Оксана Малкина
Кубик Блума как одна из инновационных игровых технологий развития критического мышления у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Кубик Блума – это прием технологии критического мышления, который предложил американский ученый, психолог Бенджамин Блум
Кубик Блума можно использовать на коррекционных и развивающих занятиях, чтобы развить речь учеников.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Кубик Блума. Игры и занятия
- Кубики. Игры с кубиками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Кубик Блума – это бумажный куб, на гранях которого написаны начала вопросов: «Почему…», «Объясни…», «Назови…», «Предложи…», «Придумай…», «Поделись…». Вопросы можно формулировать по желанию. Следите за тем, чтобы они затрагивали все стороны темы занятия. Прием можно применять с младшими школьниками. Он поможет детям научиться четко, логично и последовательно выстроить устный ответ, пересказывать тексты, строить развернутое, полное высказывание, эффективно участвовать в диалоге, дискуссии, выслушивать ответы сверстников и вступать с ними в диалог.
Вы можете изменить внешний вид кубика, например, напишите на одной из граней «Практика». Если ребенку выпадает эта грань, он открывает кубик, внутри которого находятся свернутые листочки с заданиями. Так вы предоставите ученику возможность вытянуть случайную тему для работы, которую он должен выполнить к следующему занятию. Предварительно подготовьте задания по теме. Можно вместо шестиугольного кубика сделать многоугольник, который состоит из восьми граней. А на грани «Практика» поместить конвертик для вопросов.
Как работать с кубиком Блума
Когда только начинаете работать с кубиком Блума, бросайте его и задавайте вопросы сами, готовьте вопросы до занятия. Используйте прием на этапе закрепления знаний, так как он предполагает, что дети уже имеют знания по обсуждаемой теме.
Бросайте кубик сами. Этот способ используйте на начальной стадии, когда нужно показать ученикам способы работы с кубиком. Когда дети поймут принцип, можно предложить им самим бросать кубик и формулировать вопросы. Лучше не предлагать детям сразу самим задавать вопросы, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют навыка.
Готовьте вопросы заранее. Вопросы, которые начинаются со слова «Назови», предполагают воспроизведение знаний. Они самые простые, например, назови предмет, его цвет, размер.
«Почему» – вопросы, которые позволяют описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Например, Почему автор рассказывает о прошлом персонажей? Ведь оно никак не связано с сюжетом, почему герой не принял помощь окружающих?
«Объясни» – это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы: объясни, как ты можешь увидеть полярную звезду, как отличаешь живую природу от неживой.
«Предложи» – ученик должен объяснить, как использовать знание на практике для решения конкретных ситуаций. Например, предложи, как вести здоровый образ жизни, как можно очистить воду в домашних условиях.
«Придумай» – это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например, придумай, как закончить сказку, рассказ, стихотворение; как бы жил герой дальше, если бы не узнал о случившемся; задание для одноклассников на тему. На этой грани пригодится умение мыслить творчески, креативно. Главная задача вопроса – активизировать мыслительный процесс, работу головного мозга.
«Поделись» – вопросы, которые начинаются со слова нужны, чтобы активировать мыслительную деятельность детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Например, поделись, какими правилами поведения в школе ты пользуешься.
Еще дополнительные вопросы для граней кубика Блума
1. Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени и т. д.
2. Сравни. То есть сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.
3. Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление?
4. Сделай анализ. То есть расскажи, из чего это состоит, как сделано, как применять и прочее.
5. Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.
6. Оцени. То есть укажи все «плюсы» и «минусы».