Оксана Щемелинина
План работы по самообразованию «Культура поведения. Этикет»
▼ Скачать + Заказать документы
Я выбрала эту тему, потому что считаю, что она более актуальна на сегодняшний день для наших детей.
Прежде всего, ребенку с малых лет нужно прививать этикет. Этикет выражает содержание и принципов нравственности. Этикет – важная часть культуры. Но только знания правил этикета недостаточно для того, чтобы стать культурным человеком.
Публикация «План работы по самообразованию „Культура поведения, Этикет“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Культура поведения для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Опыт работы в детском саду показал: дети правила поведения отлично усваивают быстро, родители эти правила знают, но выполнять их может далеко не каждый. Как сделать так, чтобы общение на самом деле было приятным и полезным, а поведение не вызывало у окружающих отрицательных эмоций?
Я расскажу о том, как составляла план по самообразованию, работала над ним, с какими трудностями встретилась, и как мне помог план в работе с детьми.
В первую очередь для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучение методической литературы и передовых образовательных технологий по данной теме.
2. Отбор необходимого содержания из дошкольных методик.
3. Работать в тесном контакте с родителями.
Выбрав эту тему, я поставила перед собой определенную цель. А для выполнения этой цели определила следующие задачи, которые помогут ребенку и мне как воспитателю в этом вопросе.
Цель: Поиск новых подходов к решению проблемы личностного развития ребенка среднего возраста в системе работы по формированию и обучению навыков культурно – гигиенических и культуры поведения. А для выполнения этой цели определила следующие задачи, которые помогут детям в этом вопросе.
Задачи:
1. Формировать навыки опрятности и гигиены.
2. Совершенствовать умение пользоваться ложкой, вилкой, бумажной салфеткой.
3. Учить пользоваться ножом и салфеткой из ткани.
4. Расширять знания о сервировки стола.
5. Развивать умение чувствовать и понимать другого.
6. Повысить самооценку детей, их уверенность в себе.
7. Воспитывать желание помочь, поддержать, порадоваться за другого.
8. Способствовать сплочению детского коллектива.
И вот, когда план был готов, я приступила к отбору методической литературы. Литературу отбирала так: во первых, взяла основные книги, которые нужны по всем пунктам плана.
Это Программа дошкольного образования «От рождения до школы», журналы дошкольного воспитания, Азбука общения, книга «Развитие и воспитание детей среднего возраста», «Веселый этикет» и т. д. И после того, как я отобрала необходимую литературу,мной был составлен годичный план, проведения с детьми занятий, опирались прежде всего на программу «От рождения до школы».
Настольной книгой для меня были книги:
1. «Организация деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков и этикета под редакцией О. И. Бочкаревой.
2. Е. А. Алябьева «Воспитание культуры поведения у детей».
Из этих книг я много подготовила консультаций и рекомендаций для родителей, занятия для детей.
Основные направления работы с детьми
1. Цикл занятий по воспитанию культурно - гигиенических навыков. (Уроки «Мойдодыра» «Поможем Федоре» «Умейка» и т. д.)
2. Цикл по воспитанию культуры поведения («Как вести себя за столом?» «Путешествие в страну доброты, вежливости» «Мои друзья» и т. д.)
3. Уроки этикета :(Обучение детей правилам столового этикета; заучивание стихов, пословиц. «Я приду к тебе в гости»
4. Изучение книг, статей в дошкольном воспитании.
На что были направлены мои усилия на первых этапах работы? Училась наблюдать, анализировать, оценивать поступки детей. В своей работе искала новые приемы воздействия.
Многие дети в начале года здоровались и прощались лишь по напоминанию родителей, воспитателей, не называли по имени – отчеству, не любили убирать игрушки на место, говорили это не я, я не играл. Перестали снимать полотенце с вешалки, полотенце тянули, некоторые дети были не приветливы, не дружелюбны, кушали не аккуратно, громко разговаривали.
И так, какие приемы и методы были использованы в моей работе? Во первых личный пример. Не дожидаясь пока ребенок поздоровается, первой здоровалась, находила, о чем спросить ребенка, о чем поговорить. Почему то в раздевалке дети молчат, а здороваются, заходя в группу (даже если не видят воспитателя). Очень помогли в разработке и выполнение различных правил поведения игрушки-гости. На примере показывала, как нужно входить в группу, мальчики должны пропускать девочек, вежливо пропускать друг друга. Приучая детей к культуре общения, за основу взяли четыре правила: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые», «Если тебе трудно – обратись за помощью», «Каждой вещи свое место», «Не делай за ребенка того что он может сделать сам» Постоянно проверяла как дети усвоили те или иные правила. Например, уроню предмет и сделаю вид что не заметила. В начале, не многие догадывались, что надо поднять и подать воспитателю. Теперь знают, что нужно сделать и сказать.
Самым трудным считаю в своей работе, нет дружеских взаимоотношений между детьми. Из-за чего начинаются конфликты? Обычно из-за игрушек, нежелание уступить место, принять в игру сверстника. Очень удручал меня недоброжелательный тон некоторых детей. Чтобы получить ответы на эти вопросы, мною были подготовлены тестовые задания для родителей, анкеты для родителей, проведены индивидуальные беседы с ними, диагностика детей. Также наблюдала за поведением детей в игровой деятельности и в повседневной жизни.
Предварительная работа показала; вопросам культуры общения необходимо посвятить специально организованные занятия. Научить правилам вежливости и приучить к большой самостоятельности. В занятия включала чтение сказок, рассказов, беседу на заданную тему, разрешение педагогических ситуаций, рассматривание картин, иллюстраций, проводила дидактические игры.
Пришло время сказать о результатах. Они конечно есть и значительные. Проделанная работа позволила привлечь внимание детей к умению деликатно относиться к окружающим людям, вести себя в зависимости от требований и конкретной обстановке. Дети постепенно становились более сдержанными в проявлении отрицательных эмоций, уменьшились случаи плохого поведения к сверстникам, взрослым, в том числе и к родителям. Занятия помогли многим детям посмотреть на себя со стороны добра и культурного поведения. Мягче стал климат в группе, больше понимания, сочувствия, доброты друг к другу. Меньше стало конфликтов, раздоров, обид. Ребята стали вежливые, веселее. В группе атмосфера дружелюбия, взаимного уважения. Родители неоднократно говорили, как дети самостоятельно применяли навыки, полученные в детском саду, у себя дома. Речь у детей стала более образной, в ней появились пословицы, красивые выражения, волшебные слова, стали более общительные в играх.
В заключении хочется сказать, что работа с планом по самообразованию мне очень помогла. Я углубила свои знания по вопросу «Культура поведения» И мне стало легче проводить собрания, беседы, консультации с родителями. Так как тема мной проработана и осталось только выбрать и обобщить необходимое.