Флюра Исламова
Рабочая программа кружка «Умелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
Кружок «Умелые ручки»
Пояснительная записка
Природный материал – кладовая для развития детского творчества. Работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Публикация «Рабочая программа кружка „Умелые ручки“» размещена в разделах
Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала – труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. Для того чтобы дети могли охотно им заниматься, необходимо развивать фантазию, добрые чувства, а с овладением навыком придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру… В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но вто же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».
Встречи с природой расширяют представления детей, совершенствуют их умения внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
Добавить про детей младшего возраста Развитие мелкой моторики через пальчиковые игры
Цель: Развитие мелкой моторики рук через создание поделок из природного материала.
Задачи:
1) Познакомить детей с природным материалом.
2) Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.
3) Обогащать речь детей.
4) Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять своими движениями.
5) Способствовать развитию эстетических чувств.
Занятия с природным материалом проводятся в I полугодии 1 раз в две недели, во II полугодии 1 раз в неделю. Всего 27 занятий в год. Продолжительность занятий 15 минут.
Диагностика уровня развития мелкой моторики детей проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь-октябрь, итоговая (май).
Программа составлена с учетом реализаций межпредметных связей по разделам:
1) Методическая литература, где используются поделки из природного материала.
2) Экологическое воспитание, где прививаются эстетические чувства, любовь к природе.
Материалы, инструменты, оборудование. Красивые по форме и окраске листья разных деревьев и кустарников (клен, береза, ива, дуб, рябина, шиповник, трав, лепестки цветов, семена (крылатки клена и ясеня, семечки подсолнечника, тыквы, арбуза); цветной картон или бархатная бумага для основы (фона) композиций; клей; клеевые кисточки; калька; пинцеты; салфетки матерчатые и бумажные. Варианты композиций из засушенных осенних листьев (портреты, букеты и сюжеты).
В приложение Подготовка материала.
• Шишки подбирать на влажной почве, чтобы не пересохли и дольше сохраняли форму.
• Хвою собирать зеленую, брать лежащие на земле еловые и сосновые веточки.
• Листья собирать, когда они приобретут красивый цвет, высушивать их в старых журналах или проглаживать утюгом.
• Лесные и грецкие орехи, желуди и каштаны запасать только зрелые, на особо твердой скорлупе сразу же прокалывать отверстия.
• Семена разных растений – крылатки клена и ясеня, арбуза, тыквы, дыни, подсолнуха, косточки фруктов – промыть, высушить и рассортировать по картонным коробочкам.
• Заготовить отдельные части плодов и семян – чешую шишек, кожуру апельсина и лимона, корку арбуза, шелуху лука.
• Ягоды шиповника, рябины, бузины использовать для поделок свежими, поэтому много запасать не надо. Оставшиеся ягоды высушить для мелких деталей – глазок и узоров.
• Камешки, раковины, палочки, перья и пух промоем, высушим и при желании покрасим.
• В детском саду все богатства просушить, разложить по виду и размеру и хранить в «дышащих» емкостях – картонных коробках, бумажных пакетах, деревянных ящиках или в одном ящике с ячейками, чтобы было удобнее рассматривать и выбирать.
Рабочее место. Для работы по изготовлению поделок из природного материала надо создать определенные условия: удобное рабочее место. Стол, за которым будет работать ребенок, должен соответствовать его росту. Лучше всего покрыть стол клеенкой и на каждого ребенка должна быть дощечка.