Капустина Галина
Занятие-развлечение в подготовительной группе «Культура и традиции русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие- развлечение в подготовительной группе
«Культура и традиции русского народа»
Выполнила: Воспитатель первой категории
Капустина Галина Геральдовна МБДОУ ДС № 9 г. Челябинска
Программное содержание:
Публикация «Занятие-развлечение в подготовительной группе „Культура и традиции русского народа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Подготовительная группа
- Русские народные традиции и обычаи
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Закрепить знания детей о названии страны, её культуре. Уточнить знания о таком понятии, как традиция; вспомнить некоторые традиции русского народа, с которыми знакомились раньше. Познакомить с другими традициями : хлебосольство, хороводы, чаепитие. Обогащать словарь детей новыми словами. Воспитывать любовь к Родине, её традициям.
Предварительная работа:
Посещение музея ДОУ (рассматривание экспонатов, национальных орнаментов); беседы о праздниках в ДОУ (Масленица, рассматривание фотографий.
Оборудование:
Выставка книг «русские народные сказки», выставка предметов декоративного искусства (Гжель, Хохлома, Дымка, матрешки и пр, страницы из папки «Наши праздники» (Масленица, коляда, Пасха и др. иллюстрации «Хлебосольство», «Чаепитие», карта России, музыкальное сопровождение.
Ход:
(Дети и воспитатель в русских костюмах)
Стихотворение В. Степанова «Необъятная страна»
Если долго-долго-долго
В самолете мне лететь
Если долго-долго-долго
На одну страну смотреть
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
- О какой стране идет речь в этом стихотворении?
-Да речь пойдет о нашей стране, о нашей Родине, о России.
-Что вы можете рассказать о нашей Родине? (дети рассматривают иллюстрации на нашей выставке, где изображена разнообразная природа бескрайней нашей Родины- много рек, полей, лесов, зверей, птиц; есть горы, где добывают полезные ископаемые; сильная, могучая, миролюбивая наша Родина, где живут талантливые люди.)
-Во все времена ценили людей умелых и трудолюбивых, недаром говорили на Руси: «Человек трудом красен»
-В чем же проявляется талант нашего народа?
-Сочиняет сказки, песни, загадки, делает различные красивые предметы: игрушки, посуду.
-А сколько народ придумал пословиц, поговорок: «Ты меня работушка не бойся, я тебя не трону»,
«Собирай по ягодке, наберешь кузовок» и много, много других.
-Русский народ очень талантливый. Мы читаем и знаем много русских народных сказок. (обратить внимание на выставку книг, дети называют сказки)
-Мы с вами знакомились с предметами народного прикладного искусства, с предметами и изделиями народного быта, сделанные русскими мастерами- что это за предметы? (Дети рассматривают предметы на выставке и рассказывают о них)
-Ребята, а сегодня мы поговорим о русских народных традициях и обычаях. Что же означает слово традиция?
Древние предания рассказывают, что на прекрасной земле давным- давно жили «Славяне» означает славный, достойный народ, гордый, красивый, храбрый. Они были нашими предками. Предки- это люди, которые жили много- много лет назад там, где сейчас живем сами.
-Так вот традиция- это то, что переходит от одного поколения к другому, то что пришло от наших предков. Наши предки умели и любили веселиться. К праздникам готовились долго.
Как и по всей Руси, и у нас на Урале бытовал старинный русский праздник проводов зимы-Масленица, который из глубокой древности пришел к нам.
-Что вы можете рассказать об этом празднике? (дети рассказывают и вспоминают о празднике «Масленица»)
-Есть традиции, которые возникли очень, очень давно и сохранились до наших дней. (отмечать Именины, Дни Рождения, Новый Год, Рождество, 8 Марта, День Победы- собираться всем вместе и дарить подарки)
Например: проводились ярмарки.
-Ярмарка- это большой базар продажи и обмена предметов продуктов, сделанных руками человека. Главные на ярмарке зазывалы и весельчаки «Коробейники». Они в своих коробах разносили разный товар и угощения. (под музыку в зал заходят дети -«Коробейники»)
Жили русские затейники
Их прозвали Коробейники
Игра есть от них у нас.
Поиграем мы сейчас.
(проводится игра в виде эстафеты у участников короба с угощениями. После проведения игры дети угощают всех присутствующих)
Проводится русская народная игра «Горшки» (дети садятся)
-А есть еще народный праздник, который издавна отмечает народ- Осенины.
-Почему Осенины?
-Осени именины.
-Хочется прочитать очень красивое стихотворение про щедрую пору «Осенины»
«Осенины»
Гроздья алые калина
Наклонила над водой,
Нынче праздник – Осенины,
День прозрачный, золотой.
Нашей матушке- землице
Низкий отдадим поклон,
И речной воде-быстрице
Мы поклонимся потом.
Солнце, что вставало рано,
Хвалим мы за урожай,
Из муки печем овсяной
Сдобный, пышный каравай.
Угостим мы караваем
И коровок и коней,
Ведь они нам помогали
И трудились много дней!
Хлебосольство
-Да ребята, осень – пора щедрая, богатая, хлебосольная.
-Ребята, прислушайтесь к этому слову, его трудно найти в других языках, оно есть только в русском языке. Слово это – хлебосольство, оно состоит из двух слов.
- Каких? (хлеб и соль)
- И произносят его, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, то есть человек всегда готов поделиться все что есть у него дома. А самыми ценными продуктами для русского человека всегда были… Как вы думаете какие продукты? (хлеб и соль)
-Не зря говорили: «Хлеб всему голова». Хлебосольство- это одна из русских традиций русского народа.
(заходят девочки в русских костюмах с хлебом и солью)
1 девочка: Жива традиция. Жива-
От поколенья старшего.
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.
2 девочка: И потому принять изволь
Тот, кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!
-Кланяются гостям, детям, воспитателям и вручают хлеб-соль.
-Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью.
-Гость должен отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть.
-Хлеб- соль, гости дорогие! (гости, затем дети отламывают хлеб и едят).
-Этот древнерусский обычай сохранился до сих пор. (на свадьбе хлебом солью встречают жениха с невестой)
Чаепитие.
-Да, девчата все у нас примечательные.
И ребята все у нас замечательные.
А успех их здесь не мелочный,
Значит вкусен русский чай посиделочный.
Русский народ всегда славился своим гостеприимством.
-И одна из самых замечательных русских традиций- это чаепитие.
(Под русскую народную мелодию дети несут к столу самовар, чашки с блюдцами, сахарницу, бублики, сушки, сухари, мед, варенье)
1 ребенок. Гостей и близких привечаем
Мы ароматным сладким чаем.
2 ребенок. От всех невзгод, от всех болезней
Российский чай всегда полезней.
3 ребенок. Наш гость сегодня не скучай,
Пей от души горячий чай!
4 ребенок. Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
5 ребенок. От недуг он исцеляет
И усталость прогоняет.
6 ребенок. Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
Воспитатель накрывает на стол и рассказывает.
-Стол накрывался скатертью. На середину его ставили самовар.
Самовар- символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства- поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу (сахар в ней кусочками). Затем калачи, бублики, сладости. Знаменитые калачи пекут только в России.
В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара. По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл.
-Посидеть за самоваром
-Рады все наверняка.
Дети: Всех гостей мы угощаем ароматным сладким чаем.
-А для вас, мои детишки,
Калачи, ватрушки, пышки.
Наливайте, не стесняйтесь,
Сладким чаем угощайтесь!