Алла Зубкова
Программа кружка по художественному творчеству (подготовительная группа)
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17»
Изобильненского городского округа Ставропольского края
ПРИНЯТО
на заседании
педагогического совета
Протокол №___от «__»___2022г
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МКДОУ
«Детский сад № 17» ИГОСК
___
Приказ №___ от «__»___2022г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Юные волшебники»
Направленность: художественная
Уровень программы : разноуровневая
Возраст детей: 5-7 лет
Публикация «Программа кружка по художественному творчеству (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Срок реализации: 2 года
Автор программы :
Зубкова Алла Александровна,
Воспитатель
г. Изобильный
год разработки программы 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для детей 5-6, 6-7 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивает целостность воспитательно-образовательного процесса.
Программа кружка направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Вся работа дополнительного образования построена на желании детей научиться делать что- то новое, необычное, своими руками, а точнее быть немного волшебниками.
Актуальность программы заключается в том, что проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
• желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
В процессе работы с материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, атласной ленты, листьев, коробок, бутылок и т. д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные волшебники» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);
Проект Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения России от 30.09.2020 г.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 09.11.2018 г. №196»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Устава МКДОУ «Детский сад № 17» ИГОСК
Направленность программы – художественная. Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям. Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь и т. д.
Актуальность программы. Актуальность программы обусловлена особенностью современной ситуации, когда остро стоит вопрос о психологическом здоровье ребенка. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, вызвали отклонения в социальном поведении. Работы специалистов свидетельствует, что художественно – творческая деятельность снимает у детей нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, ценить результаты труда нетолько своего, но и чужого. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками человека.
Раннее развитие способности к творчеству это – залог будущих успехов, так как у детей формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе.
Отличительная особенность программы
Программа «Юные волшебники» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Адресат программы : программа рассчитана на детей 5-7 лет.
Основным видом познавательной деятельности у детей 5-7 лет остается игра. Изменяются ее формы, содержание и уровень сложности. Дети играют с соблюдением правил. Ребенок 5-7 лет активно познает окружающий мир, задает много вопросов и сам строит собственные версии.
Дети в возрасте 5-7 лет достигают высокого уровня как познавательного, так и личностного развития.
Ожидаемый результат:
2-ой год обучения, базовый уровень
К концу 2 года обучения дети могут:
Подготовительная группа (6-7 лет)
Имеет представление о материале, из которого сделана поделка;
Владеет приемами работы с различными материалами;
Самостоятельно определяет последовательность выполнения работ;
Умеет самостоятельно провести анализ поделки;
Использует свои конструктивные решения в процессе работы;
Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки;
Выполняет работу по замыслу;
Показывает уровень воображения и фантазии.
• Дети упражняются в изготовлении простых плоских игрушек из бумажных полос способом складывания их пополам и оформления вырезанными бумажными элементами.
• Учатся мастерить элементарные игрушки оригами.
• Упражняются в изготовлении поделок из бросового (коробки) и природного материала.
• Учатся пользоваться ножницами, клеем.
• Развивается деловое и игровое общение детей.
• Дети приучаются к аккуратности в работе и порядку.
• Овладевают различными приемами преобразования материалов.
• Развиваются познавательные, конструктивные способности.
• Развивается интерес к результату и качеству поделки.
• Узнают свойства различных материалов;
• Научатся работать с ножницами и клеем.
•Научатся видеть необычное в обычных предметах.
• Развивается мелкая моторика рук.
Учебно-тематический план
(2-ой год обучения, базовый уровень)
№ Название тем, разделов Количество часов Формы аттестации/контроля
всего теория практика
1. Входная аттестация 1 1 Беседа
2. Работа с картоном и бумагой 15 2 13 Готовая работа
3. Текущая аттестация 1 1 Беседа
4. Работа с природным и бросовым материалом 14 14 Готовая работа
5. Лепка 4 4 Готовая работа
6 Итоговая аттестация 1 1 Готовая работа
Итого: 36 3 33
Содержание программы.
1. Входная аттестация
2. Работа с картоном и бумагой
Теория: :»Волшебный мир бумаги.»
«Роспись барышни дымковскими узорами»
Практика:
«Береза кудрявая»
«Рыбки в пруду».
«Древо семьи»
«Роспись барышни дымковскими узорами»
«Одежда».
«Ангелочек».
Оригами «Котёнок»
«Валентинка»
«Флаг России» (открытка)
«Космос»
«Розовый фламинго»
«Украсим национальное платье»
«Солдатский треугольник»
3. Текущая аттестация
Практика: Выставка работ
4. Работа с природным и бросовым материалом
Практика:
«Зонтик»
. «Птицы у кормушки».
«Кошка».
«Зоопарк».
«Снежинки»
«Узоры на окнах»
«Ёлочные украшения»
«Маленькой ёлочке холодно зимой»
«Светофор»
«Самолет».
«Открытка для пап».
«Цветок для мамы».
«Ёжик» (аппликация из семечек)
«Закладка для тетради»
5. Лепка
Практика:
«Корзина с фруктами.»
«Матрешка»
«Весенний ковер»
«Радужная бабочка»
6. Итоговая аттестация
Практика:
Формы аттестации и оценочные материалы
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся следующие виды аттестации:
Виды контроля Формы проведения Сроки
Входной Входная аттестация,
наблюдение, беседа Сентябрь
Текущий Анализ приобретённых навыков, наблюдение Декабрь
Итоговый Итоговая аттестация Май
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Условные обозначения:
1 – низкий уровень;
2 – средний уровень;
3 – высокий уровень.
Высокий уровень – задание понимает полностью, правильно и самостоятельно выполняет.
Средний уровень – задание понимает частично (понимает и выполняет простую инструкцию не в полной мере, справляется при поддержке взрослого.
Низкий уровень– задание не понимает, и выполнить не может.
Материально-техническое обеспечение:
• Бумага белая
• Бумага разноцветная односторонняя
• Бумага разноцветная двусторонняя
• Бросовый материал
• Природный материал
• Пластилин
• Клеенки
• Клей-карандаш
• Магнитная доска (с магнитами)
Основные методы, используемые для реализации программы :
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (индивидуальная работа детей, совместная деятельность взрослого и детей)
ЛИТЕРАТУРА
1. Гомозова Ю. Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел», «Академия развития», Ярославль, 1999 г. ;
2. Демина И. П. «Подарки из природных материалов», Смоленск «Русич», 2001 г. ;
3. Е. Ступак «Оригами. Игры и конкурсы», изд. «Айрис пресс», М, 2008г. ;
4. Е. Рубцова «Фантазии из пластилина», Москва, Эксмо, 2008г. ;
5. И. Агапова, М. Давыдова «200 лучших игрушек из бумаги и картона», Москва, 2008г. ;
6. И. А. Лыкова «Я делаю аппликации», Карапуз, 2008г. ;
7. И. А. Лыкова «Я леплю из пластилина», Карапуз, 2008г. ;
8. И. А. Лыкова «Я собираю гербарий», Карапуз, 2008г. ;
9. И. А. Лыкова «Я создаю поделки», Карапуз, 2008г. ;
10. Л. А. Парамонова, Е. Ю. Протасова «Я люблю изобретать», Мир книги, «Карапуз», 2008г. ;
11. Л. В Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», ТЦ «Сфера, 2005г. ;
12. М. Антипова «Лепка» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. Ростов-на-Дону, ИД Владос, 2007г. ;
13. Н. А. Чен «Замечательные поделки своими руками», Харьков, 2008г. ;
14. Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка», «Академия развития», Ярославль, 1996г.
Приложение №1. Календарно-тематический учебный график
2-ой год обучения, базовый уровень
№
п/п Число Месяц Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
1 07.09. 2022 сентябрь 15:30 групповая 1 Входная аттестация. Групповая комната Беседа
2 14.09. 2022 сентябрь 15:30 групповая 1»Волшебный мир бумаги.» Групповая комната Беседа
3 21.09. 2022 сентябрь 15:30 групповая 1 «Корзина с фруктами.»
Групповая комната Готовая работа
4 28.09. 2022 сентябрь 15:30 групповая 1 «Береза кудрявая» Групповая комната Готовая работа
5 05.10. 2022 октябрь 15:30 групповая 1 «Рыбки в пруду». Групповая комната Готовая работа
6 12.10. 2022 октябрь 15:30 групповая 1 «Зонтик». Групповая комната Готовая работа
7 19.10. 2022 октябрь 15:30 групповая 1 «Матрешка» Групповая комната Готовая работа
8 26.10. 2022 октябрь 15:30 групповая 1 «Птицы у кормушки». Групповая комната Готовая работа
9 02.11. 2022 ноябрь 15:30 групповая 1 «Кошка». Групповая комната Готовая работа
10 09.11. 2022 ноябрь 15:30 групповая 1 «Древо семьи». Групповая комната Готовая работа
11 16.11. 2022 ноябрь 15:30 групповая 1 «Роспись барышни дымковскими узорами» Групповая комната Беседа
12 23.11. 2022 ноябрь 15:30 групповая 1 «Роспись барышни дымковскими узорами» Групповая комната Готовая работа
13 30.11.2022 ноябрь
15:30 групповая 1 «Зоопарк». Групповая комната Готовая работа
14 07.12. 2022 декабрь 15:30 групповая 1 «Ёлочные украшения»
Групповая комната Готовая работа
15 14.12. 2022 декабрь 15:30 групповая 1 Текущая аттестация Групповая комната Выставка работ
16 21.12. 2022 декабрь 15:30 групповая 1 «Маленькой ёлочке холодно зимой» Групповая комната Готовая работа
17 28.12. 2022 декабрь 15:30 групповая 1 «Одежда». Групповая комната Готовая работа
18 11.01. 2023 январь 15:30 групповая 1 «Снежинки» Групповая комната Готовая работа
19 18.01. 2023 январь 15:30 групповая 1 «Узоры на окнах» Групповая комната Готовая работа
20 25.01. 2023 январь 15:30 групповая 1 «Ангелочек». Групповая комната Готовая работа
21 01.02. 2023 февраль 15:30 групповая 1 Оригами «Котёнок» Групповая комната Готовая работа
22 08.02. 2023 февраль 15:30 групповая 1 «Светофор» Групповая комната Готовая работа
22 08.02. 2023 февраль 15:30 групповая 1 «Светофор» Групповая комната
23 15.02. 2023 февраль 15:30 групповая 1 «Валентинка» Групповая комната
24 22.02. 2023 февраль 15:30 групповая 1 «Самолет». Групповая комната
25 01.03. 2023 март 15:30 групповая 1 «Открытка для пап». Групповая комната
26 15.03. 2023 март 15:30 групповая 1 «Флаг России» (открытка) Групповая комната
27 22.03. 2023 март 15:30 групповая 1 «Цветок для мамы». Групповая комната
28 29.03. 2023 март 15:30 групповая 1 «Радужная бабочка» Групповая комната
29 06.04. 2023 апрель 15:30 групповая 1 «Космос» Групповая комната
30 13.04. 2023 апрель 15:30 групповая 1 «Весенний ковер» Групповая комната
31 20.04. 2023 апрель 15:30 групповая 1 «Розовый фламинго» Групповая комната
32 27.04. 2023 апрель 15:30 групповая 1 «Украсим национальное платье» Групповая комната
33 04.05. 2023 май 15:30 групповая 1 «Солдатский треугольник» Групповая комната
34 11.05. 2023 май 15:30 групповая 1 «Ёжик» (аппликация из семечек)
Групповая комната
35 18.05. 2023 май 15:30 групповая 1 «Закладка для тетради»
Групповая комната
36 25.05. 2023 май 15:30 групповая 1 Итоговая аттестация Групповая комната
ИТОГО: 36