Анна Михайловна Агеева
Культура речи воспитателей ДОО как основа педагогической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Культура речи воспитателей ДОО как основа педагогической культуры
Сегодня многим известна поговорка «Слово – визитная карточка человека». От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи воспитателя, работающего с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Культура речи воспитателей ДОО как основа педагогической культуры» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Дошкольники, находясь в детском саду и общаясь с воспитателем в разных видах детской деятельности, постоянно слышат его речь. Развивающий потенциал речевой среды в детском саду зависит от качества речи воспитателя.
Для воспитателя, работающего с дошкольниками, владение речью – это показатель его профессиональной компетентности, его культуры. Поэтому забота о совершенствовании своей речи – нравственный и общественный долг каждого воспитателя. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям, т. к. его речь – это основное орудие педагогического взаимодействия и воздействия, и одновременно образец детей и их родителей, по которому они учатся строить свою речь.
Известный лингвист М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, дошкольник перенимает «не только все тонкости произношения (фонетику) словоупотребления (лексику, построения фраз (грамматику, но и также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».
Именно поэтому к речи воспитателя дошкольной организации предъявляются высокие требования и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматриваются в контексте повышения качества дошкольного образования.
В современных исследованиях культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.
К компонентам профессиональной речи воспитателя относятся :
- качество языкового оформления речи;
- ценностно-личностные установки воспитателя;
- коммуникативная компетентность;
- четкий отбор информации для создания высказывания;
- ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
Важными требованиями к речи воспитателя дошкольной образовательной организации являются:
1) Соответствие речи языковым нормам, то есть речь воспитателя должна быть правильной. Для этого ему необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
2) Качество голоса воспитателя. Голос – важнейший элемент техники речи и средством труда. К голосу воспитателя предъявляется требования, которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности. Профессиональным качеством голоса воспитателя являются благозвучность, гибкость, полётность (полётность речи – это лёгкость произнесения текста без зажимов, проглатывания окончаний и необходимости выговаривания слов с усилием, выносливость. Развитие всех качеств голоса - комплексный процесс, который называется постановкой голоса. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи и важна для воспитателя, т. к. его речь является образцом. Речь воспитателя должна быть выразительной, т. е. наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием.
3) Точность речи, т. е. её соответствие мыслям говорящего воспитателя. К. Федин пи-сал: «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но и прежде всего – требованием смысла».
4) Ясность речи - это доступность пониманию слушающего ребёнка. Квинтилиан, римский учитель красноречия, писал: «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять».
5) Простота речи – это её безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, «красивостей слога». Л. Н. Толстой писал: «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания».
6) Богатство речи - разнообразие языковых средств. М. Горький писал: «Задачи, которые Вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большого богатства слов, большого обилия и разнообразия их». Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности слово-употребления, выразительности и образности речи.
7) Логичность речи - соблюдение смысловой связи компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Н. Г. Чернышевский писал: «Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь; не точность и запутанность выражений свидетельствуют о за-путанности мыслей». Логичность речи предполагает наличие в высказывании трех смыслообразующих компонентов (начало, основная часть и конец высказывания); умение правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.
Средства передачи информации делятся на виды: вербальные (т. е. словесные) и невербальные. Вербальное общение – это общение с помощью слов, невербальные средства общения – это передача информации с помощью символов и знаков (позы, жеста, мимики, взглядов).
Воспитателю очень важно правильно владеть своим телом и передавать с помощью мимики и жестов ту информацию, которая требуется в той или иной ситуации. «Руки – глаза тела» – утверждал Е. Б. Вахтангов. К. С. Станиславский подчеркивал: «Руки высказывают мысль». Е. И. Ильин называет руку педагога «главным техническим средством».
Наибольшее значение для речевого искусства имеют особенности внутреннего мира воспитателя, его культура и душевное богатство, его убежденность в правоте своих слов. С. Л. Соловейчик писал: «Сейчас много говорят о техническом мастерстве педагога, о том, что у него должен быть поставлен голос, отработан жест, выверены интонации. Но еще важнее. нравственный облик, манера общения и поведения педагога». Не забывайте об этом и. совершенствуйтесь!»
Таким образом, можно сделать вывод о том, что культура речи воспитателя дошкольной организации, являясь образцом для подражания детям, их родителям и коллегам – есть важный критерий, определяющий его внутренний мир и педагогическую культуру.
Литература:
1. Бруссер А. М., Оссовская М. П. «Правильная речь-путь к успеху», 2009.
2. Гербова В. Коммуникативное общение педагога. М. : Просвещение, 2009. – 330 с.
3. Ксенофонтова А. Н. Речевая деятельность, речевая культура и культура речи. К определению понятий // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, Т. 12. № 3(3). 2010. С. 633-637.
4. Электронная газета «Интерактивное образование», Тема номера: «Система дополни-тельного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы». Методические требования к культуре речи педагога. Выпуск № 51, Февраль 2014.