Кузьмина Елена Леонидовна
Консультация «Применение палочек Кюизенера в игровом кружке» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Б» группа 2018–2019 уч. год
Пояснительная записка
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвященную своему учебному пособию. Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками». В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
Публикация «Консультация „Применение палочек Кюизенера в игровом кружке“ в средней группе» размещена в разделах
Выпускаемые производителями счетные палочки Кюизенера отличаются количеством, цветовой гаммой и материалом (дерево или пластмасса). Для начала можно использовать упрощенный набор - из 116 палочек. В нем 25 белых палочек, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8 черных, 7 бордовых, 5 синих и 4 оранжевых.
Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 1 года до 7 лет.
Игровые задачи цветных палочек: Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, походу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами. На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений можно встретить рекомендации по использованию палочек Кюизенера для обучения детей основам математики.
Проанализировав различные материалы, авторские разработки, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными зарубежными педагогами – практиками, мы заинтересовались возможностью применения одной из универсальных технологий – цветных палочек Кюизенера в игровой деятельности и в самостоятельных играх детей дошкольного возраста в детском саду для формирования математического мышления и развития творческого воображения.
Основными особенностями палочек Кюизенера является абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудием профессионального труда педагога и инструментом учебно-познавательной деятельности ребенка.
Игры – занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
На практике эти задачи реализуются через организацию деятельности кружка.
В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с палочками.
Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Цель: Формировать математическое мышление; развивать творческое воображение; воспитывать настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.
Задачи кружка:
• Вызвать интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними.
• Способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений.
• Создавать условия для сенсорного развития, развития логического мышления, внимания, памяти.
• Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
• Воспитывать эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре.
Методическое обеспечение: Реализация программы рассчитана на 1 год сентябрь 2018 - май 2019.
Ожидаемый результат: Игры – занятия с палочками позволят ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, логическое мышление, внимание, память, способствуют воспитанию самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели.
Разработка плана работы деятельности с детьми на 2018 – 2019 г. г.
Месяц № недели Название игры и НОД Цель, задача
Сентябрь 1 НОД «Знакомство с палочками Кюизенера» Познакомить детей с палочками, как с игровым материалом. Помочь детям соорентироваться в
данном материале. Выяснить начальные знания группы детей, уровня развития того или иного ребенка. Обратить внимание детей на свойства палочек. Развивающая среда: набор палочек Кюизенера.
2 Игра «Разноцветные палочки» Познакомить детей с эталонами цвета, развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету. Развивать речь, внимание, память.
3 Игра «Змейка» Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине.
4 Игра «У кого больше» Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение.
Октябрь 1 Игра «Разноцветные вагончики» Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»).
2 Игра «Столбики» Учить детей классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть, какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте». Развивать мелкую моторику.
3 Игра «Сушим полотенца». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее – короче, равные по длине).
4 Игра «Строим дорожки». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски по цвету). Развивать речь детей. Активизировать словарь: «одинаковый», «такая же», «тоже красивая» и т. д.
1 Игра «Числа 1 и 2» Учить детей сравнивать предметы по длине и
обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2.
2 Игра «Строительство домов» Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
3 Игра «Треугольники» Учить детей составлять треугольники из палочек
разной длины. Упражнять в счете в пределах 3. Учить различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?» Учить ориентироваться в пространстве («слева», «справа», «перед», «за»).
4 НОД «Три медведя» Развивать любознательность и познавательную активность при знакомстве со сказками. Развивать речь детей, расширять словарный запас. Закрепить навыки счета в пределах 3. Закрепить названия основных цветов, размеров предметов. Развивать зрительное восприятие. Развивать моторику.
Ноябрь 1 Игра «Разложи по цвету». Работа с картами – схемами. Закреплять знания эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету. Развивать представления детей о признаках палочек (палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину). Развивать логическое мышление, память развивать речь.
2 Игра «Ох, красивый теремок! Очень – очень он высок!» Учить детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче, равные по длине); моделировать предмет по словестной инструкции; ориентироваться в пространстве.
3 Игра «Число 4» Познакомить детей с образованием числа четыре и цифрой четыре; учить считать в пределах четырех; закреплять умение различать
количественный счет от порядкового.
4 Игра «Конструирование геометрических фигур». Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, об их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник.
5 НОД «В гости к зайцу» Продолжать знакомить детей с палочками Кюизенера, как с игровым материалом. Продолжать закреплять понятие цвет. Развивать умение комбинировать цвет. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию. Упражнять детей в счете, в пределах 5, в прямом и обратном порядке. Закреплять знания о цифрах в пределах 5. Ориентироваться на плоскости.
Декабрь 1 Игра «Лесенки для зайки». Работа с картами - схемами. Осваивается последовательная зависимость палочек по длине. Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание, память.
2 Игра «Спрячь игрушку». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Развивать представление о высоте палочек. Закрепить понятия «высокий», «низкий». Развивать представление о длине палочек. Развивать умение сравнивать палочки по высоте и длине.
3 Игра «Елка» Упражнять детей в определении длины предмета, используя прием наложения; закреплять умение пользоваться словами: длиннее – короче, самая короткая; развивать представления об эталонах цвета.
4 Игра «Дачный поселок» Учить детей сравнивать предметы по высоте с
помощью условной мерки; закреплять умение
«Дачный» ориентироваться в пространстве, используя слова: слева, справа, выше, ниже, далеко, близко.
Январь 1,2 Игровая деятельность: «Помоги зайчику». Альбом «Волшебные дорожки». Закрепить понятие «одинаковый (равный) по длине (высоте)». Развивать мышление, воображение. Воспитывать доброту.
3 Игра «Кукла Маша»
Учить детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче, равные по длине); моделировать предмет по словесной инструкции; ориентироваться в пространстве.
4 Игра «Кастрюльки»
Учить детей воспроизводить сходство модели с реальным предметом. Упражнять в счете в пределах 5, умении находить одинаковые по величине предметы.
Февраль 1 Дети нашего двора
Учить детей сравнивать предметы по высоте путем приложения, определять словом результат сравнения (выше, ниже, одинаковые по высоте). Развивать творческое воображение.
2 Игра «Сделай фигуру»
Закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек; названия геометрических фигур (треугольник, ромб, прямоугольник, трапеция, четырехугольник); различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету?
3 Подвижная игра «Раз, два, три – розовая палочка, беги» Закрепление цвета и внимание. Умения ориентировки в пространстве
4 НОД «Приключения колобка» Закрепить знания детей о геометрических фигурах; пользоваться словами «широкий», «узкий»; развитие представлений детей о различиях предметов (по цвету, форме, правильно называть цвета.
5 НОД «Поезда» Упражнять детей в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке, упорядочении палочек по длине, освоении состава числа, различении цифр, цвета; развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать, самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на них.
Март 1 Игра «Бусы». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения (больше, меньше, столько – сколько).
2 Игра «Назови число - найди палочку» Закрепить умения соотносить количество с цифрой.
3 Подвижная игра «Найди свой домик» Закреплять знания цвета умение сравнивать. Упражнять в счете. Работа с альбомом «Дом с колокольчиком».
4 Игра «Скворечник» Закреплять знание чисел в пределах 5; умение
сравнивать предметы по длине; преобразовывать
конструкцию предмета.
Апрель 1 Работа с альбомом «Дом с колокольчиком» Формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики.
2 Работа с альбомом «На златом крыльце сидели»» С Закрепление пройденного материала, умение
работать в коллективе.
3 Подвижная игра: «Где больше?». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Продолжать учить детей сравнивать предметы по количеству: больше – меньше. Развивать внимание, память.
4 Игра «Разноцветные флажки» Закреплять названия геометрических фигур.
Упражнять в счете, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
Май 2 Игра «Дорога к дому»
Закреплять умение детей измерять с помощью условной мерки; ориентироваться в пространстве на ограниченной площади.
3 Подвижная игра «По порядку стройся» Упражняемся в сравнении по длине. Развиваем глазомер. Закрепляем знакомые числа. Работа с альбомом «Дом с колокольчиком».
4 НОД «Путешествие по волшебному лесу» Продолжать формировать умение пользоваться палочками, выбирать палочки нужного размера, распределять в пространстве с целью заданного образца. Используя тему, учить составлять фигуру.
5 НОД «Путешествие в старшую группу» Закрепить прямой и обратный счет в пределах 5, знание цифр в пределах 5, обозначать количество предметов цифрой. Продолжать учить детей при сравнении двух предметов выделять параметр длины, ширины, высоты, использовать в речи слова «длиннее – короче», «выше – ниже», «шире – уже». Закреплять знания о временах года, представления о частях суток. Закреплять умение продолжать ряд, составленный из фигур. Продолжать учить обозначать словами положение предметов по отношению к себе (справа, слева, вверху, внизу)
Закреплять знания о геометрических фигурах.
Развивать логическое мышление, внимание, память; зрительное внимание. Воспитывать желание заниматься математикой.