Кравченко
План на год кружка «Юный экспериментатор»
▼ Скачать
Месяц
Раздел программы
Тематика занятий
Программное содержание
Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми
Материалы и оборудование
Октябрь
Блок «Растения»
Рассматривание плодов и семян
Учить различать плоды и семена различных растений. Дать знания об их значении. Рассмотреть строение.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Иллюстрации различных растений, их частей, DVD диск.
Для чего растению нужны семена.
Публикация «План на год кружка „Юный экспериментатор“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Закрепить знания о строении семени, о том, что оно – конечная стадия роста однолетнего растения. Познакомить со способами распространения семян.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Коробочки с различными семенами, DVD диск, листочки с заданиями.
В маленьком семени прячется растение
Учить различать семена различных растений. Рассмотреть их строение. Попробовать «разбудить» семена.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Семена различных растений, тарелочки на каждого, лупы, листочки с заданиями, DVD диск.
Условия, необходимые для роста растений
Провести опыт по проращиванию в различных условиях картофеля, лука, гороха.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Луковицы на каждого, ножницы, стаканчики с водой и землёй, лейки, листочки с заданиями.
Посадим огород
Формулировка выводов после наблюдений за пересаженными растениями, картофелем, луком.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Лоток с землёй, горох и овёс, лейки, палочки для взрыхления DVD диск.
Продлим жизнь цветов (астры, бархатцы).
Выяснить влияние тепла на продолжительность жизни растений. Учить подбирать емкости в зависимости от величины растений.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Различные горшки для цветов, земля, лопатки, семена цветов.
«Живая» коллекция.
Познакомить с коллекцией семян и плодов тропических растений, которые у нас можно вырастить только в специальных (тепличных) условиях: цитрусовые, авокадо, хурма, киви и др. Вызвать желание вырастить необычное растение.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Семена тропических плодов: цитруса, хурмы, манго, вишни, DVD диск.
Рассмотреть строение овощей через лупу, в микроскоп – они состоят из мелких частичек. Проращивание собранных на огороде моркови, салата – что с ними происходит, если не собрать осенью.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Различные плоды, разрезанные пополам, иллюстрации плодов, лупы.
Ноябрь
Блок «Почва»
Как устроена «Волшебная кладовая»
Дать понятие «почва». Подвести детей к тому, что она имеет неоднородный состав. Рассмотреть различные виды почв в микроскоп (чернозем, песок, глина).
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Стакан с разными слоями почвы, DVD диск.
Знакомимся с песком и глиной
Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Стакан с песком, тарелка с глиной, для каждого ребёнка маленькие тарелочки для экспериментирования, палочки, лупа.
Свойства песка и глины
Учить детей самостоятельно выделять свойства песка и глины.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
На каждого ребёнка маленькие тарелочки с песком и глиной для экспериментирования, вода, палочки.
Песок – природный материал. Песочные чудеса
Расширять представления детей о свойствах песка, его особенностях в природных условиях (дюны, барханы в пустыне). Разноцветный песок.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Песок в чашечках на каждого, лупы, DVD диск.
Глина – природный материал
Расширять представления о свойствах глины, ее использовании при изготовлении строительных материалов, керамических и фарфоровых изделий.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Глина, иллюстрация различных изделий из глины.
«Где вода?»
Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Ёмкости с сухими песком и глиной, мерные стаканы, вода.
Животные и песок
Познакомить детей с обитателями песчаных пустынь. Путем эксперимента показать приспособляемость животных к жизни в пустыне.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Иллюстрации пустыни, объекты живой и неживой природы пустыни. Кактус для эксперимента, DVD диск
Для чего человеку песок и глина
Рассказать, как человек использует песок и глину (строительство, песочные часы, посуда, игрушки). Самим предложить вылепить посуду из глины.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Иллюстрации профессии гончар, строитель, а так же фотографии готовых изделий из песка. Глина на тарелочках для каждого ребёнка, вода.
Декабрь
Блок «Камни»
Какими бывают камни
Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным признакам.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Коллекция разнообразных камней, иллюстрации, лупы
Сравнение свойств камней
Познакомить детей с углем, мрамором, мелом. Сравнить их свойства. Рассказать об использовании их человеком.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Уголь, мрамор, мел, иллюстрации различных камней, листочки с заданиями, DVD диск.
Что такое горы
Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней. Предложить детям создать модель гор из различных камней.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Коллекция природных ископаемых, иллюстрации различных гор, Камни для создания модели горы, пластилин, DVD диск
Почему разрушаются горы
Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе. Экспериментальным путем показать как разрушаются камни и горы.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
2 камня для каждого ребёнка, тарелочка для опыта, иллюстрации гор, песок, DVD диск
Дымящиеся горы
Сформировать первоначальные представления о вулканах. На модели показать действующий вулкан.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Иллюстрации вулканов, макет вулкана, листочки с заданиями, DVD диск
«Минеральное царство»
Познакомить детей с некоторыми полезными ископаемыми, с их ролью в жизни людей.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Коллекции полезных ископаемых.
Янтарь и его свойства
Познакомить детей с янтарем. Учить обследовать его, сравнивать с другими камнями выделять его свойства.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Янтарные изделия, другие виды камней, DVD диск.
Как человек использует камни
Показать, какую роль в жизни человека играют камни. Познакомить с камнями, которые человек использует для своих нужд. С древних времен. Предложить детям построить дома из различных материалов (солома. ветки, камни) и сделать вывод, какие из них прочнее.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Иллюстрации профессии скульптора, строителя, архитектора, листочки с заданиями, DVD диск
Январь
Блок «Воздух»
Воздух – первое знакомство: вдох – выдох
Дать представление о том, что человек не может жить без воздуха. Понаблюдать за процессом дыхания человека, сформулировать выводы
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Шарики воздушные, целлофановый пакет, иллюстрации растений и человека
Воздух есть везде
Учить находить воздух в различных предметах, веществах (почва, вода, губка и т. д.)
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Игрушки, мешок, салфетка, пластилин, вода, таз, листочки с заданиями, DVD диск
Воздух всегда в движении
Доказать, что воздух всегда в движении
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Полоски бумаги, иллюстрации: парусник, ветряная мельница, ураган и т. д., флакон с духами.
«Сильный ветер, слабый ветер».
Познакомить детей с силой ветра.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Пустые картонные коробочки разные по размеру и весу, трубочки по количеству детей, фен или небольшой вентилятор.
«Надуваем воздушные шары».
Продолжать расширять знания о воздухе, развивать умения выпускать воздух в одном направлении, дуть на ленточки, султанчики.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
1 надутый воздушный шар, воздушные шары не надутые, султанчики, ленточки на каждого ребёнка.
Реактивный шарик
Выявить, что воздух обладает упругостью.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Воздушные шары
«Где теплее?»
Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Перышко, теплая батарея, ленточка.
«Не дышу»
Доказать, что без воздуха нельзя прожить.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Песочные часы.
Февраль
Блок «Вода»
Вода – самое удивительное вещество на Земле
Дать детям знания о свойствах воды. Экспериментальным путем проверить плавучесть различных предметов. Развивать интерес к дальнейшим экспериментам.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Вода, различные ёмкости для воды, тряпочки, листочки с заданиями, DVD диск
Замершая вода
Показать различия между двумя состояниями воды (твердое и жидкое). Выявить свойства льда. Дать представления об айсбергах.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Лёд, вода в стакане, батарея, лупа, листочки с заданиями, DVD диск
Что такое пар?
Расширять представления детей об агрегатных состояниях воды. Учить делать выводы, рассуждать. Дать представление о росе и тумане.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Иллюстрации природных явлений, DVD диск.
Впитывание воды
Показать детям, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают. Показать, как пьют растения.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Тарелочки с водой на каждого ребёнка, тряпочки, губки, бумага, деревянные щепки, земля, DVD диск.
Вода – растворитель
Опытным путем проверить, как растворяются в воде те или иные вещества и жидкости; что при этом происходит с водой.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Вода в стаканчиках на каждого, краски, сахарный песок, соль, хлеб, DVD диск.
Игры с моделями
Путем экспериментирования выяснить, лодки из каких материалов лучше держаться на воде. Подумать, из чего получиться хорошая лодка для перевозки грузов.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Модели свойств воды, тарелочки с водой для каждого, искусственный и природный материал для экспериментирования, листочки с заданиями.
«Кожа» воды
Дать представления о поверхности воды. Познакомить с ее свойствами.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Модели свойств воды, мыльная вода, DVD диск.
Неутомимая путешественница
Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Учить самостоятельно проводить опыты, делать выводы.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Плакат круговорота воды в природе, модели, предметы для опытов, листочки с заданиями.
Март
Блок «Магниты»
Магниты
Дать детям первоначальное представление о магнитах, о том, что он может делать.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Магниты на каждого, коллекция металлов, листочки с заданиями.
Магнит и его свойства
Закрепить представление детей о магнитах и его свойствах.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Магнит, бумага, железные предметы, деревянные предметы, ткань, пенопласт, железная руда, листочки с заданиями.
Вокруг твоего магнита
Познакомить с силами, действующими вокруг магнита. Дать представление о магнитном поле Земли.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Магниты на каждого, иллюстрации внутреннего строения земли, DVD диск.
Сила притяжения
Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
2 магнита на каждого, листочки с заданиями, DVD диск.
«Компас»
Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Компас.
Игры с магнитами
Научить детей делать игрушку с использованием магнитов. Развивать творчество детей.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Бумага, ножницы, нитки, магниты, DVD диск.
Притягивание через предметы
Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит. Изготовить с детьми игру с использованием магнитов.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Магнит на каждого, цветная бумага, ножницы.
Как человек использует магниты
Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
DVD диск, листочки с заданиями.
Апрель
Блок «Свет и зеркало»
Свет повсюду
Дать представление о свете и его свойствах: движение, проходит сквозь предметы.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Иллюстрация солнца, луны, фонарик, ткань, бумага, DVD диск.
Свет путешествует
Дать представление о движении света.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Зеркало, фонарик, изображение радуги, листочки с заданиями, DVD диск.
Что такое зеркало?
Дать представление о зеркалах и их свойствах отражать предметы.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Зеркало, иллюстрации зеркал, иллюстрации предметов где можно увидеть отражение предметов.
«Электричество»
Познакомить детей с понятием «электричество»
Беседа,исследование, экспериментирование.
Шерстяная ткань, лист бумаги, нитки, шарик.
«Планета Земля. Смена времен года, дня и ночи»
Познакомить с нашей планетой. Показать, как происходит смена дня и ночи, времен года.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.
Глобус, настольная лампа, макет Солнечной системы.
«Далеко-близко»
Познакомить с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха.
Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы.
2 термометра, настольная лампа, длинная линейка.