Лариса Тасханова
Культурная практика «Развитие самостоятельности, инициативы и произвольности посредством изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Культурная практика «Развитие самостоятельности, инициативы и произвольности посредством изобразительной деятельности», реализуемая в воспитателем Тасхановой Ларисой Равильевной, с детьми 2 младшей группы.
Проблема:
Публикация «Культурная практика „Развитие самостоятельности, инициативы и произвольности посредством изобразительной деятельности“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
у воспитанников моей группы слабо развиты творческие способности, отсутствует самовыражение, инициатива. Они боятся проявлять инициативу, выражать себя в деятельности потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится, не хватает уверенности в себе, воображения и самостоятельности.
Актуальность:
в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей. Развитие в детях качеств творческой личности - одна из важнейших задач современного ДОУ. Творить вместе с детьми, уважать решения детей – главная задача родителей и педагогов. Изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством для совершенствования психических процессов - внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активного развития личностных качеств, способностей и склонностей. От окружающих взрослых зависит, какой – богатой или бедной будет духовная жизнь детей. Изобразительная деятельность позволяет выразить в рисунках собственное впечатление об окружающем мире. Она создает условия для вовлечения детей в собственное творчество и имеет неоценимое значение для всестороннего развития, раскрытия и обогащения творческих способностей.
Цель: развитие самостоятельности, инициативы и произвольности через изобразительную деятельность.
Карта реализации
Формы работы Содержание Результаты
Игровая деятельность Театрализация : самостоятельное обыгрывание различных русских народных сказок.
Игры с сюжетом
Дети в театрализованных играх учатся обдумывать свои действия, строить план действий, развивается активность, самостоятельность, самоорганизация.
Развивается творческая активность (желание творить, искать новое, создавать необычные творческие работы, самовыражаться в них)
Развивается фантазия у детей,
Игры и упражнения,
способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное и зрительное обследование предметов
и игрушек дети учатся наделять привычные вещи и предметы необычнымисвойствами,
овеществлять живое, одухотворяют неживое, придумывают новые сюжеты, смешные истории.
Наглядность и словесность Чтение художественной литературы.
Рассматривание картин, иллюстраций на различные темы. Вызывает у детей радость, детям приходит осознание того, что сказки как будто разговаривают с ними, дают им добрые советы, они становятся живыми друзьями для них. Формируются у детей нравственные качества: милосердие, сострадание, уважение к старшим. Развивается фантазия, воображение. Происходит накопление эстетического опыта.
Дети учатся видеть прекрасное, сравнивать, созерцать. Учатся видеть картину, как целиком, так и отдельные ее части. При этом развивается образное мышление, воображение, дети учатся умению рассуждать. Они способны выделить главное («смысловой узел», определить «место действия» (поляна, лес, интерьер комнаты); выделить особенности цветовой гаммы, характерные черты персонажа (добрый, веселый, страшный).
Нетрадиционные техники рисования Развитие творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками: рисование пальчиками; оттиск
печатками из картофеля; Дети при рисовании ощущают незабываемые положительные эмоции, развиваются творческие способности. Дети чувствуют себя более раскованнее, смелее, непосредственнее, у них развивается воображение, что дает полную свободу для самовыражения. В процессе творчества дети научились
рисование ладошками;
тычок жесткой полусухой кистью; печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки. воплощать свои замыслы, свободно выражать свои мысли, стали проявлять инициативу. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.
Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств.
Совместная работа родителей детей и Совместное творчество детей и родителей, участие в конкурсах изобразительного искусства, творческих выставках, развлечениях, праздниках. Происходит расширение кругозора, который обогащает внутренний мир, а главное - учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Проявляют интерес к совместной творческой продуктивной деятельности
(наши детки стали победителями, приняв участие на Всероссийских творческих конкурсах). Интересуются жизнью детей в группе, оказывают посильную помощь в оформлении выставок. Сформировалась потребность участвовать в совместных мероприятиях (с участием родителей проводим развлечения, досуги, инсценировки, где родители не только выступают в роли персонажей, но и шьют костюмы).
Театрализованная деятельность-
любимое занятие детей
Совместная деятельность сближает и обогащает внутренний мир детей и взрослых
Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств.
Результат:
сформирована развивающая среда в группе для развития творческих способностей у детей. Они стали больше увлекаться продуктивной деятельностью, появилась самостоятельность в выборе темы для сюжета, в выборе изобразительных средств и материалов. Дети стали более самостоятельными, инициативными, появился интерес к творческому экспериментированию. В детских работах появился индивидуальный почерк, повысился уровень ручной умелости, координации движений, уровень художественно – творческих способностей.
Родители стали активными субьектами творческого процесса, повысили психолого – педагогическую компетентность в области детской творческой деятельности.
У детей повысился не только уровень творческих способностей, но и стал очевиден личностный рост всех субъектов творческого взаимодействия, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.
У 70% детей развитие творческих способностей на хорошем уровне, улучшилась моторика, повысились знания об окружающем мире, стала лучше работать фантазия, воображение. У 30 % несколько хуже повысился уровень творческих способностей, недостаточно развиты умения использования нетрадиционных техник рисования.
Динамика развития :
Планирую составить индивидуальный маршрут по развитию творческих способностей детей, отобразить в тематическом плане работу со слабо мотивированными воспитанниками. Поднять продуктивную деятельность детей на более высокий уровень. Еще больше обогатить развивающую среду необходимыми материалами для творческой деятельности детей, которая стимулирует самостоятельность и инициативность детей.