Получи документы

Культурно-образовательные практики в образовательном процессе

Елена Ефимова
Культурно-образовательные практики в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы

Культурно-образовательные практики на протяжении всей истории человечества играли и продолжают играть важную роль, становясь в современных условиях основным гуманитарным направлением развития исторического, социального и культурного пространств. Актуализация и решение социокультурных проблем оказали немалое позитивное влияние на различные политические, социальные, национальные и межконфессиональные процессы в современном мире.

Публикация «Культурно-образовательные практики в образовательном процессе» размещена в разделах

Поскольку культурно-образовательные практики затрагивают многие сферы человеческой жизни, то они становятся важнейшим инструментом в формировании нового национального проекта «Культура», изложенного в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах в развитии Российской Федерации до 2024 года». Точка зрения практики выступает критериями в реализации этих стратегических проектов и программ в современном культурном строительстве.

Социокультурное развитие современной России сопровождается рядом глубоких противоречий, из которых наиболее общее, фундаментальное - это противоречие между либеральной идеологией, с ориентацией на развитие по модели либеральной демократии развитых стран, и консервативной идеологией, направленной на сохранение национально-культурного своеобразия, уникальности российской цивилизации. Это противоречие проявляется во всем: в политике, экономике, социальной сфере, в общественном и индивидуальном сознании и в том числе в образовании, особенно в системе воспитания.

В профессиональном сообществе и в широких кругах вызывает острый интерес вопрос о том, в каком направлении развивается система образования и воспитания молодежи, на основе какой идеологии, системы ценностей строится воспитание в школе и вузе.

Все изменения, которые происходят в системе образования, всегда опосредованы социально-экономическими условиями развития общества. В частности, увеличение сроков образования, усложнение образовательных программ, введение двухуровневой системы высшего образования обусловлено не только научно-техническим прогрессом, который не остановишь, но и изменением самого государства, его места в мировой образовательной системе. Изменений произошло и происходит очень много. Однако, исторически сложилось так, что любая инновация становится традицией только в том случае если она доказала свою эффективность многократно и массово.

1. Понятие культурных практик

Социологический анализ репрезентирует понятие «практики» как активная, чувственная и преобразующая деятельность человека, общества, редуцируя к понятию «институт». С точки зрения социологии они выступают «скрытым действием», слепым следованием правилам, «фоном моделей» потребления. Согласно Фуко, «фоновая практика» - есть зрительное восприятие любой фигуры, которое возможно лишь только на фоне, когда композиционная фигура, проще говоря - фон, воспринимается как целое. Практики задают «условия» для возможности восприятия. Они являются допонятийным набором правил, который управляет манерой восприятия суждения действий индивида. Не являясь предрасположенностью к действию, формируют фон для действий благодаря своей двойной функции устанавливать стандарты норм поведения и проводить различия между истинным и ложным.

По Бурдье, социальная практика представляет собой целенаправленные действия индивидов по преобразованию социального мира, каждодневные привычные поступки, не требующие объяснения. Введенное автором понятие «габитус» служит порождающим механизмом практик или, другими словами, приобретённой системой порождающих схем.

Не предоставляется возможным дискурс культурных практик без дескриптивного анализа социальных явлений, поскольку в основе культуры не исключены различия повторяющихся связей между социальными явлениями и социальной действительностью. Именно такие сложившиеся связи между индивидами и коллективными субъектами деятельностей, в конечном счёте, составляют культурное поле. Вполне приемлемо предположение, что существует прямая связь между габитусом и полем культуры. Последнее характеризуется способностью производить классифицируемые практики, различать и оценивать их.

Поскольку в границах масштабного культурного поля существует множество разнообразных культур, то пересечение взаимопроникающих полей между ними создает основу для формирования универсального культурного паттерна.

Культурные практики следует рассматривать в двух аспектах, во-первых, как социально стандартизированное поведение в сообществах, во-вторых, как материальные продукты групповой активности. Например, культура синтезирует стереотипы и символы, сложившиеся в процессе ее развития, и в тот или иной период востребованным становится определенный паттерн или их совокупность.

В каждой культуре возникают характерные задачи, которые не обязательно свойственны другим типам общества. Подчиняя свою жизнь этим задачам, группа людей все более и более консолидирует свой опыт, и в соответствии с настоятельностью этих побуждений разнородные типы поведения обретают все более и более конгруэнтную форму.

Консолидация опыта и интеграция культурных смыслов порождают новые универсальные фундаментальные эталоны - культурные образцы. С точки зрения саморазвития и стилистического обновления форм, культурные образцы неравнозначны. Они представляют собой иерархическую структуру, на высшем уровне в которой имеет место порождение новых форм, в то время как на уровне практической повседневной (социальной активности) происходит лишь их частичная ассимиляция в виде стереотипизированных, слабо осознаваемых шаблонов поведения и взаимодействия.

В отличие от социальных практик культурный образец является более устойчивой конфигурацией связей людей друг с другом. Области социального производства в культуре, иначе говоря, культурные практики формируют нормы, ценности, модели поведения индивидов в социально-культурном пространстве. Они не ограничиваются пониманием «потребления культурных смыслов» (концепт «культурной всеядности» Ричарда Петерсона) и опираются не только на «систему социальной стратификации» (П. Бурдье) и т. д.

Важно отметить, что каждая практика не вопрос желания выбора или предпочтения, а вопрос тесной взаимосвязи с другими практиками в условиях повседневности. Повторяемость действий закрепляет понимание социальной нормы. Последнее, в свою очередь, закрепляет образцы поведения, становится социальным институтом. Природа образования схем поведения зиждется на понимании автономии воли независящих от структуры сознания или активности самого агента, меняющего социальную действительность. В силу своего относительного подчинительного аспекта практика является двойным структурируемым механизмом. Следует сказать, что индивиду не представляется возможность для автономного действия вне практических принципов, предписывающих порядок действия.

Доминирующий порядок служит опорой для бесчисленных форм производства. Каждое общество в определённой степени демонстрирует формальные правила, которые подчиняют практики. Другими словами, происходит обнаружение формальных ситуативных «способов делания». Теория практик - это различия в средствах способов действия. Стили действий, такие как ходить, читать, производить, говорить, вторгаются в поле их регулирования и за счёт стратификации создают игровой эффект. В этом пространстве игры находятся способы использования принудительного порядка места и языка.

В качестве примера может выступить искусство как «система способов делания», подчинённых под специальные цели и являющееся продуктом либо традиционного опыта, либо личного опыта индивида. В этом смысле искусство является практикой в чистом её виде. В традиционной культуре теория повествования неотделима от теории практик как её условие и одновременно как её производство. Однако воспроизведение устной традиции является практикой только в том случае, когда повествование отвечает на вопрос «что необходимо знать, чтобы сделать?» В искусстве, в процессе рассказывания о способах делания, и осуществляется практика.

Культурные практики аккумулируют все сферы жизнедеятельности человека. В современном обществе с его постиндустриальными, информационными, глобализационными тенденциями все более значимыми являются вопросы культурного производства и потребления. Опыт музыкальных практик, в этом смысле, создаст интересный сравнительный контекст, позволяющий лучше понять динамику культурных практик в действии.

2. Применение понятия культурных практик в образовательном процессе

Понятие «культурные практики», введенное в педагогику Н. Б. Крыловой в 2000 г., отражает процесс вхождения ребенка в культуру того общества, в котором он находится и развивается через разнообразные виды деятельности. Автор определяет данное понятие как «разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах и привычные для ребёнка виды его самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта. Эти-то виды деятельности и поведения он начинает практиковать как интересные ему и обеспечивающие самореализацию» .

Культурные практики как «виды самостоятельной деятельности, интересные ребенку и обеспечивающие самореализацию» позволяют создать такое социокультурное пространство, в котором ребёнок будет являться субъектом отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром, чего требует образовательный стандарт.

В работах Н. Б. Крыловой говорится, что универсальные культурные умения формируются в процессе собственных проб, поиска, выбора действий и поступков, манипулирования предметами, конструирования, продуктивной деятельности, творчества, исследования. Вступая во взаимодействие с окружающим культурным пространством в процессе культурных практик, ребёнок не только присваивает социокультурные ценности, но и преобразует их в личностно значимые ориентиры и принципы. При этом коммуникативные навыки в значительной мере обуславливают тот личностный опыт, который получит ребенок, и одновременно формируются в процессе живого общения. Коммуникативные навыки рассматриваются нами как структурные компоненты коммуникативной компетенции.

В современной лингвистической и педагогической литературе термин «коммуникативная компетенция» используется как собирательное понятие, включающее в себя ряд компетенций, и определяется как способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности. В ее основе лежит комплекс умений и навыков, позволяющих участвовать в речевом общении в его продуктивных и рецептивных видах.

Понятие «коммуникативные навыки» согласно психолого-педагогическим исследованиям включает следующие компоненты: эмоциональный, включающий эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и «сорадованию», внимание к переживаниям и действиям партнеров; когнитивный, связанный с познанием другого человека (способность встать на точку зрения другого человека, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми); поведенческий, отражающий способности ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т. п.

Формирование коммуникативных навыков невозможно вне процесса речевой коммуникации. При овладении речью одним из важнейших принципов является принцип коммуникативного взаимодействия. Это означает вовлечение детей в коллективное общение и взаимодействие. Коммуникативная компетенция является продуктом, а коммуникативные навыки и умения - условием и результатом формирования универсальных культурных умений и жизненного опыта ребенка. Коммуникативная компетенция состоит из владения вербальными и невербальными средствами коммуникации и способов их применения, а также владения культурными нормами того общества, в котором происходит процесс общения. Здесь также важно указать, что имеет значение не только владение культурными нормами, но и принятие их как личностно значимых. Культурные практики рассматриваются как способ и результат познания мира; способ интеграции в ближайшем социуме; способ преобразования окружающего мира, а также отмечается, что содержание культурных практик позволяет получить опыт игровой деятельности, освоить социокультурные нормы поведения, деятельности, отношений, приобрести опыт исследовательской деятельности и познавательных действий.

Организация культурных практик, в том числе и коммуникативных, должна обеспечивать ребенку возможность самостоятельного поиска, открытий, экспериментирования, анализа своей деятельности. Взрослый в этом процессе должен играть роль партнера, направлять деятельность ребенка, транслировать образцы культурной коммуникации, но не навязывать способы поведения и решения коммуникативных задач.

Основным условием организации коммуникативных культурных практик является трансляция педагогом, родителями, детьми общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов речевой деятельности и невербального поведения, способов коммуникации. По мнению Н. Б. Крыловой, «практика ребенка становится культурной, когда она создает возможности для его познавательной активности, личной инициативы, осмысления повседневного опыта и создания собственных творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура - сущностное качество любой формы деятельности)» .

3. Требованяи к применению культурных практик в образовательной деятельности

Содержание образования - важнейшая составляющая образовательной системы и, соответственно, главная цель планируемых изменений в ней. Организационно-управленческие, экономические, правовые преобразования, при всей своей важности, все же являются условиями и механизмами выхода на новое качество образования.

В качестве главного результата сегодня в школьном образовании рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества.

В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

При этом в содержании образования должна занять важное место коммуникативность, информатика, иностранные языки, межкультурное взаимопонимание.

Новые цели образования могут быть достигнуты только при определенных условиях, которые необходимо создать в современной школе.

Требования улучшения образования, сохранения здоровья детей и индивидуализации учебного процесса объективно обусловливают необходимость реальной разгрузки инвариантного общеобразовательного ядра, освобождения его от ряда имеющихся на сегодня знаний, которые оказываются невостребованными при решении практических, познавательных, ценностно-ориентационных, коммуникативных проблем; знаний и умений, которые имеют значение лишь для профессионального образования определенного профиля.

Необходимо обеспечить активность школьника в образовательном процессе, а для этого - увеличить возможности выбора у ученика и формирование обобщенных способностей выбора. Подчеркивается необходимость:

выхода на новую теорию и методику обучения в начальной школе;

окончательного перехода к профильному обучению в старших классах школы;

изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, опыт самоорганизации и становление структур ценностных ориентации.

Модернизация школы происходит не только по внешним, но и по внутренним причинам. Связано это с новыми научными исследованиями и практикой школы, позволившими осознать закономерности познания и обучения, улучшить на этой основе образовательный процесс.

Система оценки учебных достижений выпускников также представляется серьезной проблемой, требующей решения. Основной ориентацией становится не столько выяснение того, в какой мере учащиеся освоили формально-знаниевый компонент обязательного минимума содержания образования, сколько выявление их способности использовать освоенное содержание образования для решения практически-познавательных, ценностно--ориентационных и коммуникативных задач.

Необходимо обратить внимание на :

соотношение изучения социального опыта и формирования собственного опыта учащихся в различных видах деятельности: соотношение времени на учебную (включая домашнюю работу) и внеучебную деятельность учащихся на разных этапах образования.

• соотношение инвариантного и вариативного компонентов образования. Речь идет о том, какие цели образования могут быть достигнуты на базе общего для всех учащихся содержания образования, а какие цели возможно реализовать на различном для разных учащихся содержании образования. Развить у детей познавательные интересы, творческие способности возможно при определенной свободе выбора учебных предметов.

• модернизация содержания образования, связанная с предыдущим, касается состава и структуры образовательных областей. Сейчас принято выделять семь образовательных областей, составляющих содержание образования : филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, технология, физическая культура. Принятый состав образовательных областей не вполне обеспечивает возможность совершенствования образования. Проблема оптимизации структуры образовательных областей вряд ли может быть решена за счет дальнейшего увеличения числа учебных дисциплин. Возможно, что эту проблему удалось бы решить, отказавшись от жесткого закрепления учебного предмета в рамках одной образовательной области, - многие предметы, интегративные по своему характеру, могут принадлежать к разным образовательным областям (например, история мировой художественной культуры может «принадлежать» двум областям - «обществознанию» и «искусству»).

• содержание учебных предметов. В современной системе образования выделяется ряд аспектов этой проблемы: обновление учебного материала в соответствии с изменениями в окружающем мире и достижениями базовых наук; включение новых разделов и тем, необходимых для жизни в современном обществе, имеющих общекультурное значение; перераспределение учебного материала между основной и старшей школой с целью уменьшения учебной нагрузки учащихся основной школы; исключение устаревших разделов. К перечисленным аспектам следует добавить еще один: исключение избыточного учебного материала, не имеющего существенного значения для реализации основных целей образования.

• совершенствование содержания образования касается «идейных основ» образования. Например, идейной основой гимназического образования в российской школе середины XIX века была античная культура, ради ознакомления с которой и изучались древние языки. Считалось, что античная культура должна дать нравственные и духовные образцы, которые учащиеся освоят как собственные ценностные ориентации. Возникает необходимость в поиске «дополнения» привычных идейных основ образования.

Существующие концепции управления образованием не до конца отвечают новым социально- экономическим условиям. Во всех сферах управленческой и хозяйственной деятельности любой экономической системы в настоящее время упор делается на информацию, знания, инновации, что усиливает значение интеллекта и интеллектуальной деятельности.

Лидерство - это процесс организации людей к деятельности с мотивацией на более высокий уровень или лучшие результаты. По сути, лидерство является агентом изменений, увлекая людей сделать больше, чем они делали. В центре отношений лидерства находится лидер.

Можно утверждать, что модель достижения интеллектуального лидерства в образовании в рамках концепции интеллектуального лидерства способна обеспечить наличие обратной связи, - атмосфера творчества и успеха в организации, гибкость в использовании высококвалифицированного кадрового состава и эффективную мотивацию на достижение конкретных бизнес-задач.

Развитие концепции интеллектуального лидерства в образовании определено рядом взаимосвязанных факторов:

нарастанием дефицита квалифицированного персонала;

ростом ожиданий высококвалифицированных кадров в отношении стиля управления руководства, условий труда и своей вовлеченности в инновационные процессы;

повышением требований к лидерам в контексте инновационного развития.

Дальнейшее развитие концепции интеллектуального лидерства приведет к культивированию таких ценностей экономики знаний, как опережающее развитие, инновации, командная работа, результативность, инновационное поведение.

Заключение

Динамичные изменения, происходящие в современном мире, затрагивают все сферы человеческой жизни. Это в основном связано с процессами глобализации, которые прямо или косвенно влияют на человека. В недавнем прошлом, процессы социальной трансформации анализировались, в первую очередь, в контексте экономической и политической теорий, которые имели доминирующую роль. Социокультурные императивы считались производными от этих факторов и к приоритетным направлениям не относились. Однако, точка зрения практики как основного методологического принципа и критерия теоретических концепций со временем открыла государственным органам и обществу объективную картину мира, в которой социокультурные основания во многом определяют различные сферы жизнедеятельности человека.

Самым простым и наглядным примером реализации культурно-образовательных и практик может послужить школа - именно в школе в человека на протяжении многих лет закладываются основы духовно- нравственных и культурных качеств. Разного рода внеурочная деятельность (классные часы, культурные и спортивные мероприятия, летние лагеря) направлена не только на повышение грамотности и физической развитости индивида, но и на его духовное обогащение.

Необходимо обеспечить все образовательные учреждения полным комплектом современных учебников, методических пособий, компьютерной техникой. Нужно создать такие условия, чтобы новое поколение с радостью и удовольствием шло на рабочие места, ощущая перспективу, совершенствование и рост своего мастерства.

Для этого необходимо объемнее использовать и вовлекать внутренние ресурсы регионов, бюджетные и внебюджетные источники для реального решения проблем кадрового обеспечения системы

Публикации по теме:

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессеИгровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Применение социальных Интернет-сервисов Веб 2.0 в образовательном процессе Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться своей новостью. В настоящее время прохожу курсы «Применение социальных Интернет-сервисов.

Применение учебных презентаций в образовательном процессе кадетской школы Сегодня в общеобразовательной школе одной из наиболее распространённых форм донесения учебного материала можно назвать мультимедийные презентации.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Культурно-образовательные практики в образовательном процессе
Опубликовано: 4 февраля 2020 в 21:34
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Культурно-образовательные практики в образовательном процессе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ефимова (УИ 1306282) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД