Людмила Вяткина
Круглый стол для родителей «Играя пальчиками — развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Круглый стол для родителей «Играя пальчиками – развиваем речь»
Воспитатель:
- Здравствуйте!- ты скажешь человеку
- Здравствуйте, здравствуйте – улыбнется он в ответ
- Здравствуй – и наверно не пойдет в аптеку
- И здоровым будет много, много лет!
-Здравствуйте уважаемые родители!
Сегодня мы поговорим о «пальчиковых играх». О которых можно прямо сказать: веселое, увлекательное и очень полезное занятие. С самого раннего возраста, еще только родившись малыши первое на что обращают внимание – это на свои ручки. Они долго могут лежать и рассматривать свои пальчики, ловят руку или палец взрослого, пытаются приподняться, берут в кулачок первую игрушку и все это происходит при помощи пальчиков, так малыш развивает ловкость, получает уверенность в своих силах и радость общения с родными. По мере созревания мозга рефлекс хватания переходит в умение хватать и отпускать. Внимание родители! - чем чаще у ребенка включается хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит его эмоциональное развитие. Первые игры в которые мы играем со своими детьми, пальчиковые. Вспомните и скажите какие это игры?
Публикация «Круглый стол для родителей „Играя пальчиками — развиваем речь“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Ответы родителей : … «Ладушки», «Сорока- белобока», «Коза рогатая» и т. д.
Воспитатель: С помощью пальчиков, совершенно без произношения слов мы можем друг с другом разговаривать, скажите как, когда и в каких ситуациях это происходит?
Ответы родителей :…
Например: погрозив пальцем, ребенок понимает что этого делать нельзя, показать тише, поздороваться за руку, показать «здорово», похвала «поглаживание по голове», верх, низ, право, лево…показываем кулак (он понимает что это угроза), можем выразить свои эмоции- радость, грусть, хлопаем в ладоши (аплодисменты) и многое другое.
Воспитатель: С самого раннего возраста можно поиграть с детьми в веселого зайчика он получится, если выпрямить средний и указательный палец а остальные сжать. Человечек может пробежать по дивану и т. д. Есть целые сборники стихов и, сказок которые легко дополняются движение пальцев. Повторяя их за взрослыми, дети развивают память, речь, пополняют словарный запас. Можно развернуть целое сказочное представление одев на «пальцы» сказочных героев или просто нарисовав фломастерами веселые мордочки. пальчикам можно присваивать имена членов семьи, животных. А сейчас положите правую руку на стол напротив платочка и мы попробуем поиграть в игру «Проглот», нам нужно постараться вобрать в руку платок не отрывая основания кисти от стола, у нас будут работать только пальчики :
-У меня живет проглот
Все подряд проглот жует
Вот и стало у прглота
Брюшко как у бегемота. (правой рукой, левой (можно кто быстрее)
При проведении игр с пальчиками необходимо следить, чтобы у локтя малыша постоянно была опора, чтобы сначала работала одна рука, затем другая, потом обе.
Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками. В этом вам поможет игра…
Итак приготовьте свои ладошки, мы начинаем….
Игра «Кулак, ладонь, ребро» одной рукой, другой затем двумя. (путать родителей)
Воспитатель: Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Игра «Мышка мыла мылом лапку,
Каждый пальчик по порядку,
Вот намылила большой,
Сполоснув его водой,
Не забыла указательный,
Потерев его старательно,
Средний мылила усердно,
Самый грязный был наверно,
Безымянный терла пастой,
Почему то стал он красным
А мизинчик быстро мыла,
Очень он боялся мыла (играем 2 раза разными руками)
Воспитатель: Известно и то, что в последние 5–10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
Существуют множество пальчиковых игр с элементами самомассажа.
Игра «Сороконожка» Две сороконожки бежали по дорожке,бежали…и встретились и обнялись)
Вот еще одна игра с массажными движениями: повернитесь друг за другом руки положите соседу на плечи….
Игра «Мы капустку рубим, рубим
Мы капустку трем, трем
Мы капустку солим, солим
И в кашушечку кладем»
Игра «Пальчиковая гимнастика с элементами пластического этюда.
• Стояла изба в деревушке (дети пальчиками обеих рук рисуют в воздухе квадрат, изображая ладошками крышу).
• В ней жили смешные старушки (носики) Держат пальцами концы воображаемого платочка, при этом наклоняют голову набок.
• Бельё зашивали иголками (двумя руками шьют воображаемыми иголками).
• Полы подметали метелками (левая рука сжата в кулак, правой кистью машут из стороны в сторону).
• (Солили волнушки в кадушке (солят пальцами обеих рук).
• И шли подремать на подушке (Две руки сложить у подбородка)
Воспитатель: Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого.
Игра с мячиками «Суджок»(катают по часовой стрелке мячи в руках, затем против)
Что ж ты еж такой колючий?
Это я на всякий случай
Знаешь кто мои соседи?
Волки, лисы да медведи)
Музыкальные пальчиковые гимнастики выполняем все вместе под музыку.
Воспитатель: Уважаемые родители! Играйте со своими детьми!
-Дайте газету, листы бумаги- пусть рвет (под присмотром взрослого, чтобы куски не попали в рот)
-нанижите крупные пуговицы на крепкую нить – пусть перебирает
-дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки
-нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте их на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.
Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.
Играйте со своими детьми, ведь главным для него остается внимание и любовь родителей. Тогда он будет стараться. Чтобы непременно порадовать вас своими успехами. Спасибо за внимание.