Любовь хохлова
Квест-игра как одна из технологий реализации системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Хохлова Любовь Александровна, воспитатель,
Столяренко Ольга Алексеевна, воспитатель,
МБДОУ ДС № 62 «Золотой улей»
г. Старый Оскол Белгородской области
Современных детей все сложнее чем-либо удивить. Для того чтобы, идти в ногу со временем педагогу необходимо применять в работе новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности.
Публикация «Квест-игра как одна из технологий реализации системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников» размещена в разделах
Системно-деятельностный подход к развитию ребенка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребенка в разных видах детской деятельности (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн).
ФГОС ДО требует от педагогов, чтобы реализация программ дошкольного образования происходила в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
Образовательная деятельность в формате «квест» замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО, и становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Квест – развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками является наиболее эффективной дидактической технологией для реализации требований ФГОС ДО.
Учитывая, что главным условием квеста является последовательное решение проблемных ситуаций для достижения конкретного результата (получения бонуса, при разработке сценариев подбираются материалы и оборудование, позволяющее собрать в единое целое разрозненные элементы (проблемные ситуации - «пазлы потерялись», «пирамидка рассыпалась», «от картинки осталась только одна часть» и т. д.).
Для мотивации детей на деятельность в квест-игру включаются игровые персонажи, которым необходима помощь, или нужно, выполнить задания, исправить то, что неправильно сделал персонаж.
В старшем возрасте квест-игры проводятся, в том числе, по маршруту (карте). Важно, чтобы при «расшифровке» карты педагог только направлял детей, делая на правах равного партнера свои предположения, не являющиеся аксиомой.
Так, например, в квесте «В поисках сокровищ» воспитанники старшей группы вместе с воспитателем попали в проблемную ситуацию, обнаружив карту, пройдя по которой нужно было выполнить задания на развитие физических качеств (сила, ловкость, меткость, быстрота) и в итоге получить заветные сокровища. Стимулом для выполнения заданий было получение ключей от сундука с сокровищами, а главным эффектом стало то, что дети самостоятельно стремились улучшить свои личные результаты – быстрее всех пробежать в эстафете, метче всех попасть в цель. А главное – это сплочение команды и осознание значимости каждого в общем результате.
Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, создание атмосферы игрового пространства.
Проведение квестов способствует реализации одного из требований к развивающей предметно-пространственной среде – мобильности. Связано это с тем, что, продумывая размещение материалов и оборудования для реализации цели и задач квеста, педагог поставлен в условия изменения игрового пространства.
Как показали результаты, квест-технология обладает огромным развивающим потенциалом. В процессе игры проявилась индивидуальность каждого ребенка, его самостоятельность, инициативность, поисковая активность. Квест-игра, это деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым, открывает или приобретает новый практический и социальный опыт.
Список литературы
1. Виноградова, Е. Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5–6 лет /Е. Л. Виноградова// Психологическая наука и образование - 2004. - №2. С 43-46
2. Осяк С. А. Образовательный квест - современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.
3. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ учебное пособие М. : Академия, 2001. - С. 272.