Наталия Рябинина
Квест-игра как технология всестороннего развития личности дошкольника
Современный мир очень мобилен и быстро меняется, трансформируя пространство. Сегодняшнего ребенка очень трудно чем-то удивить и заинтересовать. Но детство все-таки осталось периодом игры. Игра, как и раньше, понятна и увлекательна для ребят. С помощью игры в дошкольном образовании, мы педагоги решаем образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Таким образом, подходить к выбору игры нужно осознанно со всей ответственностью. Игра должна быть правильно организованна, доступна в понимании, быть содержательной и отвечать интересам ребенка. Одной из вариативных игр, проводимых в нашем дошкольном учреждении, является квест-игра. Для участия в квест-играх привлекаются дети старшего дошкольного возраста.
Публикация «Квест-игра как технология всестороннего развития личности дошкольника» размещена в разделах
Мы трансформируем игру в путешествие с сюжетом, где дети двигаются по станциям, на которых их ждут задания, кроссворды, лабиринты, подсказки, где ребята решают логические задачи для достижения конкретной цели. На станциях ребята получают пазлы, кубики или картинки, которые все вместе собирают в конце путешествия. Эта форма работы затрагивает различные образовательные области и очень интересна дошкольникам. В ходе поиска, исследования у ребенка развивается любознательность, двигательные способности, физические качества, логическое мышление. В игре участники обязательно взаимодействуют друг с другом, учатся договариваться, решать проблемы совместно и дружно. Не стоит забывать, что квест, как и каждая игра несет в себе соревновательный элемент, здесь дети учатся переживать проигрыши, неудачи и радоваться победам, оказывать взаимопомощь и поддержку своим товарищам.
Подготовка и проведение квест-игры занимает много времени и сил: необходимо написать сценарий, заинтересовать ребят, продумать маршрут, обговорить путешествие с воспитателями, изготовить необходимую атрибутику, изменить пространственную среду.
В своей работе мы используем следующие формы квестов :
- компьютерные – представляют собой интерактивную историю с главным героем; при этом важнейшими элементами игры является собственно повествование (сюжет) и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решения головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий;
- веб-квесты – направлены на поиск и анализ веб-ресурсов, и создание веб - продукта (сайт, блог, виртуальный словарь и т. п.);
- QR-квесты – направлены на использование QR-кодов;
- квесты на природе (улицах, парках ит. д.);
- комбинированные.
Стоит отметить, что за время использования в нашей работе технологии квест- игры ребенок научился: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества. Т. е. квест-игры являются одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией.