Екатерина Уварова
Куклотерапия как метод развития детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: статья об использовании куклотерапии для детей среднего дошкольного возраста представляет собой обширный обзор методов, техник и видов кукол, которые могут быть использованы для педагогической работы с детьми. Цель куклотерапии, основывается на естественной склонности детей к игровой деятельности, способствует гармоничному развитию ребенка, позволяя ему выражать чувства, развиваться и взаимодействовать с миром в безопасной и непринужденной обстановке. Статья подробно описывает различные виды кукол и их использование для достижения различных целей, таких как развитие речи, социализация, работа над эмоциями, когнитивными функциями и моторикой. Важно отметить, что куклотерапия способствует не только развитию ребенка, но и коррекции поведения, преодолению психологических трудностей и улучшению коммуникации. Главная мысль статьи заключается в том, что куклотерапия является мощным инструментом, способствующим комплексному развитию и психологической поддержке детей среднего дошкольного возраста в процессе игры, обучения и общения.
Публикация «Куклотерапия как метод развития детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: куклотерапия, социализация, средний дошкольный возраст, куклы, развитие речи, эмоции.
Средний дошкольный возраст - это время бурного развития личности ребенка, когда он активно познает мир, учится взаимодействовать с окружающими, формирует свои ценности и разрабатывает собственные представления о себе. Куклотерапия, основанная на естественной склонности ребенка к игре, становится эффективным методом, способствующим гармоничному развитию ребенка в этот период.
В последние годы игровые методы более активно используются в педагогике. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и умения, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудность.
Куклотерапия в своей основе опирается на естественную склонность ребенка к игре, создавая пространство, где он может свободно выражать свои чувства, проживать различные ситуации, учиться взаимодействовать с миром и развивать свои способности без страха и напряжения.
Куклотерапия может использоваться в разных направлениях как в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, так и со здоровыми детьми. Пропаганда знаний по использованию традиционных и нетрадиционных методов в коррекционной и лечебной педагогике представляет собой возможность использовать их не только педагогами, но и родителями.
Куклотерапию можно использовать в таких направлениях развивающей работы как : игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия.
Куклотерапия выполняет такие функции как:
Развивающая – развивает психические процессы (мышление, память, внимание, восприятие, эмоции и т. д.);
Коммуникативная – устанавливает эмоциональный контакт с детьми различного возраста;
Релаксационная – снижает эмоциональное напряжение детей;
Обучающая – помогает познавать окружающий мир.
Так же, куклотерапия выполняет следующие задачи:
Развитие мелкой моторики рук, координации движений; формирование с помощью куклы способов выражения своих эмоций, чувств, различных состояний, движений, которые по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять в обычной жизни.
В куклотерапия используются такие виды кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые, плоскостные, перчаточные и веревочные.
Пальчиковые куклы. Наиболее простой вариант пальчиковой куклы который мы используем в работе – шарики от пинг-понга, на которых нарисованы различные выражения лиц разных персонажей. Также такие куклы можно изготавливать из бумажных цилиндров (по размеру пальца).
Куклы-марионетки. Марионетка – это кукла на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются на ниточках к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая кукла может быть изготовлена из платка или отреза ткани, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит.
Перчаточные куклы. Сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, «ныть», похихикивать и смотреть «букой». Такие куклы обычно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображение сказок, на утренниках и концертах.
Плоскостные куклы. Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы мы используем для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.
Веревочные куклы. Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями. Такие куклы помогают раскрепоститься даже самым стеснительным детям.
Объемные куклы. Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.
Куклотерапию использую на занятиях, в индивидуальной работе, в практической деятельности, в игре (сюжетно-ролевых, драматизации, дидактических, строительных и т. д.).
На занятиях и в индивидуальной работе использую перчаточные куклы. Они помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке взрослого, выступающая для ребенка в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям. С помощью куклы – бибабо можно варьировать требования к речи и поведения детей на занятиях, например, если ребенок не может начать фразу, можно предложить произнести ее вместе с куклой – бибабо. Таким образом, возможности арт-терапии позволяют ребёнку научиться более позитивному взгляду на свою жизнь, раскрыть ресурсы для успешной жизни в обществе. В данном случае ценен не результат, а сам процесс. При организации режимных моментов, таких как умывание, кормление, одевание использую куклы бибабо и мягкие игрушки (кукла может рассказать, показать, спросить, похвалить, помочь и т. п.). Куклы не только привлекают внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки. Например, ребята, к нам в гости пришла лисичка. Она хочет посмотреть, как правильно нужно мыть ручки.
Это направление связано с воздействием на личность различных средств искусства, и оно тем и хорошо, что не требует способности к изобразительной деятельности, отсутствуют противопоказания, применяется для любого возраста.
Преимущества куклотерапии для детей среднего дошкольного возраста :
- Развитие воображения и фантазии: игра с куклами стимулирует фантазию ребенка, позволяет ему создавать свои собственные истории, придумывать диалоги, участвовать в ролевых играх.
- Развитие речи и коммуникативных навыков: куклы становятся "собеседниками" ребенка, способствуя развитию речи, улучшению артикуляции, формированию грамотной фразы.
- Формирование социальных навыков: в игре с куклами ребенок учится взаимодействовать с другими, сотрудничать, уступать и договариваться, узнает о важности дружелюбия и взаимопомощи.
- Развитие эмоциональной сферы : игра с куклами позволяет ребенку выразить свои эмоции, прожить разные чувства (радость, печаль, гнев, страх, научиться их понимать и управлять ими.
- Развитие когнитивных навыков : куклы могут использоваться для обучения цветам, формам, числам, пространственной ориентации и другим важным когнитивным функциям.
- Улучшение мелкой моторики: игра с куклами требует от ребенка точных движений рук, что способствует развитию мелкой моторики, координации движений и мануальных навыков.
Методы использования куклотерапии в работе с детьми среднего дошкольного возраста :
- Кукольный театр: организация кукольных спектаклей, в которых дети могут принять участие как актеры, так и зрители.
- Ролевые игры: использование кукол в различных ролевых играх, позволяющих ребенку проживать разные социальные роли, учиться взаимодействовать с окружающими, развивать социальные навыки.
- Терапевтическая игра: использование кукол для проработки конкретных проблем ребенка (например, страх перед врачом, трудности в адаптации в школе).
- Куклы-персонажи : куклы, представляющие разных персонажей (например, животных, сказочных героев, с помощью которых ребенок может учить новые слова, понятия, и развивать логику.
- Куклы-предметы : куклы, представляющие различные предметы (например, еда, одежда, транспорт, которые помогают ребенку развивать
Методы куклотерапии в работе с детьми :
1. Индивидуальные сессии
Педагог использует куклы для проработки конкретных проблем ребенка (например, страх перед врачом, трудности в адаптации в школе).
2. Групповые занятия: игра с куклами может способствовать социализации детей, развитию дружеских отношений.
3. Родительские тренинги: педагоги могут обучать родителей использовать куклы в домашних условиях для разработки ребенка.
Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребёнок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла для человека в детстве необязательна «дочка» или «сыночек», она – партнёр в общении во всех его направлениях. Метод куклотерапии хорош тем, что он осуществляет комплексный подход в решении проблемы отдельного ребёнка. Это средство позволяет выразить чувство. То есть, через игру для ребёнка становится доступными те области, где ему трудно найти слова.
Взаимодействие с куклой способствует формированию социально уверенного поведения, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков, выразительных средств речи и невербального общения. С помощью кукол дети учатся выполнять и использовать некоторые жесты, передавать свое эмоциональное состояние и лучше понимать эмоции других людей.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что куклотерапия помогает ребё нку решить следующие задачи: - освоить различные способы поведения и коммуникации;
- раскрепоститься, снять внутреннее напряжение у замкнутых детей;
- эффективно корректировать сложные ситуации в семье;
- формировать эмоциональную устойчивость, самоконтроль;
- умение вырабатывать позитивные установки.
Таким образом, куклотерапия - это эффективный метод, который может использоваться для развития детей среднего дошкольного возраста в различных сферах жизни. Она помогает им развивать воображение, фантазию, речь, коммуникативные навыки, формировать социальные навыки, развивать эмоциональную сферу, улучшать мелкую моторику и когнитивные функции.
Использование кукол в процессе терапии делает его более интересным, доступным и эффективным. Важно помнить, что куклотерапия является методом психотерапии и должна проводиться только квалифицированным специалистом.
Список литературы.
1. Грабенко Т. М. Семинар-практикум «Сказкотерапия в консультировании». 2009.
2. Гребенщикова Л. Г. Основы куклотерапии : галерея кукол. – СПб. : Речь, 2007.
3. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. – СПб., Речь, 2001.
4. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Мужские сказки: тайный шифр. – СПб. : Речь, 2009.
5. Медведева И. Я., Шишова Т. А. Книга для трудных родителей. – М. : «Звонница – МГ» - «Роман-газета», 1994.
6. Мухина В. С. Дети и куклы : таинство взаимодействия/ народное образование, №5, 1997.
7. Психотерапевтическая энциклопедия. / под ред. Б. Д. Караваевскогой. – СПб. : Издательство «Питер». 2000.
8. Татаринцева А. Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. – СПб. : Речь, 2007.