Светлана Щетинина
Сценарий квеста «День славянской письменности и культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие по станциям в народных костюмах. Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.
Задачи:
• Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре, показать её взаимосвязь со славянской культурой.
• Познакомить детей с историей создания славянского алфавита и его основоположниками – братьями Кириллом и Мефодием.
Публикация «Сценарий квеста „День славянской письменности и культуры“» размещена в разделах
- День славянской письменности (Кирилл и Мефодий), 24 мая
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» август 2015
• Обратить внимание детей на значимость названий каждой буквы кириллицы.
• Формировать у детей представления о сходстве и различии современной азбуки и кириллицы.
Под веселую русскую народную мелодию дети входят в зал, выполняют перестроение, встают полукругом.
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны.
Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия!
-Как называется наша страна где мы с вами живем? (ответы детей)
Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки.
Кто такие предки? (ответы детей)
Это люди которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.
-Как называлась наша страна в древности? (ответы детей)
Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь.
Почему славяне? На какое слово похоже? (ответы детей)
А это значит, что славяне – славный народ.
Дорогие ребята! Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую письменность – Кириллу и Мефодию. Братья Мефодий и Кирилл были православными монахами. Проживая в греческом монастыре, они создали новую азбуку для славянских народов : «кириллицу» и «глаголицу». В 1991 году в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности.
По широкой Руси – нашей матушке –
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием –
Братьев славных, равноапостольных
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии,Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
МЫ – СЛАВЯНЕ! (Этот столбик повторяется на каждой станции)
Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне - россияне,
Издревле, кто вы?
МЫ – СЛАВЯНЕ!
РАЗДАЕТСЯ КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН – сигнал для начала КВЕСТА
Воспитанники получают КАРТЫ путешествий. (У каждого свои с обозначенным направлением). На каждой станции дети получают жетоны за правильные ответы и хорошо выполненные задания. В конце игры подсчитываются жетоны и определяется победитель игры.
1 станция. «Первобытная». Наскальные символы – буквы, иероглифы. Рисование угольком.
1. Развитие познавательности.
2. Пополнить словарь детей новыми словами "кириллица", «Русь»
Воспитатель.
Рассказ воспитателя о первых наскальных изображениях и надписях.
- Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.
(Практическая деятельность воспитанников. Рисование.)
2 станция. «Историческая». Кирилл и Мефодий. Глаголица и Кириллица
Ведущая: Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки!
Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. ( Рассказ о братьях: создание азбуки.)
Педагог показывает кириллицу — славянскую азбуку, подчеркивая, что названия букв должны были напоминать людям о словах, которые забывать нельзя: «земля», «жизнь», «добро» и т. д.
Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя.
А как вы думаете, много ли книг было в ту пору? Почему? (Ответы детей).
Беседа о том, как создавались первые книги.
А сейчас послушайте историю. В одном русском селе жил мальчик Ваня. Фамилия его была Федоров. Его отец переписывал книги, был писцом, И Ваня видел, как это трудно. Когда Ваня вырос, он узнал, что в других странах есть машины, которые печатают книги. Захотелось ему сделать такую печатную машину в России, чтобы можно было печатать много книг, чтобы люди из книг много мудрости узнали. Чтобы напечатать книгу, надо было сначала вырезать буквы. Посмотрите: буквы очень маленькие. (Дети подходят и рассматривают литеры из штампа). Заглавные буквы были красиво украшены. (Воспитатель показывает изображения буквиц, украшенных узорами).
Предложить некоторым детям вырезать буквы
Воспитатель показывает фотографию памятника и рисунок с изображением печатного станка и дает первоначальные сведения.
Воспитатель показывает детям копию первого Букваря Ивана Фёдорова.
Станция. Станция «Книжная»
Цели и задачи:
o Дать детям представление о том, какой долгий путь проделала книга, пока не стала такой, какой мы знаем её теперь;
o Познакомить детей с историей книги, дав представление о древних способах передачи информации и различных материалах, используемых для этого (глина, папирус, пергамент, береста, бумага); экспериментальным путём убедиться в трудности использования этих средств;
o Формировать устойчивый интерес к российской истории, воспитывать чувство гордости за наших предков, любовь к России
Воспитатель демонстрирует детям Азбуку:
Ребята, посмотрите, какая удивительная книга у меня в руках. «Почему удивительная? – подумаете вы. Но ведь это не просто книга, это Азбука.
Воспитатель Ребята, а вы любите путешествовать? (Да). А кто из вас знает, что означает слово «путешествовать»? Произнесите это слово. Из каких двух частей оно состоит? («Путь»- дорога, «шествие» - ходьба, перемещение). Ребята, а на чём можно путешествовать? (Ответы детей). Но ведь наше путешествие необыкновенное. Назад, в прошлое, не летят самолёты, не идут поезда, не едут автомобили…Как же нам попасть туда? Сначала нужно отгадать загадку: «Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита; не человек, а рассказывает.»
Дети: Книга!
Воспитатель Попасть в далёкое прошлое поможет вот эта волшебная книга. Но откроется она как только вы произнесё те волшебные слова: Аз, буки, веди, ерь.
Открывайся знаний дверь.
Нам страницы покажи,
Все секреты расскажи.
Воспитатель рассказывает детям о древних способах передачи информации и различных материалах, используемых для этого (глина, папирус, пергамент, береста, бумага).
Попробуем написать на бересте…
Нетрадиционное рисование
Ну что ж. потрудились мы на славу. Наше путешествие подходит к концу. Расскажите дома обо всём, что узнали сегодня.
4 станция. «Музыкально - игровая». Народные игры.
Воспитатель: Да, какими же красавицами богата земля русская: длинные косы, яркие сарафаны, разноцветные, пестрые платочки. А не поиграть ли нам сейчас с ними в интересную игру? Разбирай, народ, платочки, выходи гулять в кружочек.
Проводится музыкальная игра «Передай платок» по выбору
Проводится игра «Волшебный мешочек»
Дети встают в круг, Скоморох подходит к какому – нибудь ребенку и просит опустить руку в мешок, после того, как ребенок взял в руку предмет, он должен своими словами объяснить его суть.
«У дядюшки Трифона»
(Играющие берутся за руки, образуя круг, водящий – в середине. Все поют или приговаривают….)
Славяне много трудились, но любили, и веселиться, любили петь песни и водить хороводы.
Хоровод. «Во поле береза стояла»
5. Станция «Сказочно - загадкино»…
Мы много читаем книг: рассказов, стихов. Но с самого раннего детства мы все любим сказки.
- Какие вы сказки знаете? Да, и вправду много. Сейчас мы сыграем в игру «Наоборот» и посмотрим, так ли вы хорошо знаете сказки как говорите.
- Слушайте внимательно и отгадайте, что не так я в сказке скажу?
Воспитатель читает по выбору несколько сказок с перевернутыми кон6цами или несоответствующими данной сказке героями.
- Какие вы молодцы, отгадали все сказки. Сказки учат людей помогать в беде, заботиться о маленьких и стареньких, ласково обращаться друг к другу, говорить добрые слова.
«Загадкино».
Загадка первая: 33 сестрички сели на странички.
Сели рядком, не молчат, нам загадки говорят.
Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ. (Буквы)
Загадка вторая: Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней. (Книга)
Загадка третья: Первую книжку, где буквы ты изучаешь,
Как ты ее называешь? (Букварь)
Загадка четвертая: Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его. (Время)
Загадка пятая: Не на меру, не на вес,
Но у всех людей он есть. (Ум)
Загадка шестая: У стены большой и важный,
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф)
6 станция. «Промысловая». Игрушки – Дымка, Хохлома.
Цель: расширение знаний детей о творениях народных рук – народной игрушкой.
Используемый материал: игрушки - матрешка, дымковская игрушка, свистульки: филимоновская, городецкая; иллюстрации с изображением народных игрушек и посуды, карточки с изображением элементов дымковской, филимоновской и городецкой росписи, лукошко.
Дети подходят к «остановке «промысловые игрушки. Встречает воспитатель в русском народном костюме.
Вос-ль: Здравствуйте гости дорогие. Кто вы такие и как вас зовут?
Ответ детей : Мы славяне.
Воспитатель: Так значит вы потомки славного славянского народа. Я очень рада приветствовать вас. Я хочу познакомить вас со с моими дочками. Зовут их Палаша и Анна. Они ещё маленькие, но очень хотят тоже быть достойными потомками своего славянского народа. Они у меня изучают элементы росписи, то есть ещё учатся рисовать. Пойдёмте, я вас познакомлю с ними.
Дети подходят, здороваются и девочки показывают им карточки с изображением элементов дымковской, городецкой и городецкой росписи. Ведется беседа об особенностях узоров.
- Сама игрушка говорит о мастере - «Добрая работа мастера хвалит». А сейчас мы поиграем с ней.
Физкультминутка «Дымковский индюк»
Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,
У большого индюка все расписаны бока.
Всех нарядом удивил, крылья важно распустил,
Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост,
Точно солнечный цветок, а высокий гребешок
Красной краскою горя, как корона у царя.
Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив.
Смотрит с высока вокруг птица важная – индюк.
Воспитатель: : Ну что дети вам понравилось наше небольшое путешествие к мастерам. Если вы захотите тоже научиться этому мастерству, приходите к нам мои дочери я научим вас всему тому что умеем. До скорой встречи.
Итог:
Общий сбор. РАЗДАЕТСЯ КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН – сигнал для окончания КВЕСТА. Подсчет фишек и определение победителя.
Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать