Надежда Сулина
Кружок по пластилинографии «Веселые комочки»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД» Р. П. ОЗИНКИ
Рассмотрено Утверждаю:
На педагогическом совет
МОУ «НОШ р. п. Озинки» Директор МОУ
«НОШ» р. п. Озинки
ПР. №___ от
___20__г. ___Лебедева С. В.
ПР. № ___
От ___20___г.
Кружок художественной направленности «Веселые комочки»
Воспитатель: Сулина Н. В.
1. Пояснительная записка
1.1. Направленность программы
Публикация «Кружок по пластилинографии „Веселые комочки“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Пластилинография, пластилин
- Темочки
Программа кружка по пластилинографии «Веселые комочки» имеет художественно-эстетическую направленность.
1.2. Актуальность
Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, был разработан кружок художественной направленности “Волшебные комочки ”- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.
У ребенка, занимающегося пластилинографией, развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
Такое построение занятий кружка ”Волшебные комочки ” способствует более успешному освоению образовательной программы. В результате дети:
-Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
-В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
-Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
-Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Программа работы кружка пластилинографии «Волшебные комочки» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей среднего дошкольного возраста.
Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка и поддержать его. Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.
Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
2. Содержание реализации программы
2.1. Цель и задачи программы
Цель программы: Развитие художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии.
Задачи:
Обучающие:
-знакомить с новым способом изображения – пластилинографией, основными приемами пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
-формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;
-формировать умение сопоставлять тактильное обследование предмета со зрительным восприятием формы, пропорции и цвета.
Воспитательные:
-воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
-воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус;
-воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
Развивающие:
-развивать у детей интерес к художественной деятельности, к процессу и результатам работы;
-способствовать повышению речевой активности детей;
-развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию, осязание и тактильно-двигательного восприятия, зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги.
2.2. Возраст детей: 3-5 лет.
2.3. Количество обучающихся: подгруппа 7 человек.
2.4. Формы, принципы, методы реализации программы
Формы реализации программы:
По количеству детей участвующих в занятии – совместная групповая (7 человек, индивидуальная.
По особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей – мастерская.
По дидактической цели - комбинированные формы занятий.
Принципы реализации программы:
-Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности;
-Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка;
- Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку из пластилина;
-Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов;
- Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.
Методы реализации программы:
-Наглядные - наблюдение, показ, образец;
-Словесные – беседа, обьяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;
-Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).
2.5. Структура занятия:
1. Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной литературы, пальчиковая гимнастика, физкультурная минутка);
2. Основная часть: объяснение-показ и практическая деятельность;
3. Заключительная часть: подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции, рефлексия.
2.6. Организация итоговых мероприятий:
-Смотры -выставки творческих работ для детей и родителей;
-Открытые занятия для сотрудников детского сада;
2.7. Предполагаемый результат:
-У ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
-Усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;
-Мелкая моторика развита на достаточном уровне;
- Ребёнок умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
2.8. Взаимодействие с родителями:
- Знакомство родителей с целью и задачами кружка на родительских собраниях;
- Консультации для родителей по обогащению сенсорного опыта ребенка, развитию его любознательности, накопления первых представлений о предметном, природном и социальном мире,
-Организация участия детей и родителей в конкурсах и выставках детского творчества.
3. Учебный план
Количество занятий в неделю -1
Количество занятий в месяц - 4
Количество занятий в год - 14
Продолжительность занятий мин. -10-15 минут
Календарно-тематическое планирование кружка «Веселые комочки».
№ занятия Дата проведения Название мероприятия.
план факт
1 занятие 07.03.2018г.
«Волшебный пластилин».
2 занятие 14.03.2018г.
«Украсим кукле платье».
3 занятие 21.03.2018г.
«Воздушные шары».
4 занятие 28.03.2018г.
«Бусы для Люси».
5 занятие 04.04.2018г.
«Овощи для засолки».
6 занятие 11.04.2018г.
«Созрели яблочки в саду».
7 занятие 18.04.2018г.
«Варим варенье».
8 занятие 25.04.2018г.
«Чудо-грибочки».
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
Этап подготовительный
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоить правильную постановку пальца.
-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
-Научиться работать на ограниченном пространстве
Этап основной
- Научиться не выходить за контур рисунка
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
- Научиться доводить дело до конца
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
- Научиться действовать по образцу воспитателя
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
Итоговый - самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
Ожидаемые результаты:
• у ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
• усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;
• мелкая моторика развита на достаточном уровне;
• ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
2. Календарно – тематическое планирование
№1 «Волшебный пластилин» («Поиграй-ка»)
Вводное занятие
Познакомить детей с пластилином, с некоторыми приемами его использования: раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем.
№2 «Украсим кукле платье»
Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.
Продолжать обучать детей, использовать в своей работе несколько цветов пластилина.
Продолжать обучать прикреплять ” горошины” на расстоянии друг от друга.
Развивать мелкую моторику пальцев.
№3 «Воздушные шары»
Закрепить умение. раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.
Формировать умение, прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.
№4 «Бусы для Люси»
Закрепить умение, раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.
Формировать умение, прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.
№5 «Овощи для засолки»
Продолжать формировать умение, раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.
Закреплять умение, расплющивать шарики-помидоры, произвольно располагать их по поверхности.
Закреплять с детьми знания о красном цвете.
№6 «Созрели яблочки в саду»
Формировать умение, детей отщипывать небольшие кусочки красного пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.
Закреплять умение, расплющивать шарики пальцем сверху.
№7 «Варим варенье»
Побуждать детей, передавать в лепке впечатления от окружающего – поспели ягоды.
Закреплять умение, лепить предметы круглой формы, скатывая комочки пластилина красного цвета круговыми движениями ладоней; расплющивать шарики-ягодки на горизонтальной плоскости, произвольно располагая их по поверхности.
№8 «Чудо - грибочки»
Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, ежах и грибах.
Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых объектов, передавая характерные природные особенности и цвет.
Развивать любознательность, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику кистей рук.
5. Литература
1. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М. : Издательство
«Скрипторий 2003г», 2008.
2. Горичева В. С., Нагибина М. И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
3. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».
4. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 1998 г.
5. Интернет ресурсы. https://raskras-ka.com/
6. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. М. : Мозаика-Синтез,2007.
7. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М. : Эксмо, 2006.
8. Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить. М. : Гном, 2005.
9. Гаврина С. Е., Кутявина Н. П. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать - Ярославль: Академия развития, 1997.
10. Бетякова, О. Российский этнографический музей - детям [Текст] : метод, пособие для педагогов ДОУ / О. Бетякова. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-192 с.
11. Грибовская, А. А. Народное искусство и детское творчество [Текст] : методическое пособие для воспитателей / А. А. Грибовская. - М. : Просвещение, 2004.
12. Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает [Текст] / О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева. - М. : Просвещение, 1991.
13. Мелик-Пашаев, А. А. Ребёнок любит рисовать. Как способствовать художественному развитию детей [Текст] / А. Мелик-Пашаев, 3. Новлянская. - М. : Чистые пруды, 2007. - ( Серия: Библиотечка «Первое сентября»).