Лучший педагог года

Культура речи воспитателей ДОО как основа педагогической культуры

Анна Михайловна Агеева
Культура речи воспитателей ДОО как основа педагогической культуры
▼ Скачать + Заказать документы

Культура речи воспитателей ДОО как основа педагогической культуры

Сегодня многим известна поговорка «Слово – визитная карточка человека». От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи воспитателя, работающего с детьми дошкольного возраста.

Публикация «Культура речи воспитателей ДОО как основа педагогической культуры» размещена в разделах

Дошкольники, находясь в детском саду и общаясь с воспитателем в разных видах детской деятельности, постоянно слышат его речь. Развивающий потенциал речевой среды в детском саду зависит от качества речи воспитателя.

Для воспитателя, работающего с дошкольниками, владение речью – это показатель его профессиональной компетентности, его культуры. Поэтому забота о совершенствовании своей речи – нравственный и общественный долг каждого воспитателя. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям, т. к. его речь – это основное орудие педагогического взаимодействия и воздействия, и одновременно образец детей и их родителей, по которому они учатся строить свою речь.

Известный лингвист М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, дошкольник перенимает «не только все тонкости произношения (фонетику) словоупотребления (лексику, построения фраз (грамматику, но и также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».

Именно поэтому к речи воспитателя дошкольной организации предъявляются высокие требования и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматриваются в контексте повышения качества дошкольного образования.

В современных исследованиях культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

К компонентам профессиональной речи воспитателя относятся :

- качество языкового оформления речи;

- ценностно-личностные установки воспитателя;

- коммуникативная компетентность;

- четкий отбор информации для создания высказывания;

- ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Важными требованиями к речи воспитателя дошкольной образовательной организации являются:

1) Соответствие речи языковым нормам, то есть речь воспитателя должна быть правильной. Для этого ему необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.

2) Качество голоса воспитателя. Голос – важнейший элемент техники речи и средством труда. К голосу воспитателя предъявляется требования, которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности. Профессиональным качеством голоса воспитателя являются благозвучность, гибкость, полётность (полётность речи – это лёгкость произнесения текста без зажимов, проглатывания окончаний и необходимости выговаривания слов с усилием, выносливость. Развитие всех качеств голоса - комплексный процесс, который называется постановкой голоса. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи и важна для воспитателя, т. к. его речь является образцом. Речь воспитателя должна быть выразительной, т. е. наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием.

3) Точность речи, т. е. её соответствие мыслям говорящего воспитателя. К. Федин пи-сал: «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но и прежде всего – требованием смысла».

4) Ясность речи - это доступность пониманию слушающего ребёнка. Квинтилиан, римский учитель красноречия, писал: «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять».

5) Простота речи – это её безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, «красивостей слога». Л. Н. Толстой писал: «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания».

6) Богатство речи - разнообразие языковых средств. М. Горький писал: «Задачи, которые Вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большого богатства слов, большого обилия и разнообразия их». Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности слово-употребления, выразительности и образности речи.

7) Логичность речи - соблюдение смысловой связи компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Н. Г. Чернышевский писал: «Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь; не точность и запутанность выражений свидетельствуют о за-путанности мыслей». Логичность речи предполагает наличие в высказывании трех смыслообразующих компонентов (начало, основная часть и конец высказывания); умение правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.

Средства передачи информации делятся на виды: вербальные (т. е. словесные) и невербальные. Вербальное общение – это общение с помощью слов, невербальные средства общения – это передача информации с помощью символов и знаков (позы, жеста, мимики, взглядов).

Воспитателю очень важно правильно владеть своим телом и передавать с помощью мимики и жестов ту информацию, которая требуется в той или иной ситуации. «Руки – глаза тела» – утверждал Е. Б. Вахтангов. К. С. Станиславский подчеркивал: «Руки высказывают мысль». Е. И. Ильин называет руку педагога «главным техническим средством».

Наибольшее значение для речевого искусства имеют особенности внутреннего мира воспитателя, его культура и душевное богатство, его убежденность в правоте своих слов. С. Л. Соловейчик писал: «Сейчас много говорят о техническом мастерстве педагога, о том, что у него должен быть поставлен голос, отработан жест, выверены интонации. Но еще важнее. нравственный облик, манера общения и поведения педагога». Не забывайте об этом и. совершенствуйтесь!»

Таким образом, можно сделать вывод о том, что культура речи воспитателя дошкольной организации, являясь образцом для подражания детям, их родителям и коллегам – есть важный критерий, определяющий его внутренний мир и педагогическую культуру.

Литература:

1. Бруссер А. М., Оссовская М. П. «Правильная речь-путь к успеху», 2009.

2. Гербова В. Коммуникативное общение педагога. М. : Просвещение, 2009. – 330 с.

3. Ксенофонтова А. Н. Речевая деятельность, речевая культура и культура речи. К определению понятий // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, Т. 12. № 3(3). 2010. С. 633-637.

4. Электронная газета «Интерактивное образование», Тема номера: «Система дополни-тельного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы». Методические требования к культуре речи педагога. Выпуск № 51, Февраль 2014.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Фольклор как способ развития культуры речи» «Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянием.

Художественно-эстетическая культура как основа становления личности ребенка .

Консультация для воспитателей младших групп детского сада «Воспитание звуковой культуры речи» Дошкольный возраст - наиболее сензитивный период для воспитания звуковой культуры речи. Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое,.

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста» Консультация для воспитателей на тему: «Воспитание звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста» Звуковая культура речи.

Консультация логопеда для воспитателей «Звуковая культура речи детей младшего дошкольного возраста» Консультация логопеда для воспитателей 1 и 2 младших групп детского сада. Звуковая культура речи детей младшего дошкольного возраста. Речь.

Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста как основа успешного овладения родным языкомФормирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста как основа успешного овладения родным языком Актуальность темы Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений.

Реализация дифференцированного подхода к повышению педагогической культуры родителей Введение Глава I. Актуальность проблемы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Глава II. Теоретические основы педагогического.

Рекомендации для воспитателей «Культура речи педагога, или Искусство говорить с детьми» Существует много интересных, содержательных афоризмов, цитат о русском языке, о культуре речи, и мы остановились на понравившемся афоризме,.

Семинар-практикум для воспитателей «Звуковая культура речи» Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. При подготовке к семинару воспитатели узнали, что звуки речи.

Эссе «Мастерство педагога — основа педагогической деятельности» Суть педагогического мастерства – это своеобразная совокупность личной культуры, знаний и кругозора педагога, его всесторонней подготовки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Культура речи воспитателей ДОО как основа педагогической культуры
Опубликовано: 12 февраля 2016 в 21:17
+35Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Культура речи воспитателей ДОО как основа педагогической культуры» (включая файлы) размещена пользователем Анна Михайловна Агеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД