Папки-передвижки

Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки»

Ирина Катищина
Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск

«Детский сад №116 комбинированного вида»

Принята

на Педагогическом совете №1

31 августа 2018года Утверждаю

Заведующая МДОУ «Детский сад №116 комбинированного вида»

_Апряткина Е. М.

«»___2018г.

Дополнительная общеобразовательная программа

(дополнительная общеразвивающая программа)

«Умелые ручки»

Составитель: Катищина И. А.

Руководитель: Киушкина Т. Н.

Саранск, 2017г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Умелые ручки“» размещена в разделах

Программа дополнительного образования «Умелые ручки» направлена на развитие мелкой моторики рук посредством занятий ручным трудом. В процессе реализации программы «Умелые ручки» у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.

Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребенок должен запомнить последовательность приемов и способов изготовления аппликации, композиции.

Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия.

Изготовление композиций, панно, аппликаций способствуют развитию личности ребенка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремленности, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Дети учатся анализировать собственную деятельность.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Программа основывается на методических разработках Лыковой И. А. «Цветные ладошки».

Программа ориентирована на детей 2-3 лет.

Для успешного освоения программы, занятия проводятся по подгруппам по 8-10 человек в группе. Занятия проводятся один раз в неделю с октября по апрель включительно во второй половине дня. Продолжительность занятия 10 минут.

Цель программы : развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых, а так же в процессе деятельности с различными материалами.

Задачи:

- побуждать детей создавать по подражанию взрослому и по своему желанию эмоциональные, яркие, выразительные образы хорошо знакомых предметов;

- вызывать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций;

-развивать и совершенствовать ручную умелость через укрепление мелкой моторики пальцев рук у детей.

- развивать творческие способности ребенка.

- развивать у детей технические навыки работы с материалами (семена, крупы, бумага, ткань, нити).

Принципы, лежащие в основе программы :

• Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К. Д. Ушинский);

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Содержание, методы и приемы.

Содержание данной программы направлено на выполнение работ с использованием нетрадиционных техник рисования, рисование пластилином, лепка из соленого теста, работы в технике аппликации.

Нетрадиционные техники рисования: рисование ватными палочками, пальчиковая живопись, рисование щеткой, пластилином.

Аппликация: объемная аппликация, аппликация обрывная, бумажная пластика.

Лепка из соленого теста.

В процессе совместной изобразительной деятельности используются различные методы и приемы:

• словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

• наглядные

• практические

• игровые

• рассматривание иллюстраций

• целевые прогулки

• использование ТСО

Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Структура занятия.

Первая часть занятия – упражнения на развитие координации пальцев рук – пальчиковые игры и упражнения. Вторая часть занятия – продуктивная деятельность.

Формы организации обучения.

1. По образцу. Форма организации заключается в том, что детям предлагают образцы поделок из соленого теста, как правило, показывают способы их воспроизведения.

2. По замыслу. Форма организации обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что он будет лепить. Чтобы это деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о объекте, владеть обобщенными способами лепки и искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм лепки- по образцу и по теме.

3. По теме. Детям предлагают общую тематику лепки и они сами создают замысел конкретных поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель организации лепки по заданной теме актуализация и закрепление знаний и умений.

Каждая из рассмотренных форм организации обучения по лепке может оказать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества.

Предполагаемый результат:

1. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.

2. Освоят техники рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации, лепки.

3. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок работ воспитанников в группе.

Учебно-тематический план

Месяц Тема Кол-во занятий минут теория практика

Октябрь Вводное занятие 1 10 3 7

Осень наступила 1 10 3 7

Фрукты на тарелочке (рисование пальчиками) 1

Фрукты на тарелочке (аппликация) 1 10 3 7

Ноябрь «Тили- тили, тесто …»

(лепка- экспериментирование, рисование на тесте)

1

«Цветик – семицветик!»

1 10 3 7

«Веселые мухоморы» (рисование ватными палочками).

1 10 3 7

«Холодный дождь» (рисование пластилином) 1 10 3 7

декабрь «Вот какая ёлочка!» (объёмная аппликация) 1 10 3 7

«На поляну, на лужок тихо падает снежок» (обрывная аппликация) 1 10 3 7

«Праздничная ёлочка» (аппликация, бумажная пластика) 1 10 3 7

«Снеговик» (аппликация из ватных дисков) 1 10 3 7

январь «Вкусное угощение» (лепка из соленого теста) 1 10 3 7

«Колобок покатился по лесной дорожке»

(аппликация с элементами рисования) 1 10 3 7

«Северное сияние» (рисование солью)

1 10 3 7

«Ёлочка» (рисование зубной щеткой)

1 10 3 7

Февраль «Рябина для снегирей» (поделки из бумажной салфетки)

1 10 3 7

«Свитер для папы» (аппликация из крупы)

1 10 3 7

«Лоскутное одеяло» (аппликация из фантиков)

1 10 3 7

«Дети – цветы жизни!» (аппликация, коллективная композиция) 1 10 3 7

Март «Ваза с цветами» (аппликация из макарон с элементами рисования, коллективная композиция.) 1 10 3 7

«Флажки» (аппликация, выкладывание готовых форм) 1 10 3 7

«Вот ёжик – ни головы, ни ножек!» (лепка – экспериментирование) 1 10 3 7

«Праздничный салют» (рисование тычком). 1 10 3 7

Апрель 1. «Аквариум» (пластилинография с элементами аппликации) 1 10 3 7

«Носит одуванчик жёлтый сарафанчик…» (обрывная аппликация) 1 10 3 7

"Пора в космос" (объемная аппликация) 1 10 3 7

«Почки и листочки» (рисование и аппликация) 1 10 3 7

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. «Азбука соленого теста» О. Чибрикова. – М. :Эксмо, 2008. – (Азбука рукоделия).

2. «Объемные картинки» Учебно-методическое пособие для дошкольников. – Спб. : Детство-Пресс: 2010г.

3. «Секреты бумажного листа» Учебное издание «Издательство «Мозаика- Синтез», 2004г.

4. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет» И. А. Лыкова. – Москва, 2011. – Издательский дом «Цветной мир».

5. Амоков В. Б. «Искусство аппликации» М. 2002г.

6. Малышева А. Н., Н. В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль «Академия развития» 2006г. 7. Доронова Т. Н., Якобсон С. Т. «Обучение детей рисованию, лепка, аппликации в игре» М. 1992г. 8. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М. 1991г

7. Т. Г. Казакова «Детское изобразительное творчество»

(Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений) М. 2006г

8. Т. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками» М. 2009г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск

«Детский сад №116 комбинированного вида»

Принята

на Педагогическом совете №1

31 августа 2018года Утверждаю

Заведующая МДОУ «Детский сад №116 комбинированного вида»

_Апряткина Е. М.

«»___2018г.

Дополнительная общеобразовательная программа

(дополнительная общеразвивающая программа)

«Умелые ручки»

Составитель: Катищина И. А.

Руководитель: Киушкина Т. Н.

Саранск, 2017г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дополнительного образования «Умелые ручки» направлена на развитие мелкой моторики рук посредством занятий ручным трудом. В процессе реализации программы «Умелые ручки» у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.

Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребенок должен запомнить последовательность приемов и способов изготовления аппликации, композиции.

Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия.

Изготовление композиций, панно, аппликаций способствуют развитию личности ребенка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремленности, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Дети учатся анализировать собственную деятельность.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Программа основывается на методических разработках Лыковой И. А. «Цветные ладошки».

Программа ориентирована на детей 2-3 лет.

Для успешного освоения программы, занятия проводятся по подгруппам по 8-10 человек в группе. Занятия проводятся один раз в неделю с октября по апрель включительно во второй половине дня. Продолжительность занятия 10 минут.

Цель программы : развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых, а так же в процессе деятельности с различными материалами.

Задачи:

- побуждать детей создавать по подражанию взрослому и по своему желанию эмоциональные, яркие, выразительные образы хорошо знакомых предметов;

- вызывать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций;

-развивать и совершенствовать ручную умелость через укрепление мелкой моторики пальцев рук у детей.

- развивать творческие способности ребенка.

- развивать у детей технические навыки работы с материалами (семена, крупы, бумага, ткань, нити).

Принципы, лежащие в основе программы :

• Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К. Д. Ушинский);

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Содержание, методы и приемы.

Содержание данной программы направлено на выполнение работ с использованием нетрадиционных техник рисования, рисование пластилином, лепка из соленого теста, работы в технике аппликации.

Нетрадиционные техники рисования: рисование ватными палочками, пальчиковая живопись, рисование щеткой, пластилином.

Аппликация: объемная аппликация, аппликация обрывная, бумажная пластика.

Лепка из соленого теста.

В процессе совместной изобразительной деятельности используются различные методы и приемы:

• словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

• наглядные

• практические

• игровые

• рассматривание иллюстраций

• целевые прогулки

• использование ТСО

Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Структура занятия.

Первая часть занятия – упражнения на развитие координации пальцев рук – пальчиковые игры и упражнения. Вторая часть занятия – продуктивная деятельность.

Формы организации обучения.

1. По образцу. Форма организации заключается в том, что детям предлагают образцы поделок из соленого теста, как правило, показывают способы их воспроизведения.

2. По замыслу. Форма организации обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что он будет лепить. Чтобы это деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о объекте, владеть обобщенными способами лепки и искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм лепки- по образцу и по теме.

3. По теме. Детям предлагают общую тематику лепки и они сами создают замысел конкретных поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель организации лепки по заданной теме актуализация и закрепление знаний и умений.

Каждая из рассмотренных форм организации обучения по лепке может оказать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества.

Предполагаемый результат:

1. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.

2. Освоят техники рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации, лепки.

3. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок работ воспитанников в группе.

Учебно-тематический план

Месяц Тема Кол-во занятий минут теория практика

Октябрь Вводное занятие 1 10 3 7

Осень наступила 1 10 3 7

Фрукты на тарелочке (рисование пальчиками) 1

Фрукты на тарелочке (аппликация) 1 10 3 7

Ноябрь «Тили- тили, тесто …»

(лепка- экспериментирование, рисование на тесте)

1

«Цветик – семицветик!»

1 10 3 7

«Веселые мухоморы» (рисование ватными палочками).

1 10 3 7

«Холодный дождь» (рисование пластилином) 1 10 3 7

декабрь «Вот какая ёлочка!» (объёмная аппликация) 1 10 3 7

«На поляну, на лужок тихо падает снежок» (обрывная аппликация) 1 10 3 7

«Праздничная ёлочка» (аппликация, бумажная пластика) 1 10 3 7

«Снеговик» (аппликация из ватных дисков) 1 10 3 7

январь «Вкусное угощение» (лепка из соленого теста) 1 10 3 7

«Колобок покатился по лесной дорожке»

(аппликация с элементами рисования) 1 10 3 7

«Северное сияние» (рисование солью)

1 10 3 7

«Ёлочка» (рисование зубной щеткой)

1 10 3 7

Февраль «Рябина для снегирей» (поделки из бумажной салфетки)

1 10 3 7

«Свитер для папы» (аппликация из крупы)

1 10 3 7

«Лоскутное одеяло» (аппликация из фантиков)

1 10 3 7

«Дети – цветы жизни!» (аппликация, коллективная композиция) 1 10 3 7

Март «Ваза с цветами» (аппликация из макарон с элементами рисования, коллективная композиция.) 1 10 3 7

«Флажки» (аппликация, выкладывание готовых форм) 1 10 3 7

«Вот ёжик – ни головы, ни ножек!» (лепка – экспериментирование) 1 10 3 7

«Праздничный салют» (рисование тычком). 1 10 3 7

Апрель 1. «Аквариум» (пластилинография с элементами аппликации) 1 10 3 7

«Носит одуванчик жёлтый сарафанчик…» (обрывная аппликация) 1 10 3 7

"Пора в космос" (объемная аппликация) 1 10 3 7

«Почки и листочки» (рисование и аппликация) 1 10 3 7

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. «Азбука соленого теста» О. Чибрикова. – М. :Эксмо, 2008. – (Азбука рукоделия).

2. «Объемные картинки» Учебно-методическое пособие для дошкольников. – Спб. : Детство-Пресс: 2010г.

3. «Секреты бумажного листа» Учебное издание «Издательство «Мозаика- Синтез», 2004г.

4. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет» И. А. Лыкова. – Москва, 2011. – Издательский дом «Цветной мир».

5. Амоков В. Б. «Искусство аппликации» М. 2002г.

6. Малышева А. Н., Н. В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль «Академия развития» 2006г. 7. Доронова Т. Н., Якобсон С. Т. «Обучение детей рисованию, лепка, аппликации в игре» М. 1992г. 8. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М. 1991г

7. Т. Г. Казакова «Детское изобразительное творчество»

(Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений) М. 2006г

8. Т. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками» М. 2009г.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная-дополнительная общеразвивающая программа «Техно-детки» «ТЕХНО-ДЕТКИ» Дополнительная образовательная – дополнительная общеразвивающая программа по робототехнике для детей дошкольного возраста.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитбол-гимнастика» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» город Кирсанов Тамбовской области Рекомендовано к.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по интеллектуальному развитию Содержание Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 2 1.1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знайка» [Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Знайка" (ознакомительный уровень) Возраст.

Дополнительная общеобразовательная программа «Готовим пальчики к письму» Дополнительная общеразвивающая программа для детей от 5-6 лет кружка по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста «Готовим.

Дополнительная общеобразовательная программа «Легоград» (4 ступень) ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование программы Дополнительная образовательная программа «Легоград» (4 ступень) (далее - Программа) Руководитель.

Дополнительная общеобразовательная программа «Ловкие пальчики» Пояснительная записка Направленность образовательной программы Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие.

Дополнительная общеобразовательная программа по конструированию и моделированию «Оч. умелые ручки» Пояснительная записка Детское конструирование – это один из видов художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание разнообразных.

Дополнительная общеобразовательная программа «Вышивка шелковыми лентами» Пояснительная записка Программа «Вышивка шелковыми лентами» предназначена для занятий по рукоделию для воспитанников детского дома и учитывает.

Дополнительная общеразвивающая программа по техническому моделированию для детей 6–7 лет «Умелые ручки» Введение. Дополнительная общеразвивающая программа по техническому моделированию «Умелые ручки» составлена на основе реализации творческих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки»
Опубликовано: 22 апреля 2019 в 07:39
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Катищина (УИ 340387) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД