Лилия Васильевна Доронина
Инновации в образовании. Работа с фотографиями.
▼ Скачать + Заказать документы
Задачей дошкольного образования является формирование гармоничной, разносторонне-развитой, физически-подготовленной, любознательной личности. Или, как трактуют, ФГОС ребенок должен обладать комплексом физических, интеллектуальных, нравственных качеств. К интеллектуальным качествам относят такое качество как книголюб. Последнее можно реализовать на занятиях по развитию речи. Формы проведения занятий могут быть различны: чтение литературного произведения, пересказ, беседа по картине, заучивание стихотворения наизусть. Порой стихотворные приёмы нелегко воспринимаются детьми, особенно в раннем возрасте. Эффективно строки поэта сопровождать реальной наглядностью. Именно тогда это стихотворение воспринимается с широко открытыми глазами и распахнутой душой. Отрывки статичных, казалось бы, фотографий помогают достичь динамичности, расшатывания сюжета, развития детского воображения, активизации внимания, и, как следствие, развития речи.
Публикация «Инновации в образовании, Работа с фотографиями,» размещена в разделах
Рассмотрим стихотворение Фё дора Тютчева:
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит.
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Комментарии детей: такой огромный, неподвижный, зимний, просто сказочный лес. Мы идем по дорожке и что же увидим (и услышим в стихотворении дальше).
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Комментарии взрослого: если приглядеться внимательно, то можно увидеть лёгкую морозную дымку, необыкновенно чистый воздух. Можно предложить детям погрузиться в эту таинственную атмосферу. А кто-то внимательный заметит вдалеке стоящий автомобиль. Но не будем отвлекаться от стихотворения.
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой-
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Так мы разобрали стихотворение поэта. Картины зимнего пейзажа стоят перед глазами. За окном мороз -25 градусов Цельсия. Но это не мешает нам прогуляться по лесу и увидеть большие снежные сугробы.
Разбудим детское воображение. Именно здесь может быть медвежья берлога, где зимует большая семья: Михайло Потапович, Настасья Петровна, маленький Мишутка. А если мы разбудем их - какие чувства будут у медведей - гнев, злость. Сделаем вывод, что нельзя вторгаться в природу, в природе всё живет по своим законам.
А можно и загадку загадать, где живописная картинка будет подсказкой:
Под сугробом спит зимой
В тёплой шубе меховой (медведь).
Как известно, для развития речи дошкольников используют разнообразных жанров произведения (сказки, рассказы, стихотворения, загадки).
Расширяя кругозор детей, знакомя с окружающим миром, развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании способности к творчеству: логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению, элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления). К. Д. Ушинский сказал: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребенок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, так как многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение; приладить загадку, дать повод интересной беседе, которая закрепится в уме ребёнка именно потому, что живописная и интересная загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные». Поэтому в данном случае задача взрослого (воспитателя) сделать загадку как можно живописнее и выразительнее. И тут опять приходит на помощь фотоаппарат.
Следующая загадка про замерзшую речку:
Видно, речка замерзала и укрылась одеялом,
А раскрыться вряд ли сможет, если солнце не поможет.
Но когда весна придёт, одеяло пропадёт.
И вот загадки к следующей картинке о рыбной ловле зимой и льде:
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша-толстое стекло (лёд на реке).
Лёд на речке голубой
Рыбок видно под водой
Я на них смотреть люблю,
Удочку в руках держу.
Вот в этом-то и плюсы фотокамеры. К любому занятию можно подобрать интересные кадры - познавательно, интересно, запоминаемо!
Попробуем дошкольнику доверить самую простую камеру. Из окна детского сада можно творить свою историю, свою динамику, события всего дня.
Так у нас получился вид из окна спальни рано утром, морозные узоры на окне, проходящая мимо собака, сидящая на ветку птица, первый снеговичок … Впечатлений - не описать. А гордости-то сколько. Мы ж творцы в своём роде!
Таким образом, можно сделать вывод: фотокамера в руках взрослого и ребёнка даёт возможность запечатлеть образы (иногда совершенно случайно, но из этих образов можно сложить историю, объяснить и увидеть природные явления, события жизни, побудить детей к поиску; на увиденных снимках разглядеть то, что изначально казалось незамеченным, скрытым. А это заставляет мыслить, размышлять, сопоставлять, видеть прекрасное, чувствовать. А мыслящий, чувствующий, творящий человечек потенциально способен овладеть грамотной речью. А значит, он будет хорошо чувствовать себя в обществе, коллективе, что немаловажно в будущем.