Антонина Лёвина
Конспект НОД «Кто живет на подоконнике? Характерные признаки комнатных растений» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
Возрастная группа :
Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие»
Тема: «КТО ЖИВЕТ НА ПОДОКОННИКЕ?
ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Публикация «Конспект НОД „Кто живет на подоконнике? Характерные признаки комнатных растений“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Цели: познакомить с комнатными растениями на примере тех растений, которые находятся в детском саду; обсудить вопрос о значении комнатных растений в жизни человека; познакомить с правилами ухода за комнатными растениями;
Материалы и оборудование: комнатные растения, таблица «В мире цветов»; выставка книг о комнатных растениях, памятки «Правила ухода за комнатными растениями»;
Ход НОД
I ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Вводное слово воспитателя. Введение игрового момента.
– Расскажите о садовых растениях нашего края.
– Как люди ухаживают за растениями сада в разные времена года?
– Где цветут цветы даже снежной холодной зимой?
– Отгадайте загадку. О каком цветке в ней говорится?
По утрам мои цветки
Неказисты и мелки,
Зато ночью аромат
Наполняет целый сад!
(Ночная фиалка.)
– Правильно. Это ночная фиалка. Злая волшебница украла фиалку. Давайте поможем фиалке вернуться в сад и на подоконник.
II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Кто живет на подоконнике? Характерные признаки комнатных растений.
– Послушайте сказку Б. Вовк «Чьи цветы лучше?».
Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…
– Мои цветы самые красивые, – говорит Весна.
– Нет, – возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!
Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…
Аж холодом повеяла от зависти Осень. И краски Лета поблёкли.
– Мои цветы не хуже, – так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…
А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…
– Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, – хвалится Зима.
Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.
– Как называются все растения, которые растут и цветут в зимнем саду?
– Сегодня мы познакомимся с комнатными растениями, с особенностями их жизни и с тем, как за ними ухаживать.
– Как вы думаете, почему комнатные растения, несмотря на изменения в неживой природе, с наступлением зимы по-прежнему остались зелёными и даже цветут?
– Родина этих растений – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создаёт для них примерно такие же условия, как и летом.
– Люди издавна украшали свой дом комнатными растениями, значит, комнатные растения – источник красоты.
– А для чего ещё нам нужны комнатные растения? (Это источник здоровья, чистого воздуха, хорошего настроения, доброты.)
– В нашей группе очень много комнатных растений, давайте познакомимся с ними поближе.
– Послушайте стихотворения о комнатных растениях и покажите горшок с этим цветком.
О бальзамине.
Хрустит за окошком морозный денёк.
Стоит на окошке цветок-огонёк.
Малиновым цветом цветут лепестки,
Как будто и вправду зажглись огоньки.
Его поливаю, его берегу,
Его подарить никому не могу!
Уж очень он ярок, уж очень хорош,
Уж очень на мамину сказку похож!
Е. Благинина
– Бальзамин называют «огонёк» за яркие красные и малиновые цветки. А ещё в народе он получил шутливо-ласковое название «Ванька мокрый» за свои прозрачно-водянистые стебли. Родина бальзамина – тропические леса Африки. Завезён в Европу в 1596 году. Неприхотливое, обильно цветущее растение. Из корней бальзамина делают жёлто-красную краску – хну. Бальзамин светолюбивое растение, но не выносит прямых солнечных лучей.
Об алоэ.
Говорят – алоэ, алоэ, интересно, что это такое?
Какое оно алоэ – алое, голубое?
Доброе или злое? Маленькое или большое?
Хорошее или плохое?
Одного сослуживца папы буквально спасло алоэ.
А маминой лучшей подруге алоэ не помогло-э.
И вот я увидел алоэ на комоде у тёти Зои.
На комоде у тё ти Зои в горшочке росло алоэ:
Зелёное, небольшое, но колючее и кривое.
Б. Заходер
– Алоэ – вечнозелёное многолетнее растение (суккулент, распространён в диком виде в Африке, на Аравийском полуострове и острове Мадагаскар. В России алоэ известен как «столетник», само название говорит о его чудесной силе продлевать людям жизнь, защищая от болезней. Его родина – юг Африки. В Африке это растение достигает в высоту 20 метров, а листья до 60 см длиной и 15 см толщиной! Листья у алоэ мясистые, зеленовато-сизые, сочные. Само название растения алоэ переводится как «горький», потому что сок растения имеет горький вкус. Алоэ – нетребовательно к уходу, растение любит светлое тёплое окно, свежий воздух – поэтому правильно будет расположить его под форточкой; небольшой горшочек, редкий полив. Мякоть листа обладает целебными свойствами и используется при насморке, болезни полости рта и дёсен, глазных болезнях, заболеваниях кожи, туберкулёзе, заболеваниях желудочно-кишечного тракта и крови.
2. Физминутка: «На лугу растут цветы».
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны).
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх).
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер).
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны).
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
3. Комнатные растения в нашей группе
– Среди комнатных растений нашей группы есть :
лекарственные – каланхоэ, гибискус, сансевьера (щучий хвост, толстянка;
барометры – кала («плачет» перед дождём);
растения-пылесосы – фикус, диффенбахия, папоротник-нефролепис, традесканция, хлорофитум.
– У нас в группе несколько хлорофитумов и это не случайно, так как хлорофитум – лучший чистильщик воздуха. Он очищает воздух лучше, чем некоторые технические устройства. Одного растения хлорофитума достаточно для очистки воздуха на кухне. Учёные предлагают его для очистки воздуха в космических кораблях, где проветривание невозможно.
Защищают от радиоактивного излучения – кактусы.
Ядовитые растения – молочай, олеандр, диффенбахия! На горшочки с этими растениями мы прикрепим знаки «Будь осторожен!».
– Давайте поиграем в игру «Угадай, кто я?». Отгадайте загадки и покажите цветы-отгадки на подоконнике в нашей группе.
Лист горбочком, с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет.
Зато лечит нас в любой день и час.
(Алоэ.)
Что за хвост пошё л в рост:
Не в пруду, не в речке –
На окне, у печки.
(Сансевьера.) Стоит мокрый Ванёк,
А в кудрях – огонёк.
(Бальзамин.)
Зелёный, в колючках,
Похож на ежа,
А цветки атласные,
Белые, жёлтые, красные.
(Кактус.)
– Комнатное растение, в народе называемое «бабьи сплетни». (Традесканция.)
– «Рождественская звезда». (Пуансеттия.)
– Растение похоже на маленькое дерево. Листья некрупные, но толстые и гладкие. В народе называют «денежное дерево». (Толстянка.)
– Стебель растения не виден, но зато листья очень длинные, тонкие, вырезные, похожи на перья птицы. Молодые листочки на концах закручены. (Папоротник-нефролепис.)
– Назовите правила ухода за комнатными растениями.
1. Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.
2. Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.
3. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.
4. Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.
– Для чего же нам нужны комнатные растения?
– Забота о комнатных растениях делает человека добрее.
…Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
С. Вургун
III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
4. Игра на металлофоне «Лесенка» (муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова).
5. Рефлексия. Итог НОД.