Людмила Барабошкина
«Культура поведения дошкольников». Круглый стол для родителей воспитанников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Привлечение внимания родителей к вопросу воспитания культуры поведения у дошкольников. Материалы: фишки красного, желтого, синего цветов; листочки бумаги; ручки
Публикация «„Культура поведения дошкольников“, Круглый стол для родителей воспитанников ДОУ» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Культура поведения для детей
- Родительские собрания в детском саду
- Столовой этикет. Правила поведения за столом для детей
- Темочки
Ход мероприятия:
Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады видеть Вас! Давайте сегодня поговорим о наших детях. Воспитан ли мой ребёнок? Не стыдно ли за него в обществе? Какими личностными качествами уже обладает мой малыш? На эти вопросы у каждого будет свой ответ, и в правильности этих ответов мы попробуем разобраться.
Наши дети самые лучшие, самые воспитанные, но откуда берется в них черствость, безразличие, безответственность, грубость неуважительность к нам.
-В толковом словаре под редакцией С. И. Ожегова сказано, что воспитанный человек — это человек, который умеет хорошо вести себя. Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим, людям и к самому себе начинается в детстве.
Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Об этом и пойдёт сегодня разговор. И надеемся, что вместе мы найдём ответы на многие интересующие нас вопросы.
-А сейчас мы предлагаем вам, как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах.
-Если ребёнок выполняет данное правило, то вы кладёте на стол фишку красного цвета; если не всегда выполняет или не совсем правильно - жёлтого цвета; если не выполняет совсем - синего цвета:
• Ребёнок умеет мыть руки, причём моет их всегда перед едой, после посещения туалета. Умеет вытираться развёрнутым полотенцем.
• Аккуратно складывает одежду.
• Всегда пользуется носовым платком по мере необходимости. Зевает и смеркается бесшумно.
• Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за оказанную помощь.
• Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
• Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.
• Не вмешивается в разговор без надобности.
• При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».
• Не бросает на улице, в помещении бумажки, обёртки и т. д.
• Не говорит матерных слов.
• Умеет дружно играть с другими детьми.
• Не капризничает, не выражает свои требования криком.
• Не дерется с другими детьми.
• Соблюдает правила поведения в гостях, в общественных местах.
Вывод:
-Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой примеры, похвалу и упражнения.
А теперь рассмотрим некоторые ситуации:
1. Мама забирает ребёнка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребёнок, заглядывая в группу, говорит до свидания. И мама с ребёнком отправляются домой.
Вопросы:
- Как вы думаете, всё ли правильно было сделано со стороны привития ребёнку правил культуры поведения?
- Как бы сами поступили в такой ситуации? (высказывания родителей)
Обобщение:
-Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты - всё это для ребёнка имеет большое значение. Важен пример взрослых - сотрудников детского сада и родителей. Их приветливость и доброжелательность передаются детям.
2. Две мамы разговаривают: Привет, как жизнь? - Нормально. А ты не торопишься?
- Нет, а куда торопиться, я с ребёнком гуляю, по магазинам ходим (ребёнок перебивая, дёргает мать за рукав). Мама, смотри, какой у мальчика пистолет, купи мне такой же.
- Не встревай, когда взрослые разговаривают.
- Ой, я вчера была в магазине, такой выбор посуды, чуть не купила.
Ребё нок: Ты мне скажи, купишь пистолет? Ну, скажи, купишь?
- Отстань, дай спокойно поговорить, надоел. Так вот, а на базаре чего только нет.
Ребё нок: Ну, пойдём в магазин скорее, я хочу пистолет.
- Что за ребёнок! минуту постоять не может, поговорить не даёт.
Вопросы:
- Были ли ошибки в поведении матери? Какие?
- Как вы поступаете, когда ребёнок вмешивается в разговор?
(высказывания родителей)
Обобщение:
-Если ребёнок перебивает взрослого, влезает в разговор, это может означать: он не умеет слушать;
проявляет агрессию к тому, кого перебивает;
хочет обратить на себя внимание (являясь центром семейной вселенной); не обладает достаточным запасом терпения;
не дополучает родительского внимания (один из симптомов гиперактивности).
- Каким образом воспитать у детей культуру поведения? (высказывания родителей)
-При воспитании ребенка следует помнить о некоторых особенностях дошкольного возраста :
• Неустойчивость навыков и привычек
• Неточность выполнения правил поведения
• Недостаточная осознанность своих поступков
• Подражательность
-Дело решается не созерцанием положительного примера, а такой организацией жизни детей, при которой их побуждают совершать надлежащие действия, поступки. Многократные упражнения способствуют выработке привычки здороваться, прощаться, благодарить, осваивать определённые нормы поведения. Важно упражнять детей в нравственных действиях, поступках, используя при этом естественные жизненные ситуации и создавая специальные условия, побуждающие к таким поступкам. Постепенно накапливаясь, опыт нравственных привычек определит культуру поведения ребенка -А теперь тест «Детей воспитывают родители. А родителей?»
-Внимательно прослушайте предложенные вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себе как о воспитателе, поможет сделать выводы относительно проблем воспитания.
Считайте только количества ответов «могу».
Можете ли вы:
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?
2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?
3. Признаться ребёнку в своей ошибке, совершённой по отношению к нему?
4. Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?
5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?
6. Поставить себя на место ребёнка?
7. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, предоставляющий вас в невыгодном свете?
8. Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
9. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?
10. Устоять против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз?
11. Если бы придумали робота-воспитателя способного воспитывать идеально. Захотели бы вы его себе купить?
12. Можете ли вы требовать от ребёнка то, что сами иногда не выполняете?
Если вы на 7-12 вопросов ответили «могу» -это значит, что ребёнок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением. Следите за постоянной линией поведения. Вы можете надеяться на хорошие результаты.
Если вы ответили «Могу» на 5-7 вопросов - забота о ребёнке для вас вопрос важный. Вы имеете способности воспитателя, но на практике их применяете непоследовательно. Порой вы очень строги, или же чересчур добры. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Если вы ответили «Могу» на 1-4 вопроса - У вас серьёзная проблема с воспитанием ребёнка. Вам не достаёт либо знаний, либо желания, стремления сделать ребёнка культурной личностью. Советуем обратиться к психологам, специальной литературе.
-Воспитание именно в семье - это основа основ. Все остальное: садик, школа, институт, окружение - дополнительная шлифовка, не более.
Личный пример родителей - это основное условие воспитания. Что ребенок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесет во взрослую жизнь.
Надо помнить, что ребенок еще не знает правил, поэтому ему необходимо подробно и не один раз объяснить. Затем, конечно, учитывая, что маленький ребенок очень эмоционален, формировать у него положительное отношение к правилам. Это можно сделать с помощью бесед о правилах, чтением маленьких рассказов, где герои ведут себя неправильно, и обсуждением прочитанного. Ну и, конечно, самое главное, самим взрослым вести себя правильно. Тогда ребенок, подражая взрослому во всем, будет ему подражать и в правильном поведении.
-Одним из важных условий воспитания культуры поведения ребёнка является единство требований взрослых к ребёнку. На первый взгляд достичь её несложно, но реалии современно жизни на каждом шагу показывают, например, что в детском саду требования одни, у мамы - другие, а бабушка может позволить себе третьи.
Проект решения родительского собрания :
1 .Обучать детей правилам культуры поведения
2. Родителям быть образцом поведения для ребенка
3. Требования к ребенку со стороны взрослых в семье должны быть едиными
И в заключении нашего собрания мне бы хотелось процитировать слова А. С. Макаренко: "Наши дети это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми»
Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры поведения.