Любовь Дрягина
Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
"Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка".
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств.
Публикация «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Именно в раннем возрасте ребёнок приучается использовать по назначению предметы быта : одежду, ложку, чашку, совок, карандаш и. т. д.
Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет разные их признаки, свойства, т. о., развивается и его восприятие. Ребёнок запоминает предметы, их признаки, названия – развивается память, речь. Пытаясь понять, как действовать с предметами, малыш размышляет, практически действуя. Развитие при этом мелких мышц, движений руки влияет на развитие его речи, интеллекта.
Формирование КГН – это основной компонент ЗОЖ, неотъемлемая часть культуры поведения будущей личности. Необходимо раннее обучение и формирование привычек ЗОЖ через развитие у детей потребности к чистоте и аккуратности, адекватному поведению.
Формирование КГН – форма всестороннего развития личности ребенка раннего возраста.
Развивает :
• общую и мелкую моторику
• зрение и слух
• внимание и мышление
• речевые функции
Формирует:
• этнические понятия
• нравственные качества
• волевые качества
• поведенческие навыки
Активизирует:
• предметную деятельность
• познавательную потребность
• установление причинно-следственных связей через мыслительную активность
• использование полученных навыков в игре
Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка. Она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Ранний возраст – самый эффективный период для начального формирования КГН.
Необходим комплексный подход к формированию КГН – как основы здорового образа жизни
Задачи:
1. Формирование у детей КГН через:
-гигиенические навыки
-навыки опрятности
-навыки одевания и раздевания
-навыки приема пищи
-навыки адекватного поведения
2. Создание условий
3. Этапы формирования навыков самообслуживания
4. Средства, способствующие усвоению навыков
Пути формирования КГН.
Формирование КГН совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.
«Оденемся сами».
Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.
Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.
«Давай причешемся сами».
Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. Позднее удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!"
Для привития этих знаний, умений и навыков в нашем ДОУ широко используется устное народное творчество (потешки, колыбельные, загадки, уговорушки, способствующее эмоциональному восприятию обучения культурно-гигиеническим навыкам, чтение художественной литературы (К. Чуковский «Федорино горе», «Айболит», А. Барто «Девочка чумазая», прослушивание аудио сказок, поговорок на тему КГН, помогающей в формировании и осознании адекватного поведения, рассматривание сюжетных картинок, создается соответствующая развивающая среда, которая является толчком для того, чтобы каждая вещь, выполняя свою функцию, имела целенаправленное воздействие на формирование этих навыков у ребенка.
Формирование привычек ЗОЖ – процесс длительный, кропотливый, требует огромного терпения. Педагог должен личным примером прививать детям полезные навыки. Взрослый должен требовать от ребенка выполнения того, что сам повседневно делает;
-постоянно одобрять похвалой малейшие проявления самостоятельности у детей;
-радоваться его успехам;
-поддерживать его;
-дать почувствовать ребенку уверенность в себе, в своих возможностях.
Похвала, умелое поощрение создают одно из необходимых условий формирования навыка – положительный эмоциональный тон, эмоциональное удовлетворение. Ведь если деятельность сопровождается положительными эмоциями, то она выполняется увереннее и быстрее осваивается. Радуясь своим успехам, ребенок стремиться их повторить.
Важно помнить – у малыша есть свои вкусы и привычки, все навыки формировать постепенно. Обучение быстрее и легче проходит в игре.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Воспитатель, помощник воспитателя, родители должны быть едины в своих требованиях к ребенку. Необходимо избегать необоснованного поторапливания и одергивания детей; публичного осуждения малыша за неумение; излишнего заигрывания с детьми и развлечения их во время еды, умывания, одевания; затягивания этих процессов.
Если взрослые всегда спешат на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень скоро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте».
Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводим с согласия родителей.
Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.
В процессе работы я планирую создать видео журнал «Мои достижения и успехи». В этом видео журнале планирую запечатлеть наши с детками успехи по формированию КГН (от начала до конца года) и продемонстрировать их родителям на итоговом родительском собрании.
В приёмной оформлен уголок “К Сведению родителей”, где содержатся советы и рекомендации для родителей по вопросу формирования КГН у детей раннего возраста. Родители оказывают помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов, обучаются упражнениям, выполняемые их детьми с целью проведения подобных игр – занятий дома.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные КГН обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание.