Носкова Людмила Анатольевна
Куклотерапия в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Куклотерапия в работе с детьми раннего возраста.
Куклы могут многое - и учить, и лечить,
но только если попадают в добрые руки!
Слайд 1.
Ранний возраст, по признанию специалистов всего мира, уникальный период в жизни человека. В этом возрасте происходит интенсивное овладение речью, общением, мышлением, активно начинают формироваться познавательные способности. Познавательные способности включают в себя как сенсорные способности, так и интеллектуальные, обеспечивающие относительно легкое и продуктивное овладение знаниями, сущностью предметов и явлений окружающего мира. При этом важно отметить, что развитие познавательной активности связано с воспитанием ребёнка и возникает исключительно, благодаря ранней социализации малыша.
Темочки:
Все переживания ребёнка раннего возраста сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях. Кроме того, действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития его личности. Очевидно, что для такой деятельности нужны специальные игрушки.
Слайд 2.
Назначение всех игрушек - побуждать детей к коллективным играм, содействовать проявлению их инициативы, фантазии. Игрушка должна быть такой, чтобы с ней можно было активно действовать. Чем больше игрушка даёт возможность для различных действий с ней и комбинаций, тем она интереснее для ребенка и тем выше ее развивающее значение.
Особое значение для психологического развития детей раннего возраста имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.
Слайд 3.
Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга, который всё понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей.
Кукла является не такой уж простой игрушкой, какой кажется на первый взгляд. Ребенок, играя с куклой, переносит на нее качества своего характера, сопоставляет себя с ней, воспринимая, тем самым, окружающее наиболее ярче и образнее.
Слайд 4.
В своей работе мы стали использовать элементы куклотерапии при облегчении процесса адаптации. Куклотерапия – это раздел арт-терапии, в котором в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого.
Слайд 5.
Этот метод базируется на трё х основных понятиях: игра-кукла-кукольный театр.
Слайд 6.
Адаптация ребенка раннего возраста к новым условиям является нелегким процессом. Не все малыши легко контактируют со сверстниками и со взрослыми. Для успешного взаимодействия с такими детьми требуется посредник. Им стала Кукла. В нашей группе это кукла Настенька.
Когда ребенок впервые приходит к нам, педагог встречает его с куклой. Помимо привыкания к новой обстановке, кукла помогает малышам приобретать важные социальные навыки: здороваться и прощаться, оказывать помощь и поддержку (покачать куклу, пожалеть). Дети с большим удовольствием выполняют задания педагога от имени куклы и для нее.
Слайд 7, 8.
Дети двух–трех лет любят «общаться» с ожившими в руках взрослого игрушками. Но, оказывается, и они сами могут говорить от лица персонажей. В куклотерапии используются самые разнообразные куклы, являющиеся не только отдельно взятыми персонажами, но и представителями многочисленных видов театральных кукол, такие как - ростовые куклы. С их помощью можно ликвидировать болезненные переживания ребёнка, укрепить его психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию.
Слайд 9.
У нас появились самые разнообразные виды кукольных театров, созданные по мотивам русских народных сказок: «Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Заюшкина избушка» и просто отдельные персонажи близкие и знакомые детям: волк, лисичка, лягушка, ёжик, лошадка и многие другие.
Слайд 10, 11.
Используя в своей работе «куклотерапию» нам удаётся решать многие вопросы по воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста.
Наряду с развитием познавательной сферы ребёнка, куклы помогают нам в организации всех режимных моментов: умывание, кормление, одевание на прогулку, укладывание спать. «Кукла» может показать, спросить, похвалить или о чём-то рассказать. Например, к нам в гости пришёл Хрюша и хочет научиться правильно мыть ручки или причёсываться.
Слайд 12, 13.
Большую помощь нам оказывают куклы при организации непосредственно образовательной деятельности с детьми. С помощью них легко и просто мотивировать детей на ту или иную деятельность.
Восприятие игровой ситуации развивает у детей мышление, внимание; они думают, размышляют о том, как же помочь герою, что сделать для того, чтобы ему стало веселее. Кроме того, активно развивается речь, насыщается эмоционально -выразительными оттенками; дети легче запоминают новые слова и выражения, при этом в сознании формируется грамматическая структура.
Дети с большим удовольствием и самостоятельно играют с куклами, таким образом, у них формируются предпосылки сюжетно-ролевых игр, часто можно увидеть детей, играющих вдвоём. А в раннем возрасте детям уже доступно самостоятельное проигрывание маленьких эпизодов из знакомых сказок.
Слайд 14.
Особой популярностью пользуется у нас пальчиковый театр. В нём все герои, сцена и сюжет расположены на «руках-пальчиках». Пальчик-персонаж шевелиться, танцует, подпрыгивает, разговаривает. Это лучший тренажер для развития речи, познавательной и эмоциональной сферы ребёнка.
Слайд 15.
Образы кукольного театра обладают удивительной способностью влиять на детскую психику как бы «играючи». Театр стал нашим другом и в воспитательном процессе. Такие проблемы, как отказ мыть руки, капризы во время еды, драчливость могут исчезнуть бесследно, хотя до этого было потрачено много времени и усилий на объяснения и уговоры.
Слайд 16.
Таким образом, применяя метод куклотерапии в работе с детьми, мы достигаем следующих результатов:
-уменьшается эмоциональная напряженность
-развиваются коммуникативные навыки
-пространственная ориентация
-развивается мелкая моторика
-формируются социальные навыки.
Слайд 17.
Много радости в детскую жизнь вносят куклы, назначение которых, кроме познавательных задач, вызвать весёлый смех, положительный эмоциональный настрой.
Игра с куклой– это мир реальности, в котором живёт ребёнок.
Куклотерапия позволяет объединить интересы ребёнка и задачи взрослого. Во время таких игр происходит интенсивное развитие всех психических процессов, формируется познавательная активность и самостоятельность. Кроме того, ребёнок учится управлять собой, удерживать внимание и фантазировать.