МААМ-картинки

Куклотерапия как метод развития детей среднего дошкольного возраста

Екатерина Уварова
Куклотерапия как метод развития детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать

Аннотация: статья об использовании куклотерапии для детей среднего дошкольного возраста представляет собой обширный обзор методов, техник и видов кукол, которые могут быть использованы для педагогической работы с детьми. Цель куклотерапии, основывается на естественной склонности детей к игровой деятельности, способствует гармоничному развитию ребенка, позволяя ему выражать чувства, развиваться и взаимодействовать с миром в безопасной и непринужденной обстановке. Статья подробно описывает различные виды кукол и их использование для достижения различных целей, таких как развитие речи, социализация, работа над эмоциями, когнитивными функциями и моторикой. Важно отметить, что куклотерапия способствует не только развитию ребенка, но и коррекции поведения, преодолению психологических трудностей и улучшению коммуникации. Главная мысль статьи заключается в том, что куклотерапия является мощным инструментом, способствующим комплексному развитию и психологической поддержке детей среднего дошкольного возраста в процессе игры, обучения и общения.

Публикация «Куклотерапия как метод развития детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: куклотерапия, социализация, средний дошкольный возраст, куклы, развитие речи, эмоции.

Средний дошкольный возраст - это время бурного развития личности ребенка, когда он активно познает мир, учится взаимодействовать с окружающими, формирует свои ценности и разрабатывает собственные представления о себе. Куклотерапия, основанная на естественной склонности ребенка к игре, становится эффективным методом, способствующим гармоничному развитию ребенка в этот период.

В последние годы игровые методы более активно используются в педагогике. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и умения, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудность.

Куклотерапия в своей основе опирается на естественную склонность ребенка к игре, создавая пространство, где он может свободно выражать свои чувства, проживать различные ситуации, учиться взаимодействовать с миром и развивать свои способности без страха и напряжения.

Куклотерапия может использоваться в разных направлениях как в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, так и со здоровыми детьми. Пропаганда знаний по использованию традиционных и нетрадиционных методов в коррекционной и лечебной педагогике представляет собой возможность использовать их не только педагогами, но и родителями.

Куклотерапию можно использовать в таких направлениях развивающей работы как : игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия.

Куклотерапия выполняет такие функции как:

Развивающая – развивает психические процессы (мышление, память, внимание, восприятие, эмоции и т. д.);

Коммуникативная – устанавливает эмоциональный контакт с детьми различного возраста;

Релаксационная – снижает эмоциональное напряжение детей;

Обучающая – помогает познавать окружающий мир.

Так же, куклотерапия выполняет следующие задачи:

Развитие мелкой моторики рук, координации движений; формирование с помощью куклы способов выражения своих эмоций, чувств, различных состояний, движений, которые по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять в обычной жизни.

В куклотерапия используются такие виды кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые, плоскостные, перчаточные и веревочные.

Пальчиковые куклы. Наиболее простой вариант пальчиковой куклы который мы используем в работе – шарики от пинг-понга, на которых нарисованы различные выражения лиц разных персонажей. Также такие куклы можно изготавливать из бумажных цилиндров (по размеру пальца).

Куклы-марионетки. Марионетка – это кукла на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются на ниточках к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая кукла может быть изготовлена из платка или отреза ткани, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит.

Перчаточные куклы. Сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, «ныть», похихикивать и смотреть «букой». Такие куклы обычно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображение сказок, на утренниках и концертах.

Плоскостные куклы. Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы мы используем для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Веревочные куклы. Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями. Такие куклы помогают раскрепоститься даже самым стеснительным детям.

Объемные куклы. Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.

Куклотерапию использую на занятиях, в индивидуальной работе, в практической деятельности, в игре (сюжетно-ролевых, драматизации, дидактических, строительных и т. д.).

На занятиях и в индивидуальной работе использую перчаточные куклы. Они помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке взрослого, выступающая для ребенка в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям. С помощью куклы – бибабо можно варьировать требования к речи и поведения детей на занятиях, например, если ребенок не может начать фразу, можно предложить произнести ее вместе с куклой – бибабо. Таким образом, возможности арт-терапии позволяют ребёнку научиться более позитивному взгляду на свою жизнь, раскрыть ресурсы для успешной жизни в обществе. В данном случае ценен не результат, а сам процесс. При организации режимных моментов, таких как умывание, кормление, одевание использую куклы бибабо и мягкие игрушки (кукла может рассказать, показать, спросить, похвалить, помочь и т. п.). Куклы не только привлекают внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки. Например, ребята, к нам в гости пришла лисичка. Она хочет посмотреть, как правильно нужно мыть ручки.

Это направление связано с воздействием на личность различных средств искусства, и оно тем и хорошо, что не требует способности к изобразительной деятельности, отсутствуют противопоказания, применяется для любого возраста.

Преимущества куклотерапии для детей среднего дошкольного возраста :

- Развитие воображения и фантазии: игра с куклами стимулирует фантазию ребенка, позволяет ему создавать свои собственные истории, придумывать диалоги, участвовать в ролевых играх.

- Развитие речи и коммуникативных навыков: куклы становятся "собеседниками" ребенка, способствуя развитию речи, улучшению артикуляции, формированию грамотной фразы.

- Формирование социальных навыков: в игре с куклами ребенок учится взаимодействовать с другими, сотрудничать, уступать и договариваться, узнает о важности дружелюбия и взаимопомощи.

- Развитие эмоциональной сферы : игра с куклами позволяет ребенку выразить свои эмоции, прожить разные чувства (радость, печаль, гнев, страх, научиться их понимать и управлять ими.

- Развитие когнитивных навыков : куклы могут использоваться для обучения цветам, формам, числам, пространственной ориентации и другим важным когнитивным функциям.

- Улучшение мелкой моторики: игра с куклами требует от ребенка точных движений рук, что способствует развитию мелкой моторики, координации движений и мануальных навыков.

Методы использования куклотерапии в работе с детьми среднего дошкольного возраста :

- Кукольный театр: организация кукольных спектаклей, в которых дети могут принять участие как актеры, так и зрители.

- Ролевые игры: использование кукол в различных ролевых играх, позволяющих ребенку проживать разные социальные роли, учиться взаимодействовать с окружающими, развивать социальные навыки.

- Терапевтическая игра: использование кукол для проработки конкретных проблем ребенка (например, страх перед врачом, трудности в адаптации в школе).

- Куклы-персонажи : куклы, представляющие разных персонажей (например, животных, сказочных героев, с помощью которых ребенок может учить новые слова, понятия, и развивать логику.

- Куклы-предметы : куклы, представляющие различные предметы (например, еда, одежда, транспорт, которые помогают ребенку развивать

Методы куклотерапии в работе с детьми :

1. Индивидуальные сессии

Педагог использует куклы для проработки конкретных проблем ребенка (например, страх перед врачом, трудности в адаптации в школе).

2. Групповые занятия: игра с куклами может способствовать социализации детей, развитию дружеских отношений.

3. Родительские тренинги: педагоги могут обучать родителей использовать куклы в домашних условиях для разработки ребенка.

Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребёнок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла для человека в детстве необязательна «дочка» или «сыночек», она – партнёр в общении во всех его направлениях. Метод куклотерапии хорош тем, что он осуществляет комплексный подход в решении проблемы отдельного ребёнка. Это средство позволяет выразить чувство. То есть, через игру для ребёнка становится доступными те области, где ему трудно найти слова.

Взаимодействие с куклой способствует формированию социально уверенного поведения, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков, выразительных средств речи и невербального общения. С помощью кукол дети учатся выполнять и использовать некоторые жесты, передавать свое эмоциональное состояние и лучше понимать эмоции других людей.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что куклотерапия помогает ребё нку решить следующие задачи: - освоить различные способы поведения и коммуникации;

- раскрепоститься, снять внутреннее напряжение у замкнутых детей;

- эффективно корректировать сложные ситуации в семье;

- формировать эмоциональную устойчивость, самоконтроль;

- умение вырабатывать позитивные установки.

Таким образом, куклотерапия - это эффективный метод, который может использоваться для развития детей среднего дошкольного возраста в различных сферах жизни. Она помогает им развивать воображение, фантазию, речь, коммуникативные навыки, формировать социальные навыки, развивать эмоциональную сферу, улучшать мелкую моторику и когнитивные функции.

Использование кукол в процессе терапии делает его более интересным, доступным и эффективным. Важно помнить, что куклотерапия является методом психотерапии и должна проводиться только квалифицированным специалистом.

Список литературы.

1. Грабенко Т. М. Семинар-практикум «Сказкотерапия в консультировании». 2009.

2. Гребенщикова Л. Г. Основы куклотерапии : галерея кукол. – СПб. : Речь, 2007.

3. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. – СПб., Речь, 2001.

4. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Мужские сказки: тайный шифр. – СПб. : Речь, 2009.

5. Медведева И. Я., Шишова Т. А. Книга для трудных родителей. – М. : «Звонница – МГ» - «Роман-газета», 1994.

6. Мухина В. С. Дети и куклы : таинство взаимодействия/ народное образование, №5, 1997.

7. Психотерапевтическая энциклопедия. / под ред. Б. Д. Караваевскогой. – СПб. : Издательство «Питер». 2000.

8. Татаринцева А. Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. – СПб. : Речь, 2007.

Публикации по теме:

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Развивающая ширма по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста в процессе развития сюжетно-ролевых игрРазвивающая ширма по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста в процессе развития сюжетно-ролевых игр Содержание Актуальность Методологическая основа Принципы отбора и структурирования содержания Цели и задачи Содержание методического комплекта.

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Куклотерапия как метод развития детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 октября 2024 в 17:17
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Куклотерапия как метод развития детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Уварова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

11 ноября. День энергосбережения. Передвижка «Берегите энергию»

Экологический праздник «День энергосбережения» отмечают в двадцати странах мира. В этот день проводятся акции, направленные на воспитание культуры потребления энергоресурсов и решение проблем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД