Нонна Демидова
Консультация «Гиперактивный ребёнок»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила учитель –логопед МДОБУ
«Детский сад комбинированного вида №2»
г. Всеволожска Демидова Н. А.
Сейчас одна из часто встречающихся проблем которую отмечают практически все педагоги и многие родители: гиперактивность детей. Действительно, это явление нашего времени, источником которого являются не только психологические, но и социальные, политические, экономические, медицинские причины.
Публикация «Консультация „Гиперактивный ребёнок“» размещена в разделах
Но используя термин «гиперактивный ребенок» необходимо учитывать, что гиперактивность не диагностируется у детей младшего дошкольного возраста. Ведь быть активным (и даже очень активным) и непоседливым в этом возрасте – абсолютно нормально. Ребенку младше 5 ти лет может быть присвоен диагноз «гиперактивность» только в крайних случаях, если он проявляет необычную, «безбашенную» импульсивность, ставящую его жизнь под угрозу. Из всего сказанного понятно, что ключевой симптом гиперактивности – вовсе не высокий уровень активности. Первичные его признаки – неспособность сосредоточить внимание на достаточно долгое время и чересчур импульсивное поведение. Незначительные нарушения в ЦНС у таких детей приводят к тому, что они не могут сосредоточиться на какой-то одной задаче и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Остановимся на этом поподробнее.
1. Ребенок находится в постоянном движении и не может себя контролировать, даже если он устал, продолжает двигаться, а выбившись из сил, устраивает истерики.
2. Двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так пытается куда-то залезть, крутится, бегает, хотя это бывает просто небезопасно.
3. С явным энтузиазмом берется за задание, но быстро теряет интерес и бросает не закончив.
4. Часто теряет вещи.
5. Часто бывает болтлив. Когда говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает.
6. Ребенка трудно уложить спать, спит беспокойно. У него часто бывают кишечные расстройства и аллергические реакции.
7. Ребенок в любых условиях (дома, в магазине, на улице) ведет себя одинаково активно.
8. Не реагирует на запреты и ограничения, нет самоконтроля.
9. Часто провоцирует конфликты.
Необходимо помнить, что диагноз считается правомерным если выявлено по как минимум восемь из всех симптомов.
Это состояние относится к так называемым минимальным мозговым дисфункциям. В настоящее время нейрофизиологи, нейропсихологи и биологи по результатам исследований выявили ряд закономерностей СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности) и нарушений структурно-функтиональной организации левого полушария, незрелости лобно-гиппокампальной системы мозга. Именно лобная кора является своего рода «командным пунктом», который на основе анализа и синтеза информации принимает решение и дает руководство к действию. Способность лобной коры временно притормаживать импульсы перед тем, как действовать, очень важна. Она дает ребенку время, чтобы связать текущую ситуацию с прошлым опытом и спрогнозировать последствия своих действий. Другая функция лобной коры заключается в контроле внимания, мы можем выбирать, на чем следует сосредоточить внимание и можем удержать концентрацию на важном. С этим связана и роль лобной коры в анализе и синтезе информации – становясь взрослее, мы все меньше действуем под влиянием первого импульса, анализируем ситуацию, вспоминаем прошлый опыт и обращаемся за дополнительной информацией в «архив памяти». И только тогда принимаем решение. Важно отметить, что у детей с СДВГ исполнительные функции лобной коры будут постепенно развиваться, но степень развития будет всегда несколько ниже, чем у биологических ровесников.
Причины могут быть разнообразными.
Специалисты выделяют три группы причин детской гиперактивности :
- наследственная предрасположенность
- -патологические отклонения в течении беременности и родов
- психологические травмы в результате неправильного воспитания и нездоровой обстановки в семье
В группу риска входят дети, родившихся в результате кесарева сечения, тяжелых родов, малыши – искусственники, недоношенные дети.
Прежде всего, дети, называемые гиперактивными – это просто тревожные дети. Тревога, как избыточное возбуждение, которое не может найти выход, заставляет их делать множество мелких движений, им трудно усидеть на месте, долго (в соответствии с возрастом) удержать внимание. Дети с гиперактивностью с самого рождения возбудимы, у них нарушен сон, аппетит, они плохо прибавляют в весе. Такие дети гиперчувствительны и к внешним раздражителям: воспринимают слишком много сигналов одновременно. Отвлеченный вид ребенка многих вводит в заблуждение: кажется, что он отсутствует здесь и сейчас, не слушает словесный сигнал. Очень часто это совсем не так. Многие хорошо учатся, особенно по предметам, не требующим аккуратности, умения хорошо концентрироваться.
При исследовании этой проблемы специалисты отмечают, что уровень развития интеллекта у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Как уже отмечалось первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков. Как правило, к подростковому возрасту повышенная двигательная активность обычно уходит, но неспособность сосредоточиться, недостаток внимания сохраняются, могут прогрессировать. У 15 -20 % эти симптомы остаются и во взрослой жизни.
Кроме того, исследования показали, что гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития (нарушения звукопроизношения, произнесением сложных слов, скороговорок, тонкой моторики. Ярко выраженный характер СДВГ приобретает, когда ребенок идет в школу. Приобретаемые навыки чтения и письма у гиперактивного ребенка значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствует его интеллектуальным способностям. Специалисты отмечают, что трудности формирования навыков письма и чтения возникают не только в проблеме нарушения внимания, но и из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия и, опять же, речевого развития.
Нарушения письма практически всегда сочетаются с недостатками чтения. Это объясняется тем, что своим происхождением они связаны с дефектом предпосылочных процессов, обусловливающих аномальное развитие речи детей и, в свою очередь, приводящих к нарушению или несформированности отдельных процессов или операций, необходимых для формирования правильных навыков чтения и письма. На первых порах обучения чтению большую роль играет узнавание буквы и связанного с ней звука, дальше навык чтения превращается в зрительное узнавание звукового образа слогов, слов, фраз. Если у ребенка нет четких представлений о звуковом составе слова, звуко-слоговой образ слова формируется с трудом, допускаются пропуски букв и слогов, что, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на понимание прочитанного. И в свою очередь та же несформированность приводит к специфическим нарушениям письма. Чтобы предотвратить выше описанные нарушения, необходимо понятие о звуковом составе слова у ребенка сформировать полностью к начальному этапу процесса овладения чтением и письмом. Что же это такое?
У ребенка с нормально сформированной звуковой стороной речи (произношения, фонематических процессов) предпосылки для овладения техникой чтения появляются к концу дошкольного возраста. Но при несформированности компонентов затрудняется процесс овладения звуковым составом слова.
У детей с СДВГ при возможно нормальном изолированном звукопроизношении, как уже отмечалось, встречаются нарушения воспроизведения слоговой структуры слова: пропуски слогов, добавления, перестановки. Это указывает о недостаточном фонематическом развитии, которое является одним из составляющих компонентов звуковой стороны речи. При коррекции речевых нарушений от ребенка требуется концентрация, усидчивость, целеустремленность. Но дети с СДВГ если к ним предъявлять стандартные методы и приемы часто могут дать результаты ниже своих потенциальных возможностей. Если ребенку необходима коррекция речевого нарушения, родители для получения наилучшего результата должны запастись терпением. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю. С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться.» (1997) Надо научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.
Возможно, вам помогут следующие рекомендации.
1. Для ребенка с СДВГ важно позитивное, уравновешенное, последовательное отношение. Близким надо разъяснить проблемы ребенка, чтобы они поняли: его поступки не являются умышленными, и в силу своих личностных особенностей он не в состоянии управлять возникающими ситуациями. Но понимать, что происходит с ребенком, должны все члены семьи, чтобы придерживаться единой тактики воспитания.
2. В воспитании родителям следует избегать как проявления чрезмерной мягкости, так и предъявления повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, педантичности, жесткости. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с СДВГ гораздо более негативное воздействие, чем на его сверстников.
3. Необходимо избегать переутомления ребенка, связанного с избыточным количеством впечатлений, чрезмерных раздражителей. Не следует ходить с ребенком без острой необходимости в места массовых скоплений людей – рынки, гипермаркеты, шумные компании; во время игр со сверстниками желательно ограничивать малыша лишь одним партнером.
4. Гиперактивному ребенку как воздух необходим строгий режим дня, осуществляемый ежедневно и неизменно, олицетворяющий постоянство условий существования.
5. Не жалейте усилий на то, чтобы сформировать у ребенка навыки послушания, аккуратности, самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела; развить у него чувство ответственности за собственные поступки.
Для того чтобы добиться улучшения концентрации внимания при выполнении домашних заданий, для ребенка необходимо найти в квартире тихое место с минимальным количеством отвлекающих и раздражающих факторов. В процессе подготовки заданий один из родителей должен заглядывать в комнату ребенка, чтобы убедиться в том, что он продолжает работать. Через каждые 15-20 минут разрешайте ребенку встать из-за стола, двигаться около 5 минут, а затем вернуться к урокам.
Каждый раз ребенку следует давать не более 1-2 инструкций, которые должны носить конкретный характер.
6. Как научить ребенка уважать права окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам социального взаимодействия с людьми?
Правила поведения, которые предлагают ребенку, должны быть простыми, понятными и целенаправленными. Ему объясняют, что за хорошее поведение он получит поощрение и наоборот: невыполнение правил повлечет за собой санкцию. Но она должна быть конкретной, ограниченной ситуацией. Обсуждайте с ребенком его поведение и высказывайте замечания спокойно и доброжелательно.
При необходимости изменить поведение ребенка важно выбирать для преодоления какую-либо одну проблему на определенный период времени.
7. Добивайтесь повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, успехов в учебе и повседневной жизни. Определите сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей. И последнее, что можно сказать: у детей с СДВГ часто наблюдают то, что врачи называют «двойной исключительностью». Они проявляют явную неспособность к чему-то, но и столь же явный талант в другой сфере. Анализируя биографии великих людей, ученые находят признаки СДВГ у многих: Александр Македонский, Леонардо да Винчи, Амадей Моцарт, Александр Пушкин, Бенджамин Франклин, Томас Эдисон, Генри Форд, Уолт Дисней.
Итак, всем, кто столкнулся с такой проблемой у своего ребенка, желаю оптимизма и терпения!