Елена Фотиева
Занятие по пластилинографии «Писанки»
▼ Скачать + Заказать документы
Информация для родителей
Писанки – искусно расписанные пасхальные яйца. У множества народов яйцо всегда было символом жизни. Силу, заключенную в яйце, чтили, и поэтому всячески пытались это почтение высказать, облекая сырое куриное яйцо в красочные наряды из красок и символов. Орнамент – это не просто рисунки, а определенные письмена, которые несли пожелания ( потому говорят: «писать писанку»).
Публикация «Занятие по пластилинографии „Писанки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пасха, пасхальная тема
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» апрель 2018
В старину считалось, что для приготовления писанок годятся только первородные, непременно оплодотворенные яйца молоденьких курочек, снесенные в марте, в первое воскресенье новолуние. Кроме яиц, нужны были чистый пчелиный воск, живой огонь, новые кисточки для росписи воском, новые салфетки, новые глиняные горшки, а так же зелье для извлечения красок.
Удачей было получить воду из мартовского снега. В новой глиняной посуде мастерица – писанкарка – разводила природные краски, которые специально приготавливала из цветков, листьев, семян, ягод, щепок, кореньев разных растений. Красильное зелье раскладывалось по горшочкам, заливалось водой, несколько часов настаивалось, а затем еще на два-три часа помещалось в теплую печь. Чаще всего кисточкой служили птичье перо, соломинка, разломанная надвое, петушиная вильчатая кость. Либо трубочка, закрепленная с помощью пакли, ниток или тоненькой проволочки на деревянном держачке – березовом или терновом.
К предметам, причасным к приготовлению писанок, никто, кроме самой мастерицы, не смел прикасаться. Приготовление писанок начиналось в основном на четвертой Крестопоклонной неделе Великого поста, когда отмыкались все подземные родники и колодцы, трескался лед на реке и просыпалась пчела. Считалось, что вода земная отмыкает воду небесную. В доме пахло свежим хлебом, настоями трав – лугами, лесами, медами, цветущим садом… Приступать к работе следовало только тогда, когда на душе спокойно, умиротворенно, ничто не беспокоит.
Крашение расписанных воском яиц начиналось с первым ударом колокола. Окунув яйцо в желтую краску, «яблоньку», приготовленную из коры дикой молодой яблони, женщина шепотом трижды произносила священный заговор-молитву. Яйца, окрашенные в желтый цвет, она снова расписывала воском, защищая таким образом части орнамента, которые должны быть желтыми, затем продолжала крашение, но уже в красной краске, и покрывала воском на сей раз те части узора, что должны быть красными, после чего погружала яйца в краску черного цвета, приготовленную из кваса, коры ольхи и ржавого железа. Черная краска готовилась две недели, а яйца выдерживались в ней четырнадцать часов.
Всякая линия на писанке – дуга. Дуги образуют круги и овалы и, перекрещиваясь, делят поверхность яйца на поля. Защищая яйцо знаками-оберегами, писанкарка тем самым защищала свой дом и своих детей. Мысли и чувства мастерицы проникали в яйцо, она запечатывала их воском, изображениями Берегини, Божей руки…
К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи. После крашения, растопив воск на яйцах, мастерица бережно вытирала готовые писанки новенькой полотняной салфеткой. Восковое письмо переходило на полотно, и салфетка обретала чудодейственную силу оберега.
Писанка – яйцо зачарованное : зарей опоясанное, солнцем покрытое, оно становилось олицетворением красоты и гармонии, незыблемого закона мироздания. Не зря в народе есть поверье: «Любовь в мире будет существовать до тех пор, пока расписывают писанки».
Предлагаю вашему вниманию работы детей.