МААМ-картинки

Курсовая работа по психологии «Развитие мышления детей дошкольного возраста». Часть 2

Алла Филимонова
Курсовая работа по психологии «Развитие мышления детей дошкольного возраста». Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы

1.1.5. Функционально – операционная сторона мышления.

К этой стороне мышления обычно относят его «техническую оснащенность» - операции, приемы, способы, благодаря которым становится возможным то или иное изменение содержания. Операции и приемы мышления - это те «рычаги», с помощью которых происходит работа с мыслимым содержанием.

К мыслительным операциям относятся анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация и классификация.

Публикация «Курсовая работа по психологии „Развитие мышления детей дошкольного возраста“, Часть 2» размещена в разделах

Анализ – мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон.

Синтез – мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, сопоставление, установление связи между различными элементами.

Анализ и синтез являясь противоположными по своей сути операциями, тесно связаны между собой. Они участвуют в каждом сложном мыслительном процессе.

Абстракция – это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков.

Конкретизация – процесс противоположный абстракции.

Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Обобщение – мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях.

Классификация – распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет свое постоянное место. Очень важен выбор основания классификации. Классификация может производиться по существенным (естественная, или основная) и несущественным (вспомогательная) признакам.

1.2. Развитие мышления детей дошкольного возраста.

Ранее считалось, что ум – это заданная от рождения величина, вроде объема мотора. С каким умом родились, с таким и будете жить, и уже ничего не изменишь, развитие ребенка протекает по заранее заданным законам, проходя через строго определенные стадии, разворачивающиеся в определенной последовательности и образование не может оказать никакого существенного влияния на психическое и в частности умственное развитие ребенка. (К сторонникам этой точки зрения относится великий швейцарский психолог Жан Пиаже).

В современной психологии существует мнение, что образование оказывает огромное влияние на психическое развитие ребенка. Это означает, что. несмотря на безусловную необходимость учитывать при обучении и воспитании фундаментальные законы развития ребенка, можно построить такое образование, которое будет иметь развивающий эффект, т. е. развивающее обучение. Основы теории развивающего обучения были разработаны великим советским психологом Л. С. Выготским; дальнейшее развитие эта теория получила в работах В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера и др. .Согласно словам Выготского Л. С., развивающее обучение «не плетется в хвосте развития», а опережает его Оценивая подсменные возможности организованного обучения, Л. С. Выготский писал: «обучение может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его непосредственных результатах. Приложенное к одной точке в сфере детской мысли, оно видоизменяет и перестраивает многие другие точки. Оно может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия».[1.242]

Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большей степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и обобщения, в ходе освоения общественного опыта.

А. Н. Леонтьев, подчеркивал производный характер высших форм человеческого мышления от культуры и возможность его развития под влиянием социального опыта, писал: «Мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности: логических, математических и т. п. действий и операций… Отдельный человек становиться объектом мышления, лишь овладев языком, понятием, логикой.»

[5. 61]

В раннем и младшем дошкольном возрасте развитие мышления «вплетено» в практическую игровую деятельность ребенка. С ее помощью он познает окружающую действительность, учится понимать обращенную к нему речь, а затем и говорить. Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление – последовательные ступени интеллектуального развития.

Генетически наиболее ранняя форма мышления – наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения речью (формируется к 2,5 – 3 годам, остается ведущим до 4 – 5 лет). Вначале значение слова (понимание его) слито с конкретным предметом, т. е. еще не несет в себе обобщения. Позже ребенок начинает соотносить слово с множеством предметов, тем самым, объединяя их между собой. Постепенно он учится образовывать простейшие обобщения, начинает выделять общие свойства предметов, пытается решать практические задачи «по-своему», действенным путем. Формирование наглядно-действенного мышления становится возможным благодаря такой организации обучения, при которой новые, ранее скрытые свойства изучаемого объекта выделяются через практические действия.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма – наглядно-образное мышление, которое проходит в своем развитии три стадии. Первая соответствует игре-действию, когда ребенок не сам придумывает себе роль, а берет ту, которая ему предлагается. На второй стадии ребенок уже по своей инициативе преобразует ситуацию на образном уровне, самостоятельно решает задачи на основе образных представлений (формируется с 3,5 – 4 лет, является ведущим до 4 – 5 лет). На третьей стадии ребенок устанавливает связи и закономерности в уме с опорой на схему или модель предмета, существующие во внешнем плане без применения практических действий (формируется с 5 – 5,5 лет, остается ведущим до 6 – 7 лет, эту стадию развития наглядно-образного мышления называют наглядно-схематическим мышлением).

Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно связано с речью. Речевые высказывания ребенка способствуют осознанию им хода и результата этого действия. Постепенно речь приобретает планирующую функцию, развивается умение оперировать словами, понимать логику рассуждений. Проблема связанности, непротиворечивости детских суждений на данном этапе выступает на первый план. Поэтому данный вид мышления называют словесно-логическим (формируется в 5,5 – 6 лет, становится ведущим в 7 – 8 лет).

Чтобы ребенок стал использовать слово как самостоятельное средство мышления, он должен усвоить выработанные человечеством понятия. Но между словами – понятиями взрослого и словами – представлениями ребенка есть существенные различия. Имеющиеся у детей представления стихийно не могут превратиться в понятия. Их можно лишь использовать для формирования понятий.

У детей овладение понятием в значительной степени зависит от опыта, на который они опираются. Значительные трудности возникают тогда, когда новое понятие, обозначаемое определенным словом, не согласуется с тем, что уже связано с этим словом у ребенка, т. е. с тем содержанием данного понятия (часто не правильным или не полным, которым он уже владеет. Чаще всего так бывает в тех случаях, когда строго научное понятие, усваиваемое детьми в самом начале, расходится с так называемым житейским, донаучным понятием, уже усвоенным ими вне специального обучения, в процессе повседневного общения с другими людьми и накопления личного чувственного опыта ( например: птица это животное, которое летает, поэтому бабочки, жуки, мухи относятся к птицам, а курица, пингвин - нет, они не летают. Или хищные животные - «вредные», «страшные», например, крысы, мыши, а кошка не хищник, она домашнее животное - добрая, ласковая)

В усвоении понятий особенно важна правильная организация чувственного опыта дошкольников. Чем абстрактнее понятие, тем труднее опереться на материал, который можно показать детям, тем больше приходится пользоваться рассказом о вещах, которые могут помочь усвоению абстрактного понятия.

«Иметь понятие о каком- либо предмете – значит владеть общим способом его построения, знанием его происхождения» (В. В. Давыдов).

Образование понятий – результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности человека, процесса его мышления. Л. С. Выготский и Л. С. Сахаров были одними из первых психологов в нашей стране, кто детально исследовал этот процесс.

Одним из наиболее важных моментов в усвоении понятий является его осознание. Осознание – связующее звено между понятием и пониманием. В современной науке понимание трактуется, как способность постичь смысл и значение чего-либо. Суждение – это результат данной способности.

В процессе нашего оперирования разнообразными суждениями с использованием определенных умственных операций возникает еще одна форма мышления – умозаключение. Умозаключение является высшей формой мышления и представляет собой формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся. Умозаключение как форма мышления опирается на понятия и суждения и чаще всего используется в процессах теоретического мышления. С этой целью ребенка сначала учат при помощи собственных действий выделять в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание понятия. Дальнейший ход его формирования заключается в замене ребенком реальных действий развернутым рассуждением, которое в словесной форме воспроизводит все основные моменты этого действия.

В конечном счете, рассуждения начинает проводиться не в слух, а про себя; оно сокращается и превращается в действие отвлеченного логического мышления. Это действие выполняется при помощи внутренней речи. Возрастной переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, по мнению ученых, может быть ускорен путем специально организованного обучения. Полностью словесно-логическое, понятийное или абстрактное мышление формируется к подростковому возрасту.

У ребенка должны быть развиты все виды мышления : практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое – только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности. [13.21]

Щедровицкий П. Г. пишет, том что важное место во всякой деятельности людей занимает мышление. При обучении детей оно рассматривается в двух планах: во-первых, как то, что должно быть сформировано у детей посредством и в результате обучения; во- вторых, как основная способность, обеспечивающая быстрое и эффективное учение, усвоение того содержания, которое задается на разных этапах обучения.» Щедровицкий далее продолжает: «овладение знаниями и способами деятельности, в том числе мыслительными операциями, происходит только в определенной системе: любые знания и мыслительные операции могут усваиваться лишь после и на основе других, а сами в свою очередь образуют условия и предпосылки овладения какими-то иными, еще более сложными операциями и знаниями». Получается, что на продолжении всего обучения, знания и мыслительные операции образуют как бы единую систему, в которой все элементы взаимосвязаны и зависят друг от друга, каждый предшествующий слой определяет характер последующего и все они в целом зависят от того, какие требования предъявляем мы к итогу всего этого обучения.

Чтобы определить, на сколько человек умен, придумали тест IQ, но проблема в том, что этот тест охватывает не все способы мышления. К тому же сплошь и рядом случается так, что обладатели высокого IQ не становятся богаче, умнее и счастливее тех, кому с этим показателем не повезло. Мозг – это не мотор со строго определенным объемом. Он состоит из многих отделов, способности которых неизвестны. [14.13]

Вывод: В результате анализа психологической литературы, о природе развития мышления приходим к выводу, что человек не рождается с развитыми мыслительными процессами. Ранее считалось, что ребенок рождается или умным, или глупым, и поделать с этим ничего нельзя. Сейчас преобладает мнение, что каждый ребенок обладает потенциалом. Мозг каждого – уникален от рождения. Ничто в природе не сравниться с ним по сложностям и возможностям. Он самостоятельно строит связи и делает выводы – даже если они не верны, и сохраняет эту способность от рождения до смерти. У каждого человека, чей мозг не поврежден, присутствуют все формы мышления. Одни могут быть более выражены, чем другие, но они есть и их можно развивать.

В поведении людей мышление никогда не представлено в чистом виде. Оно тем больше сплавлено с другими компонентами поведения и замаскировано ими, чем с меньшим возрастом мы имеем дело. Мышление находится в тесной связи с воображением, восприятием, памятью, речью.

Разум ребенка говорит на разные голоса и умеет думать разными способами. Чтобы помочь малышу развить свои способности, надо уметь выслушать его и понять. [14. 1 ] Чем раньше будет осуществляться контроль за развитием ребенка, тем раньше будут выявлены трудности и отклонения в развитии и тем легче можно осуществлять необходимую коррекцию. Именно поэтому в дошкольном воспитании особая роль должна отдаваться систематической планомерной работе, направленной на диагностику развития детей, и в частности развитие умственных способностей.

Глава II Организация и проведение диагностики развития мышления детей дошкольного возраста.

2.1. Диагностика как способ определения уровня развития мышления детей дошкольного возраста.

Современный воспитатель должен знать не только возрастные и индивидуальные особенности детей, но и уметь их выявлять и изменять с помощью современных методик. Психодиагностика необходима педагогу, во-первых, для того, чтобы наблюдать за динамикой психического и особенно умственного развития ребенка; во-вторых, для того, чтобы иметь возможность выбирать программу дальнейшего развития своих воспитанников с тем, чтобы создавать определенные условия развития, как для слабых детей, так и для сильных; в-третьих, для того, чтобы осуществлять индивидуальный подход, оказывая помощь в затруднительных ситуациях.

Для диагностики нами был выбран ряд методик, позволяющих определить трудности и отклонения в развитии мышления детей дошкольного возраста

В исследовании принимали участие 12 детей подготовительной группы.

Диагностику мы проводили двумя способами: с помощью метода тестов и естественного эксперимента. Исследование проводилось в октябре – ноябре 2012 года. Следующее исследование мы планируем провести в апреле – мае 2013 года.

Тест – система специально подобранных заданий, выполнение которых может служить показателем совершенства некоторых технических функций ребенка. Тесты помогают выявить уровень развития способностей, навыков, охарактеризовать некоторые качества личности.

Естественный эксперимент – метод, основанный на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть.

Тест № 1.

Для выявления уровня развития наглядно-образного мышления и организации деятельности мы использовали тест «Рыбка» (по В. В. Холмовской).

При конструировании предмета дети проявляют умение ориентироваться по схеме, планировать свои действия анализа схемы и воспроизведения ее в конструкции. Материал – набор строительных элементов, из которых ребенок должен построить рыбку, изображенную на рисунке

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Картотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 2 1. Дидактическая игра «Поезд». Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения фраз. Оборудование: схемы слов – «вагончики», предметные.

Картотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 3 1. Дидактическая игра «Листопад». Цель игры: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование. Листочки из тонкой.

Картотека упражнений на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 2 1. Упражнение «Бегемотик» Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить привычные приемы дыхательной гимнастики. Ребенок, находится в.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть перваяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть первая Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть втораяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть вторая Вадик и Валера сорвали в саду: кто- то большое яблоко с одним листочком, кто- то- маленькое с двумя листочками. Большое яблоко было неспелым,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Курсовая работа по психологии «Развитие мышления детей дошкольного возраста». Часть 2
Опубликовано: 16 марта 2021 в 17:23
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Курсовая работа по психологии «Развитие мышления детей дошкольного возраста». Часть 2» (включая файлы) размещена пользователем Алла Филимонова (УИ 426984) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД