Виктория
Консультация «Кукла и ребёнок»
▼ Скачать + Заказать документы
«Откуда пришел я, где ты нашла меня?» — спросил у матери малютка.
Она ответила, полуплача, полусмеясь, прижимая малютку к груди:
«Ты был спрятан в сердце моем в виде желания, родной мой.
Ты был в куклах моих детских игр».
Рабиндранат Тагор «Лунный Серп»
«К величайшему сожалению, ни родители, ни воспитатели часто совершенно не понимают громадного воспитательного значения детской игры в куклы. «Играть в куклы» — это стало у нас в обыденной жизни синонимом выражения «заниматься пустяками»…»
Публикация «Консультация „Кукла и ребёнок“» размещена в разделах
«Игрушечный рынок совершенно не считается с психологией ребенка. …Давая неподходящую куклу, рынок может заглушить у девочки нарождающийся инстинкт материнства… Разжигая у мальчика инстинкт борьбы, рынок облекает его наиболее грубую и неприкрытую форму, находящую свое выражение в военных играх и игрушках».
«Подобное положение нельзя признать нормальным. Надо помочь родителям хоть сколько-нибудь разобраться в вопросе о подходящей кукле для детей, чтобы не полагаться всецело на вкусы поставщиков рынка…»
Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности.
В словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующее объяснение: кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям. Именно в игре раскрывается динамика образа куклы, ее субъектно-объектный смысл. Кукла - это отражение образа человека, и у каждого ребенка она вызывает представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: здесь он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей.
Куклы имеют разные функциональные значения: кукла-малыш, кукла-подруга, кукла, имитирующая какую-либо профессию; кукла – воин, родитель, герой произведения, супермен и др. Далеко не каждая из этих кукол является средством игры нравственного содержания и способна направить игровую деятельность ребенка на развитие положительных взаимоотношений с окружающими. Так, кукла – монстр будит в ребенке агрессивность, кукла-воин – желание убивать, супермен может рождать вседозволенность и т. д. То же касается и всевозможных человекообразных существ (человек-паук, черепашка ниндзя и т. п.) Игра с монстрами - это, как правило, погоня, битва, пожирание. Поскольку подобные куклы навязывают свой конкретный образ и способ действий, собственная содержательная игра ребенка не формируется, она заменяется манипулированием. Кукла Барби для ребенка вообще вредна и для игры в «дочки-матери» не подходит, это кукла социального успеха, взрослая, шикарная, обеспеченная, ничем не занимающаяся и не увлекающаяся молодая женщина, так сказать «идеал» для современных девочек. Она мало интересна сама по себе и существует только в окружении собственных вещей. Ее неудобно заворачивать в одеяло. В шикарных нарядах Барби не может «стирать белье», «готовить завтрак», ее даже не накажешь. Как подружка, Барби для дошкольника тоже не годится.
У куклы для самых маленьких не должен быть выражен пол! Иначе у ребенка раньше времени возникнет интерес к собственному телу. Так же, слишком большие наборы для сюжетных игр (например, кукла с домиком, подружками, гардеробом, и прочим) может привести к тому, что девочке вовсе не останется места для фантазии и творчества в игре.
И только кукла-младенец вызывает у ребенка естественное чувство заботы, желание ухаживать за ней, помогает отразить реальную жизненную ситуацию, те социальные отношения, которые в первую очередь эмоционально затрагивают самого дошкольника.
Кукла, являясь своеобразным заместителем человека, дает малышу возможность «воспитывать» самого себя, передавать свои знания, активизировать их, учиться аргументировать, упражняться в проявлении нравственных качеств. Игры с куклами способствуют развитию произвольности дошкольников, что является фундаментом нравственных качеств. Все вышесказанное будет зависеть от образа используемой куклы, содержания детских игр и педагогического руководства родителей и воспитателя.