елена стряпкова
Программа кружка «Волшебная акварелька»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА
дополнительных образовательных услуг
по художественно-эстетическому развитию разновозрастной группы
«Волшебная акварелька»
Разработчик программы :
воспитатель 1ой квалификационной категории
Урозаева О. Н.
Воспитатель 1 ой квалификационной категории Стряпкова Е. С.
Абакан 2018г.
Содержание
1. Целевой раздел…3
1.1. Пояснительная записка…. 3-4
1.2. Планируемые результаты освоения программы…4
2. Содержательный раздел….4
2.1. Календарно-тематический план…4-10
Публикация «Программа кружка „Волшебная акварелька“» размещена в разделах
- Акварель. Рисование акварельными красками
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
2.2. Вариативные формы и методы реализации программы….10-11
2.3. Диагностика результатов освоения программы….11-12
3. Организационный раздел….12
3.1. Материально-техническое обеспечение программы….12-13
3.2. Порядок реализации программы в режиме дня….13
Список литературы…. 14
Приложение ….
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике рисования «Волшебная акварелька» для детей 5-6 и 6-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность.
Новизна программы «Волшебная акварелька» заключается в приобщение детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография, монотипия, пластилинография и т. д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.
Занятия в кружке полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Работа в кружке позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительного художественного образа.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие для детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок. Оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи. Познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания. Продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.
Цель программы Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования
задачи:
– закрепить приобретённые умения и навыки и показать детям широту их возможного применения
– учить различать цвета спектра и их оттенки.
– приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности
– развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников,
– развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность
В ходе реализации программы «Волшебная акварелька»
дети знакомятся со следующими техниками рисования:
• кляксография с трубочкой;
• монотипия пейзажная;
• печать по трафарету;
• монотипия предметная;
• кляксография обычная
• пластилинография.
Дети в возрасте 5-6 и 6-7 лет, посещающие детский сад. В состав группы входит не более десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей
Программа составлена на разновозрастную группу – от 5 до 7 лет.
Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий: 20 – 30мин
Срок реализации программы.
Срок реализации программы «Волшебная акварелька» на 2 года.
Форма детского образовательного объединения: кружок.
Общее кол-во часов занятий в год – 34ч
В программе «Волшебная акварелька» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Ожидаемый результат:
• самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
• самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
• выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
• давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
• проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
•
2. Содержательный раздел
2.1. Календарно-тематический план
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Материалы
Сентябрь
1 Диагностика Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
2 Мухомор Рисование пальчиком Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Кисти, гуашь, салфетки, альбомный лист.
3 «Путешествие по радуге» Рисование пальчиком Учить детей рисовать пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма. Уметь подбирать соответствующий цвет.
Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
Кисти, гуашь, салфетки, альбомный лист.
4 Цветочная поляна Тычок жесткой кистью Учить детей в умение данной технике. Развивать чувство композиции.
Жесткая кисть, гуашь, альбомный лист.
Октябрь
1 Ветка рябины Рисование пальчиками Учить рисовать пальчиками; развивать чувство композиции, цветовосприятие. Альбомный лист, веерка рябины, гуашь, кисть, салфетки.
2 Заготовка на зиму «Компот из яблок» Оттиск печаткой из яблока Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. Альбомный лист, гуашь, печатки из яблока, поролоновый тампон.
3 Разноцветные зонты Печать по трафарету Познакомить с новым методом – печать по трафарету. Развивать художественно-творческие способности; вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования. Альбомный лист, трафареты зонтов, поролон, кисть, гуашь, салфетки.
4 Ваза с осенними цветами Печатание листьями Продолжить знакомить с техникой печатание листьями, развивать цветовосприятие. Гуашь, альбомный лист, листья, кисти.
Ноябрь
1 Пушистые животные Тычок жесткой кисть. Продолжать учить детей рисовать в технике «тычок жесткой кистью»; учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных; развивать чувство композиции. Иллюстрации с изображением животных, альбомный лист, гуашь, жесткая кисть
2 Птички клюют ягоды Рисование
пальчика
ми,
оттиск пробкой
Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и
печатания пробкой (выполнение
ягод разной величины и цвета).
Развивать чувство композиции. Альбомный лист, гуашь, салфетки, пробки, трафареты птиц.
3 Первый снег Ватные палочки Учить рисовать деревья и оживлять картинку снежинками с помощью ватных палочек. Альбомный лист, гуашь, ватные палочки.
4 Украсим кукле платье Восковые мелки и акварель Знакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Альбомный лист, акварель, восковые мелки.
Декабрь
1 Укрась рукавицу Оттиск различными печатками, пробкой, рисование пальчикам Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Альбомный лист, гуашь, салфетки, различные печатки, пробки.
2 Кто живет в зимнем лесу? Рисование техникой штриховка Познакомить с техникой штриховка.
Учить передавать фактуру шерсти животных. Альбомный лист, гуашь, карандаши.
3 Снежинка Монотипия Упражнять детей техникой монотипия; закрепить понятие «симметрия»; развивать творчество, воображение, фантазию. Альбомный лист, гуашь, кисти.
4 Плюшевый медвежонок Рисование поролоновой губкой Помочь детям освоить новый способ изображения – рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно. Альбомный лист, гуашь, поролоновая губка.
Январь
2 Избушка ледяная и лубяная Рисование по трафарету, набрызг. Учить детей создавать на одной основе разных образов сказочных избушек техникой набрызг. Развивать творческое воображение. Альбомный лист, гуашь, трафареты, зубные щетки.
3 Вишневый компот Оттиск пробкой Продолжать знакомство с техникой печатания пробкой, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки. Силуэт банки, гуашь, пробки.
4 Зимушка- зима Рисование свечой и акварель Продолжать знакомить с техникой рисования свечой. Воспитывать художественный вкус. Альбомный лист, свеча, акварель.
Февраль
1 Вьюга – завируха Рисование «по мокрому» Познакомить с техникой рисования «по-мокрому» (образ вьюги). Создать условия для экспериментирования с красками для получения разных оттенков синего цвета. Развивать чувство цвета и композиции Альбомный лист, гуашь белого и синего цвета, тонкие кисти, губки, палитры, салфетки.
2 Мои любимые животные из сказок Рисование тычком жесткой полусухой кистью Упражнять в технике рисования тычком жесткой полусухой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Вырезанные из бумаги силуэты животных (медведь, лиса, заяц и т. п., гуашь разных цветов, жесткая кисть иллюстрация.
3 Снег кружится Рисование пальчиками Закреплять рисовать пальчиками. Вызвать эмоциональный отклик. Альбомный лист голубого цвета.
4 Сказочный домик Восковые мелки и акварель Продолжить знакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели Альбомный лист, акварель, восковые мелки.
Март
1 Ваза для цветов Оттиск печатками Совершенствовать умения детей использовать знакомые техники изображения. Развивать воображение, чувство композиции, ритма.
Альбомный лист, гуашь, салфетки, различные печатки, пробки.
2 Мимоза для мамы Рисование пальчиками Упражнять в рисовании пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. Альбомный лист, гуашь, салфетки.
3 Веселое солнышко Рисование ладошками Закреплять умение рисовать в технике печатания ладошкой. Учить смешивать краски кистью прямо на ладошке.
Альбомный лист, гуашь, салфетки.
4 Подснежники Восковые мелки и акварель Продолжать учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Альбомный лист, акварель, восковые мелки.
Апрель
1 Весна пришла Рисование ватными палочками Учить рисовать
весенние деревья, небо, солнце, травку,
цветочки ватными палочками. Учить соблюдатьпропорции. Развивать у детей чуткость к восприятию весенней красоты природы. Альбомный лист, гуашь, ватные палочки.
2 Первые цветы Рисование методом примакивания Учить рисовать цветы
методом примакивания кисти. Учить
дорисовывать стебли и листья цветов, солнышко. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие и
мелкую моторику рук. Альбомный лист, гуашь, кисть, салфетки.
3 Осьминожек Рисование ладошками Закреплять умения рисовать ладошками. Учить делать отпечаток ладошки
(рыбка). Учить рисовать водоросли
(вертикальные волнистые линии). Учить
дорисовывать у осьминога глаза.
Развивать творчество, воображение. Альбомный лист, гуашь, салфетки.
4 Звезды в космосе Восковые мелки и акварель Продолжать знакомить с материалами
восковые мелки, акварель, бумага. Учить рисовать звёзды и месяц восковыми
мелками. Продолжать учить закрашивать
фон. Развивать чувство цвета, мелкую моторику рук. Альбомный лист, акварель, восковые мелки.
Май
1 Сирень Рисование пальчиками Упражнять в рисовании пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. Альбомный лист, гуашь, салфетки.
2 Цветочная поляна Оттиск пробкой Продолжать знакомство с техникой печатания пробкой, показать приём получения отпечатка (разных цветов). Развивать творческие способности, воображение. Альбомный лист, гуашь, пробки.
3 Божья коровка Рисование монотипия Упражнять детей техникой монотипия; закрепить понятие «симметрия»; развивать творчество, воображение, фантазию. Альбомный лист, гуашь, кисть, салфетки.
4 Пушистые котята Оттиск смятой бумагой, тычок сухой жесткой кистью Продолжать закрепление умения рисовать методом тычка; расширять знания о домашних животных, прививать любовь к ним. Альомный лист, смятая бумага, жесткая кисть, гуашь.
8 Итоговая диагностика
2.2. Вариативные формы и методы реализации программы
Для реализации программы используется подгрупповая форма работы. Занятия проводятся один раза в неделю. Продолжительность занятий 25 - 30 минут.
Для реализации программы, в зависимости от поставленных задач на занятиях используется сочетание различных методов: наглядные (пример, использование игрового персонажа, показ пособий, показ способов действия); словесные (рассказ, объяснение, указание т д.); практические (упражнение, повтор действий).
Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
2.3. Диагностика результатов освоения программы
Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста
Разделы Уровни развития
Средний Высокий Низкий
Техника работы с материалами Дети знакомы с необходимыми навыками нетрадиционной техники рисования и умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты, но им нужна незначительная помощь. Самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты. Владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их. Оперируют предметными терминами.
Предметное и сюжетное изображение Передают общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Пользуются средствами выразительности. Обладает наглядно-образным мышлением. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается недостаточно качественным. Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержание сюжета. Умело передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит их по величине. Применяет все знания в самостоятельной творческой деятельности. Развито художественное восприятие и воображение. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается качественным. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество.
Декоративная деятельность Различают виды декоративного искусства. Умеют украшать предметы простейшими орнаментами и узорами с использованием нетрадиционной техники рисования. Умело применяют полученные знания о декоративном искусстве. Украшают силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи с помощью нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной техники рисования. Умеют украшать объемные предметы различными приемами.
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная -октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в таблицу.
Ф. И. ребенка Техника работы
с материалами Предметное и сюжетное изображение Декоративная
деятельность
9 5 9 5 9 5
В В В В С В
В В С В С С
В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень - В, средний - С, низкий - Н.
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
Для проведения организованной познавательной деятельности детей необходимо групповое помещение детского сада, оборудованное столами и стульями по количеству детей. В качестве технических средств используются ноутбук, магнитофон,
Для реализации программы «Волшебная акварелька» педагогу потребуются :
Материальные ресурсы:
Лист бумаги;
Гуашь или акварель;
Губка, штампы
Крупная кисть;
Трубочка для выдувания;
Вода в баночке;
Влажная тряпочка;
Салфетки;
3.2. Порядок реализации программы в режиме дня
Программа рассчитана на детей старшего и подготовительного дошкольного возраста. Организованная творческая деятельность проводится с группой детей 1 раза в неделю (во 2-ой половине дня). Продолжительность занятий – 25 - 30 минут. Курс занятий 8 месяцев.
Количество занятий в год -34
Список литературы
1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. : Москва-Синтез; М. : ТЦ Сфера, 2003. – 96с. ; илл.
2. Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения №3/2008; №5,7/2009
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.- 192с. : цв. вкл.
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл.
6. Пастухова Г. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и2 части). Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.
7. Шкидская И. О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/ Д : Феникс, 2008. – 87.