Ольга Мяснянкина
Консультация «Кто такие дети с ОВЗ (ограниченными возможностями)»
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с последними событиями, которые задели мое сердечко, хотелось бы рассказать, кто такие дети с ОВЗ, рассказать про причины возникновения нарушений, а так же, про возможность обучения детей с ОВЗ.
Это статья направлена на родителей детей с нормой развития, на будущих родителей, на специалистов общеобразовательных садов и школ, на детей с нормой развития.
По «Закону об образовании в РФ» существует две категории детей с Особыми Образовательными Потребностями (ООП) :
Публикация «Консультация „Кто такие дети с ОВЗ (ограниченными возможностями)“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
-дети – инвалиды
Инвалид – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты
Федеральный закон №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ"
Статус инвалида присваивает бюро медико - социальной экспертизы.
- Дети с ОВЗ
Дети с ОВЗ (Ограниченными возможностями здоровья) - это дети, имеющие недостатки в психическом или (и) физическом развитии, подтвержденные психолого - медико - педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальный условий.
Федеральный закон №273 "Об образовании в РФ"
Различают следующие категории детей с ОВЗ :
1. Дети с нарушением слуха (Глухие, слабослышащие, ранооглохшие и позднооглохшие)
2. Дети с нарушением зрения (Слепые, слабовидящие)
3. Дети с нарушением речи
4. Дети с нарушением интеллекта (дети с умственной отсталость разной степени)
5. Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
6. Дети с нарушением опорно - двигательного аппарата (ДЦП)
7. Дети с нарушением эмоционально - волевой сферы (расстройство аутистического спектра)
8. Дети с множественные нарушениями ( сочетание 2х и более нарушений: дети с умственной отсталостью и ДЦП).
Категория "Обучающийся с ОВЗ" определена не с точки зрения ограничения по здоровью, а с точки зрения создания специальных условий для получения образования, исходя из решения ПМПК
В чем разница статусов? Обучающийся с ОВЗ - это ребенок, который нуждается специальных условиях для доступного и качественного образования. Например, у слабослышащего ребенка может быть статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так как он нуждается в специальном техническом приспособлении и в специальных пособиях для обучения. При у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.
И не каждому ребенку - инвалиду требуются специальные условия для получения образования. Например, ребенок с сахарным диабетом не нуждается в специальных условиях для обучения. Следовательно он не имеет статус ребенка с ОВЗ.
Статус ребенка с ОВЗ и ребенка – инвалида может быть и у одного ребенка. Например, глухой ребенок получает статус - инвалид и статус ребенка с ОВЗ.
Причины возникновения нарушений:
- Эндогенные - генетические, наследственные (болезнь Дауна, синдром Тернера и тп)
- Экзогенные - факторы среды:
* Внутриутробные (пренатальные) факторы (нарушение функций плаценты, применение некоторых лекарственных препаратов на ранних сроках беременности, несовпадение резус факторов матери и ребенка, инфекционные болезни матери во время беременности, физические и психические травмы, вредные и противозаконные привычки, интоксикации токсичными веществами, инфекционные заболевания,
* Родовые (натальные) факторы (асфиксия, гипоксия, травмы во время родов, стремительные или затяжные роды,
* Послеродовые (постнатальные) факторы (черепно - мозговые травмы, инфекционные заболевания, интоксикации, воздействие запрещенных препаратов, а так же никотина и алкоголя).
Обучение детей с ОВЗ
Формы обучения детей с ОВЗ:
- в инклюзивном классе или инклюзивной группе общеобразовательного сада или общеобразовательной школы,
- в коррекционной группе или коррекционном классе общеобразовательного сада или общеобразовательной школы,
- в коррекционном саду или коррекционной школе,
- надомное образование (организация учебного процесса на дому или в медицинском учреждении,
- семейное образование.
ФГОС - это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образования.
В школах виды ФГОС разделены на следующие категории образования:
начальное — с 1 по 4 классы;
основное — с 5 по 9 классы;
среднее общее — с 10 по 11 классы;
образования детей с ОВЗ.
Для ДОО существует ФГОС дошкольного образования.
Если ребенок с ОВЗ обучается в общеобразовательной группе или в общеобразовательном классе, для него создают:
АОП (Адаптированную образовательную программу для конкретного ребенка,
АООП (Адаптированную основную образовательную программу,которая пишется на уровень образования - например, младшее звено,
ИУП (Индивидуальный учебный план, разрабатывающийся с учетом потребностей конкретного ребенка,
СИПР (Специальную индивидуальную программу развития, разрабатывается для ребенка, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой).
Перед поступлением в школу ребенок с ОВЗ проходит Психолого - медико - педагогическую комиссию. По рекомендации ПМПК ребенок с ОВЗ может пойти в школу с 8 лет.
ПМПК в зависимости от тяжести нарушения предлагает обучение по одному из четырех вариантов:
1. Если ребенок близок к возрастной норме и может усваивать общеобразовательную программу,
2. Если ребенок может усваивать общеобразовательную программу, но ему необходимо больше времени на усвоение,
3 Ребенок может учится, но не сможет усвоить весь материал доже за больший срок,
4. У ребенка индивидуальный уровень конечных результатов (дети с УО или с множественными нарушениями).
Родители могут не предоставлять результаты ПМПК в школе или саду, но они должны понимать, что тогда для их ребенка не будут созданы специальные условия обучения (например, не будет тьютора, с ним не будут работать специалисты, рекомендованные ему ПМПК (педагог - психолог, учитель - дефектолог, логопед).
После окончания начальной школы ребенок снова проходит ПМПК. Возможные варианты развития событий:
- диагноз снимают,
- диагноз продляют,
- диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.
Если в конце обучения ребенок с ОВЗ не освоил программу, то он получает свидетельство об обучении и может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям.
Если ребенок с ОВЗ получает атестат, то он может пойти в среднее или высшее учебное заведение.
Мне бы хотелось донести, что дети с ОВЗ – такие же дети, как и все, и к ним точно так же необходимо искать индивидуальный подход. Мне бы очень хотелось, чтобы родители научили своих детей, да и сами научились бы, правильно реагировать на ребенка со слуховым аппаратом или на ребенка с болезнью Дауна. Чтобы к людям пришло осознание, что мы все равные, все дети заслуживают хорошей жизни, заслуживают уважения.
Мяснянкина Ольга Романовна Педагог - психолог и педагог - дефектолог