньги в ямку, для того, чтоб они подросли. (Буратино)
2. Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? (выкопали клад)
3. Какое сказочное животное умело изготавливать золотые монеты простым ударом копыта? (Антилопа).
4. Герои каких сказок менялись на что –то? «Девочка и кувшинчик», «Петушок и бобовое зёрнышко».
5. Какой сказочный герой выполнял все желания старухи? (Золотая рыбка)
6. В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)
7. Героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)
8. В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого корыта? (Сказка о рыбаке и рыбке)
9. Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда? (Репка)
Задание "Купи-продай" : "Продавцы" предлагают Буратино и Мальвине купить у них акции. "Покупатели" пытаются выгодно купить у героев Золотой ключик от входной двери Банка. Если это им удается, то на следующей остановке команда получает "Премию" - 10 монет.
4 "Банк - Крот" - здесь ребят встречает состоятельный Крот.
Задание №1. Экономические загадки.
В этой фирме все бывают,
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи.
Что за фирма, подскажи?
БАНК
Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в…
БАНКЕ
Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждёт…
БАНКИР
Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата?
БАНКОМАТ
Половинку от зарплаты
Называют как, ребята?
АВАНС
Та бумага не простая,
И владелец её знает,
Что она ему раз в год
Дивиденды принесёт.
АКЦИЯ
В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведёт…
БИЗНЕСМЕН
Расчёт зарплаты — знать пора — Проводят в срок…
БУХГАЛТЕРА
И врачу, и акробату
Выдают за труд…
ЗАРПЛАТУ
В банке для всех вас висит прокламация:
«Деньги в кубышках съедает.»
ИНФЛЯЦИЯ
Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам…
ПРОДАВЦЫ
На рубль — копейки, на доллары — центы,
Бегут-набегают в банке…
ПРОЦЕНТЫ
Задание №2. Игра с мячом "Доход - расход". Если доход - мяч ловим, если расход - мяч отбиваем.
- Папа получил зарплату;
- Заболела бабушка;
- Брат порвал брюки;
- Мама выиграла приз;
- Курочка снесла яичко;
- Сестра потеряла кошелек;
- Заплатили за квартиру;
- Брат получил стипендию;
- Купили телевизор;
- Бабушка продала пирожки;
- Дедушка сломал велосипед.
Задание "Купи-продай" - "Продавцы" предлагают состоятельному Кроту купить у них акции.
Команды возвращаются на исходную позицию и пересчитывают заработанные деньги, объявляют сколько продано акций "Молокозавода ИПМатроскин" и акций "Фотожурнала "Охотник Шарик".
Дядя Фёдор предлагает капитанам команд исполнить мечту Матроскина и Шарика - купить корову и фоторужье. Для этого на "прилавках" лежат картинки с изображением коров и фотоаппаратов с характеристиками товара и ценой. Корова Мурка - в день дает 20 литров молока, стоит 15 рублей, корова Ночка - в день дает 18 литров молока, стоит 12 рублей, корова Марта - дает в день 15 литров молока, стоит 10 рублей.
Несколько картинок с изображением различных фотоаппаратов, с указанием стоимости товара.
Побеждает команда, набравшая в игре больше всех монет и совершившая выгодную покупку.
Герои сказок: Дядя Федор, кот Матроскин, Шарик, галчонок Хватайка, Мальвина, Буратино, состоятельный Крот под звучание песни "Деньги-лепесточки" вручают победителям "золотые" медали, а их соперникам вручают "серебряные".
Дядя Федор: Молодцы ребята! Теперь мы с вами знаем, что настоящий клад с сокровищами - это наши знания! Для того, чтобы что-нибудь купить, нужно заработать деньги!
ПРИЛОЖЕНИЕ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА "КУПИ-ПРОДАЙ"
Возрастная группа : подготовительная
Цель: учить детей в ходе игры рационально использовать денежные средства при приобретении или продаже товара.
Задачи:
-совершенствовать умение распределять между собой роли покупателей и продавцов;
- формировать финансовую грамотность;
-закреплять количественный счёт;
- воспитывать умение общаться как «покупатель» и «продавец», вести диалог о покупках и продажах, употребляя в речи прилагательные,
-закреплять правила поведения в общественных местах.
Кол-во участников: от 3 человек
Ход игры:
Участники делятся на две группы: продавцы и покупатели, так же выбирается кассир, у которого находятся денежные знаки. Продавцы выбирают из окружающих предметов любые для продажи: посуда, книги, игрушки, машинки, продукты и т. д. Покупатели получают деньги в кассе и идут на рынок покупать товар. Задача продавцов - выгодно продать, задача покупателей - дешево купить. Продавцы после продажи товара могут сдать деньги в "Банк" кассиру, т. е. открыть "вклад". Покупатели берут недостающую сумму в кассе.