Ирина Мандрыка
Курсовая работа «Теоретические основы планирования педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы
По дисциплине «Теоретические и прикладные аспекты методической работы в дошкольном учреждении»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 6
1.1. Понятие «планирование педагогического процесса» 6
1.2. Ретроспективный анализ проблемы планирования педагогического процесса в психолого-педагогической литературе 10
1.3. Виды планирования педагогического процесса 14
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 20
Публикация «Курсовая работа „Теоретические основы планирования педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении“» размещена в разделах
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 21
2.1. Требования к планированию педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении 21
2.2. Структура планирования педагогического процесса 28
2.3. Моделирование планирования педагогического процесса в младшей группы 34
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы состоит в том, что на современном этапе развития происходят процессы модернизации содержания и демократизации подходов к управлению образовательным процессом.
Успех развития системы образования в значительной степени зависит от профессионализма педагогических кадров, их готовности к инновационному обновлению образовательного процесса дошкольной образовательной организации. Эту готовность призвана обеспечить методическая служба, охватывающая все категории педагогических работников детского сада.
Все государственные образовательные учреждения на данном этапе учебного процесса взаимодействуют с такими нормативно-правовыми актами: Закон «Об образовании» (принят Народным Советом Донецкой Народной Республики 19 июня 2015 года (Постановление №I-233П-НС, а также, Государственный образовательный стандарт дошкольного образования утверждён Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04 апреля 2018 г № 287.
Анализ последних исследований и публикаций. Разработка основ оптимального управления в сфере образования невозможна без глубокого анализа позитивных тенденций, обобщенного опыта общественного развития в виде научных достижений и их трансформации в управление объектами образования в соответствии с их спецификой и условий деятельности. Особо следует отметить интересные работы по управлению общеобразовательными учреждениями, представленные учеными В. И. Бенидорм, Л. И. Даниленко, В. Ельниковой, Л. Калининой, А. Дмитренко, В. С. Пикельна. Теоретико-методологической и информационной основой исследования стали научные труды зарубежных ученых по стратегическому планированию (В. Кинг, В. И. Виноградова, К. Боумен, Р. Дафт, П. Дойль, П. Друкер, Ф. Котлер, М. Портер, А. Томпсон и др.).
Цель работы : заключается в теоретическом обосновании основ планирования педагогического процесса и практической реализации в планировании педагогического процесса в младшей группе.
Объект исследования планирование педагогического процесса.
Предмет исследования теоретические основы планирования педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «планирования педагогического процесса».
2. Проанализировать ретроспективу проблемы теоретической основы планирования педагогического процесса.
3. Рассмотреть виды планирования педагогического процесса в дошкольные учреждения.
4. Охарактеризовать требования к планированию педагогического процесса.
5. Установить структуру планирования педагогического процесса.
6. Смоделировать планирования педагогический процесс в младшей группе дошкольного учреждения.
Методы:
1. Теоретическая значимость исследования состоит с рассмотрения основ педагогического процесса в дошкольном учебном учреждении.
2. Эмпирические (изучение плана работы базового детского сада, анализ планирования и разработка методических рекомендаций).
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии понятия «планирования педагогического процесса», ретроспективном анализе проблемы теоретической основы планирования педагогического процесса, а также в выделении видов планирования педагогического процесса в дошкольные учреждения.
Практическая значимость исследования состоит в характеристике требований к планированию педагогического процесса, проектировании и моделировании педагогического процесса в младшей группе дошкольного образовательного учреждения.
Объем и структура работы. Курсовая работа, объемом 51 страниц текста, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников информации и приложения.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
1.1. Понятие «планирование педагогического процесса»
Планирование это определение системы мероприятий, предусматривающее порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить [28].
Особенностью планирования как функции управления является то, что оно не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. Основой для планирования служат результаты педагогического анализа, результаты планирования оказывают прямое влияние на функции организации и контроля.
Важность функции планирования в управленческой деятельности отмечалась исследователями и основателями школы научного управления (Ф. Тейлором, Г. Ганнтом, Ф. Гилбертом, которые уделяли большое внимание планированию, указывали на его ключевое значение в управлении. Именно представителем данной школы Г. Ганнтом было введено понятие «календарное планирование» [4].
Необходимость и важность планирования как стадии единой системы методической работы в дошкольном образовательном учреждении подчеркивает К. Ю. Белая, выделяя среди функциональных обязанностей заведующей и старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения их деятельность при планировании воспитательно-образовательной работы и методической работы в дошкольном образовательном учреждении [7].
Руководитель дошкольного образовательного учреждения :
- определяет вместе с коллективом цель своего учреждения - конкретный образ желаемого результата, который ДОО реально может достичь к конкретно определенному времени;
- осуществляет стратегическое планирование - тщательную, систематическую подготовку к будущему;
- совместно с коллективом осуществляет разработку и внедрение программ развития и планов работы дошкольной организации [16].
Методист дошкольного образовательного учреждения :
-определяет вместе с коллективом цель своего учреждения - конкретный образ желаемого результата, который дошкольная образовательная организация реально может достичь к конкретно определенному времени.
Методист дошкольного образовательного учреждения :
- участвует в стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОО;
- планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели учебно-воспитательного процесса в ДОО, предусматривая предложения в план работы ДОО; повышение квалификации воспитателей; помощь воспитателям в самообразовании; аттестацию воспитателей; составление сетки занятий по возрастным группам; методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий; обмен опытом работы сотрудников ДОО; ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики; развитие преемственности ДОО и школы; совершенствование работы с родителями; комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками [4].
При планировании работы ДОО учитываются :
тип дошкольной образовательной организации;
возможности его материально-технической базы;
кадровый состав, его профессиональные возможности;
перспективы развития педагогического коллектива.
Принципы планирования :
комплексный подход к планированию;
конкретность плана;
реалистичность, выполнимость плана (не перегружать);
сочетание оптимальных форм, средств, методов работы;
нацеленность на конечный результат;
опора на участие каждого сотрудника [25].
Планирование предполагает, прежде всего, определение целей и задач, стоящих перед ДОО. Цели развития ДОО рассматриваются как системообразующий фактор, определяющий содержание её деятельности и результат работы.
Важность определения целей ДОО вытекает из многообразия их функций :
отражение общей идеи функционирования и развития ДОО;
основа планирования работы ДОО и основа принятия управленческих решений;
мотивирование деятельности сотрудников детского сада;
главный критерий, стандарт для осуществления контроля за ходом работы и оценки конечных результатов.
Ряд современных авторов, работы которых посвящены управлению дошкольным образованием (С. А. Езопова, Л. В. Поздняк, Н. Н. Лященко, Л. М. Денякина и др., определяют следующие задачи планирования в дошкольном образовательном учреждении :
-обозначение направлений деятельности ДОО на основе изучения потенциала учреждения и окружающего социума;
-определение желаемых результатов работы дошкольного учреждения, на достижение которых направлена планируемая деятельность;
-выявление средств (ресурсов) дошкольного учреждения, обеспечивающих достижение поставленных целей;
-разработка стандартов осуществляемой деятельности, требований к ее реализации, критериев и показателей оценки результатов [31].
Те же авторы выделяют ряд условий, соблюдение которых необходимо для успешного планирования :
1. Определение изначального, «стартового» уровня состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении на момент начала планирования.
2. Описание ожидаемых результатов деятельности по окончании реализации планов, от конкретности которого зависит степень реализации планов.
3. Выбор оптимальных путей и средств, позволяющих достичь запланированных результатов.
Включение в процесс планирования педагогов дошкольного образовательного учреждения. Выполнение этого условия способствует:
повышению у педагогов личной заинтересованности в реализации разработанных планов;
получению педагогами более широкого представления о деятельности дошкольного образовательного учреждения;
более глубоким аналитическим основаниям планирования;
определению рабочих взаимоотношений в коллективе в реализации разработанных планов;
развитию активности и организаторских способностей педагогов ДОО и созданию положительного микроклимата [2].
Результатом осуществления функции планирования является создание системы планов, состоящей из стратегических, тактических и оперативных планов. В теории управления различают следующие виды планирования в зависимости от временного периода осуществления:
стратегическое (долгосрочное);
тактическое (среднесрочное);
оперативное (краткосрочное).
Итак, планирование это определение системы мероприятий, предусматривающее порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить. Особенностью планирования как функции управления является то, что оно не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. Основой для планирования служат результаты педагогического анализа, результаты планирования оказывают прямое влияние на функции организации и контроля.
1.2. Ретроспективный анализ проблемы планирования педагогического процесса в психолого-педагогической литературе
Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» — дитя и «аго» — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель».
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания. Первичные обобщения, эмпирические сведения, выводы из житейского опыта не могут считаться теорией, они лишь истоки, предпосылки последней.
Уже в наиболее развитых государствах древнего мира — Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения [1].
Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460-370 гг. до н. э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: «Природа и воспитание подобны. А именно, воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу»; «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы»; «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда».
Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. И хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, например Тертуллиан (160-222, Августин (354-430, Аквинат (1225-1274, создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория далеко вперед не ушла.
Эпоха Возрождения подарила нам целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение «Я — человек, и ничто человеческие мне не чуждо». В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466-1536, итальянец Витторино де Фельтрэ (1378-1446, французы Франсуа Рабле (1494-1553) и Мишель Монтень (1533-1592) [13].
Педагогике долго пришлось просуществовать как раздел философии. Только в XVII в. она выделилась в самостоятельную науку, оставаясь тысячами нитей связанной с философией. Педагогика неотделима от философии уже хотя бы потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1654 г., — одна из первых научно-педагогических книг.
Непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро (1713-1784, К. Гельвеции (1715-1771, П. Гольбах (1723-1789) и особенно Ж. Ж. Руссо (1712-1778).
Широко известны труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей В. Г. Белинского (1811-1848, А. И. Герцена (1812-1870, Н. Г. Чернышевского (1828-1889, Н. А. Добролюбова (1836-1861). Во всем мире признаны идеи Л. Н. Толстого (1828-1910, изучаются труды Н. И. Пирогова (1810-1881). Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания [32].
Мировую славу русской педагогике принес К. Д. Ушинский (1824-1871). Он, подобно Коменскому в Моравии и Песталоцци в Швейцарии, совершил переворот в теории, революцию в педагогической практике.
Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в творческих исканиях новой педагогики принял С. Т. Шацкий (1878-1934, руководивший Первой опытной станцией по народному образованию Наркомпроса РСФСР. Первыми авторами учебных пособий по педагогике, в которых ставились и решались задачи социалистической школы, были П. П. Блонский.
Известность педагогике социалистического периода принесли работы Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Теоретические поиски Н. К. Крупской (1869-1939) концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения. А. С. Макаренко (1888-1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. В. А. Сухомлинский (1918-1970) исследовал моральные проблемы воспитания молодежи.
Вторая Мировая война стала толчком к возникновению единой системы образования и повышению обучения на интеллектуальном уровне. При воспитании и образовании начали учитывать потребности и возможности каждого ребёнка, его духовное и физическое развитие. Права человека и ребёнка признаны международными конвенциями. Давыдов, Эльконин, Лернер и Гальперин создали концепции развивающего, проблемного и программированного обучения [24].
Теперь рассмотрим проблему педагогического процесса
Педагогическая проблема — это объективно возникающий в педагогической теории и практике вопрос или комплекс вопросов относительно процессов обучения и воспитания человека, то есть педагогическими называют те проблемы, которые связаны с воспитанием и образованием человека [6].
Приведем примеры. Один ребенок постоянно обманывает; как добиться, чтобы он говорил правду? Другой — грубит, как привить ему уважение к окружающим? Третий — не хочет учиться, как привить ему интерес к учебе? И т. д.
Известно, что педагогические проблемы пронизывают всю жизнь, они касаются каждого из нас. Решению педагогических проблем посвящены литературные произведения, они являются основой многих киносюжетов, стоят в центре обсуждения многочисленных телепередач. С педагогическими проблемами повседневно сталкивается каждый родитель. И решение педагогических проблем в повседневной жизни, как правило, происходит по-разному: интуитивно, с опорой на жизненный опыт, часто неосознанно. В отличие от простого обывателя, педагог подходит к решению педагогических проблем профессионально.
В педагогической практике все ситуации проблемные. Выход из той или иной проблемной ситуации всегда требует от учителя постановки и решения педагогической задачи, и здесь она рассматривается как средство решения проблемы. Поэтому можно заключить, что когда в педагогической ситуации возникают противоречия, то она становится педагогической проблемой. Педагогическая задача является средством устранения выявленных в проблеме противоречий.
Технология решения педагогической проблемы в научной литературе описывается по-разному.
Технология решения проблемы:
1. Определение проблемы.
2. Установление причин.
3. Постановка педагогической задачи.
4. Поиск вариантов решения задачи.
5. Принятие решения.
6. Реализация решения проблемы.
7. Анализ эффективности решения проблемы [19].
Таким образом, практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Педагогике долго пришлось просуществовать как раздел философии. Только в XVII в. она выделилась в самостоятельную науку, оставаясь тысячами нитей связанной с философией. Мировую славу русской педагогике принес К. Д. Ушинский, который совершил переворот в теории, революцию в педагогической практике.
1.3. Виды планирования педагогического процесса
Существуют разные виды планирования в ДОУ, которые условно можно разделить на несколько групп:
1. Планирование работы всего детского сада (годовое планирование) – осуществляет заведующий и методист, его обсуждают и принимают в августе на педсовете.
2. Тематическое планирование (по отдельным видам деятельности) – составляют авторы парциальных программ или методист ДОУ совместно с заведующим.
3. Индивидуальное планирование специалистами (методист, музыкальным руководителем, логопедом и т. д.)
4. Планирование работы в конкретной возрастной группе – составляет методист под руководством старшего воспитателя [6].
Как правило, последовательность составления планов – сверху вниз. Сначала составляется план работы на год, затем тематическое планирование, затем на основе первых двух – планирование специалистами и воспитателями.
Планы могут быть как перспективными (составляются на длительный период – год, квартал, месяц) так и календарными (на короткий срок – неделю, день). Соответственно порядок составления в этом случае от перспективного к календарному плану.
Планирование педагогической деятельности любого вида осуществляется в несколько этапов:
1. Изучение (диагностика) и анализ предмета планирования (составления работы всего детского сада, уровня сформированности у детей знаний, умений, особенностей развития детей в группе и т. д.)
2. Формулирование целей и задач предполагаемой деятельности.
3. Определение путей и средств решения поставленных целей и задач (сбор и анализ предложений к проекту плана у всех заинтересованных подструктур)
4. Составление («сборка») всех частей плана в единое целое.
5. Принятие, утверждение плана.
6. Реализация, контроль его выполнения [17].
Составление плана работы на год – самая трудоемкая процедура. Как правило, он состоит из нескольких разделов:
Методическая работа :
оснащение педагогического процесса;
формирование развивающей среды;
изучение и обобщение передового педагогического опыта;
работа по обеспечению преемственности со школой;
тематические выставки.
Работа с кадрами :
заседания педсоветов;
семинары – практикумы, деловые игры и т. д. ;
коллективные просмотры;
консультации;
повышение квалификации;
аттестация;
работа с молодыми специалистами;
контроль.
Работа с родителями :
родительские собрания;
консультации;
другие формы [28].
План работы методиста может быть перспективным (на месяц, квартал, календарным (на неделю, каждый день, перспективно-календарным.
Используются различные формы написания планов : текстовая, текстовая с использованием картотеки, схематично-блочная, в виде циклограммы, план-схема.
Педагоги могут самостоятельно выбрать форму плана. Хотя возможно, что она будет различной, например, для малышей или старшей группы, молодых специалистов (подробный текстовый план) и для опытных педагогов (графическая форма) и т. д. Тем не менее, целесообразно, чтобы в ДОУ была принята единая форма написания плана.
По желанию методиста перспективный план составляется на месяц либо на квартал. Как правило, на месяц планируется работа с родителями, комплексы утренней гимнастики, развлечения, занятия и др.
В перспективном плане могут быть отражены :
1. Цели и задачи.
2. Список детей по подгруппам.
3. Циклограмма (структура режимных моментов)
4. Виды детской деятельности:
общение (коммуникативные ситуации, рассказы, объяснения, пояснения, беседы, ситуации невербального общения и т. д.);
физкультурно-оздоровительная работа (закаливание, спортивные упражнения, подвижные игры);
игровая деятельность (пальчиковые, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные, развивающие, на развитие памяти, внимания, воображения, мышления, строительные, народные, музыкально-дидактические, словесные, компьютерные, подвижные игры и т. д.);
организованные занятия;
познавательная практическая деятельность (ознакомление с явлениями окружающей жизни, наблюдения за живой и неживой природой, элементарная опытническая и экспериментальная деятельность и т. д.);
художественная деятельность (речевая и театрально-игровая, музыкальная, изобразительная);
элементарная трудовая (поручения, самообслуживание, хозяйственно-бытовой и ручной труд, дежурство);
индивидуальная работа с детьми;
работа с семьёй;
перспективы [35].
Календарный план предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день.
Составление методистом и перспективного, и календарного планов позволяет избежать многих недостатков планирования, но перегружает методиста, так как в этом случае воспитателю приходится вести два плана.
Более современным является перспективно-календарное планирование : часть работы планируется на месяц (режимные моменты, развлечения, занятия, игры, труд и др., краткосрочное планирование на каждый день (индивидуальная работа, описание некоторых фрагментов работы : утро – вечер).