Марина Маслова
Занятия по аппликации и конструированию в кружке «Волшебная бумага» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Называевская СОШ №1»
ПЛАН ЗАНЯТИЙ КРУЖКА
«ВОЛШЕБНАЯ БУМАГА»
С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Воспитатели: Маслова Марина Геннадьевна
Пояснительная записка
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Публикация «Занятия по аппликации и конструированию в кружке „Волшебная бумага“ для средней группы» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям среднего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами
Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни.
Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Ориентация педагогического процесса на развитие творческих способностей становится в современных условиях, в период гуманизации дошкольного образования, особенно значимой.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Конструирование из бумаги представляет для дошкольника некоторые сложности, так как бумагу – плоский материал – надо перевести в объёмные формы.
Оригами способствует концентрации внимания, развитию конструктивного мышления детей, творческое воображение, так же стимулирует развитие памяти. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, диагональ и т. п.) . У детей формируется культура труда. Так же оригами способствует созданию игровых ситуаций.
Периодичность: один раз в неделю.
Продолжительность: 20 минут.
Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.
Задачи:
• Дать представление о значении оригами, о его истории и разнообразии.
• Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги.
• Расширить знания в основных геометрических понятиях (угол, сторона, квадрат, диагональ, прямоугольник, трапеция, и т. д).
• Способствовать активному участию каждого ребенка в выполнении поделки.
• Формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к бумажным поделкам.
• Следить за лексической, грамматической и произносительной сторонами речи.
* Формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
• Учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)
• Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
• Развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
• Воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
• Воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Предполагаемый результат.
Исходя из задач к концу учебного года дети должны уметь: складывать базовые формы; ориентироваться на листе бумаги; составлять композиции. Знать свойства бумаги, аккуратно работать с бумагой.
Освоить технику бумагопластики (скатывания комочков, жгутиков, рванная бумага; уметь составлять изображение из частей, создавать композицию.
ПЛАН ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «Волшебная бумага»
Октябрь.
"Осенние листочки". Задача: учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный). Материал: двусторонняя бумага ярких цветов (жёлтый, оранжевый, красный, 1/2 альбомного листа, клей, кисти, салфетки.
"Дождик, дождик – кап, кап" Задача: учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Пространственное освоение листа МАтериал: Зонтик,1/2 белого картона, цветная бумага (оттенки синего) клей, кисти, салфетки.
"Яблоки в корзине". Задача: учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем. Развитие сенсоматорики. Материал: 1/2 альбомного листа с изображением корзинки, кусочки бумаги желтого красного, зеленого цветов,
клей ПВА
"Ветка рябины" (коллективная работа).
Задача: Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.
Материал: тонированного листа ватмана, засушливые листья рябины, бумажные салфетки красного цвета; клей, кисти, салфетки
Ноябрь
"Конфетки" Задача: продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами (сенсорное развитие); учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.
Материал: Двусторонняя бумага ярких цветов; лист картона круглой формы (тарелочка); клей ПВА.
"Мороженное в вафельном стаканчике" Задача: учить последовательно выполнять работу:, скатывать салфетки в комочек, обмакивать в клей и прикладывать близко друг другу, развивать цветовое восприятие.
Материал: Кукла Катя, 1/2 альбомного листа с изображением вафельного рожка, цветные бумажные салфетки, клей ПВА
"Толстые животики" Задача: учить детей формировать из бумаги комочки, приклеивать их в определенном месте основы; аккуратно закрашивать, не выходя за контур карандашом.
Материал: Двусторонняя бумага черного и коричневого цветов, картинки с контурным изображениями мишки и Чебурашки; клей ПВА; цветные карандаши
"Петушок-золотой гребешок" (коллективная работа) Задача: Упражнять в комкании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста). Матермал: тонированного листа ватмана с силуэтом петушка хвост не раскрашенный, цветные бумажные салфетки; клей, кисти
Декабрь
"Сугробы, снег на деревьях"(коллективная работа) Задача: Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю,пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща.
Материал: тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги; клей, кисти, салфетки
"Мы слепили снеговика" (коллективная работа) Задача: Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине, учить детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение, из частей правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска.
Материал: Картинка с изображением снеговика, картина с предыдущего занятия, ватные диски разной величины, кусочки цветного картона, фломастеры, клей, кисти, салфетки
"Пушистый воротничок для Деда Мороза и Снегурочки" Задача: учить отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качеств. Воспитывать интерес к аппликации.
Материал: Заготовки рисунков с изображением Деда Мороза или Снегурочки, белая бумага, клей, кисти
"Новогодняя елочка" Задача: учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников, с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям Материал: альбомного листа, заготовки из зеленой бумаги (треугольники разных размеров, двусторонняя бумага ярких цветов (фантики), клей, кисти, салфетки
Январь
"Зайка беленький сидит"(коллективная работа) Задача: упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки, составлять предмет, дополнять образ недостающими деталями. Аккуратно пользоваться клеем. Развивать желание работать вместе с другими детьми Воспитывать дружеские отношения Материал: игрушка зайчика, тонированного листа ватмана, белые бумажные салфетки, ватные диски, разрезанные на части, клей, кисти, салфетки
"На полянку на лужок тихо падает снежок" (коллективная работа) Задача: продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики и равномерно наклеивать по всему листу. Развивать эстетическое восприятие, желание довести начатую работу до конца. Материал: картина с предыдущего занятия, кусочки фольги, белой бумаги, клей, кисти, салфетки
"Покормим птичек" Задача: закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.
Материал: двусторонняя коричневая бумага; альбомного листа с контурным изображением птички, игрушечная птичка, клей, кисти, салфетки
Февраль
"Котенок по имени «Гав»". Задача: закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги по контуру. Формировать интерес и заботливое отношение к домашним животным. Материал: игрушка котенок, альбомного листа с контурным изображением котенка, двусторонняя бумага цветная бумага, клей, кисти, салфетки
"Кудрявый барашек" Задача: упражнять в умении отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качества. Воспитывать интерес к работе с бумагой. Материал: тонированная бумага с контуром барашка, белая бумага, игрушка барашек, клей, кисти, салфетки.
"Игрушки" (пирамидка, неваляшка) Задача: продолжать учить скатывать салфетки в комки, выполнять поделку из нескольких шариков, правильно располагая их по величине, закрепить знание основных цветов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Материал: альбомного листа, цветные бумажные салфетки, клей ПВА; пирамидка
""Летят самолеты (коллективная работа) Задача: закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок). Правильно располагать предмет на панно (в виде российского флага). Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму. Воспитывать чувство патриотизма, умение радоваться общему результату Материал: тонированного листа ватмана (в виде российского флага, заготовки для самолетов (прямоугольники, полоски,цветная бумага
клей, кисти, салфетки.
Март
"Цветы в подарок маме" (коллективная работа) Задача: учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет). в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать. Материал: тонированного листа ватмана с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая цветная бумага, клей, кисти, салфетки.
"Смотрит солнышко в окошко" Задача: продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы. Материал: альбомный лист бумаги с изображением окна, желтые бумажные салфетки, бумага желтого цвета, фломастеры, клей, кисти, салфетки.
"Вышла курочка хохлатка с нею желтые цыплятки" (коллективная работа 2 занятия) Задача: закреплять умение аккуратно и последовательно выполнять работу: скатывать из салфетки комочки, обмакивать их в клей и выкладывать по контуру. Развивать цветовое восприятие. Формировать представление о домашних птицах. Материал: тонированного листа ватмана, желтые бумажные салфетки, кусочки цветной бумаги, ватные диски, фломастеры, игрушка курочки, клей, кисти, салфетки.
Апрель
"Облака – белогривые лошадки" Задача: учить детей аккуратно разрывать бумагу разной жесткости на кусочки разного размера и формы, Закреплять навык наклеивания; (внутри контура). Развитие эстетического восприятия, умение работать сообща. Материал: тонированного листа ватмана с изображением реки, белые бумажные салфетки и бумага, клей, кисти, салфетки.
"Белые кораблики" (коллективная работа) Задача: учить составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать, хорошо промазывать края деталей, пользоваться салфеткой Материал: картина с предыдущего занятия, заготовки для корабликов из цветной бумаги, клей, кисти, салфетки.
"Веселый клоун" Задача: изготовление в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир. Воспитывать самостоятельность и желание довести начатую работу до конца. Материал: листа ватмана с изображением клоуна, фантики от конфет, бумажные салфетки ярких цветов, клей, кисти, салфетки
"Колобок -румяный бок" Задача: развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике, учить обрывать бумагу разной жесткости, закрепить знание круглой формы и желтого цвета. Материал: Бабушка (кукольный театр) ширма, желтая двухсторонняя бумага, желтые салфетки, картон круглой формы, глаза, рот нос для колобка, клей ПВА, салфетка
Май
"Праздничный салют" (коллективная работа) Задача: упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма.
Материал: картон синего цвета, бумажные салфетки ярких цветов, клей ПВА
"Божья коровка-лети на небко" Задача: закреплять умение скатывать из бумаги комочки разных размеров, составлять изображение из частей, дополнять недостающими деталями. Формировать интерес к насекомым. Материал: игрушка божья коровка,
альбомного листа, красные бумажные салфетки, черная цветная бумага, клей, кисти, салфетки
"Гусеница" Задача: продолжать учить отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, наклеивать на приготовленную картинку, плотно прижимать их друг к другу, дополнять образ недостающими деталями. Воспитать бережное отношение к насекомым. Материал: альбомного листа с контурным изображением листочка, бумажные салфетки зеленого цвета, кусочки цветной бумаги, клей, кисточки, салфетки.
"Одуванчики в траве" (коллективная работа) Задача: закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру, наклеивать заготовку частично, чтобы она получилась объемной (листики) Развивать умение работать аккуратно. Воспитывать желание работать сообща. Материал: тонированного листа ватмана, заготовки для листиков из зеленой бумаги, бумага желтого цвета, клей, кисточки, салфетки.
Список литературы:
1. Аппликации и поделки из бумаги для детей 3-4 лет-М : Стрекоза,2010.
2. Гришина Н. Н, Анистратова А. А. Поделки из кусочков бумаги – М., Оникс, 2009 г.
3. Невилько Н. Волшебные салфетки - Обруч,2003,№1
4. Рябко Н. Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007