Алла Чернова
Кружок «Росток». Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего возраста. Тематическое планирование
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить уровень развития речи детей через дидактические игры.
Задачи:
Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;
Активизировать словарь, то есть не только знание слов, но и введение их в практику общения;
Обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;
Публикация «Кружок „Росток“, Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего возраста, Тематическое планирование» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Способствовать освоению обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.
Сентябрь
Звуковая культура речи
«Что лежит в лукошке?» : муляжи овощей, фруктов, листики, шишки лежат в лукошке. Дети достают по одному предмету, называют что это и где растет - закрепить названия фруктов, овощей и т. д., уточнить их названия.
«Найди все круглое» : Учить сравнивать, устанавливать сходство и различие предмета по формам).
Две корзины, одна наполнена предметами. Дети перекладывают в пустую корзину предметы, имеющие круглую форму. Называют каждый предмет.
«Кто дольше» - учить подражанию звукам: «у-у-у-у», «о-о-о-о», «и-и-и» и т. п. ;
«Позови цыпленка» - учить детей правильно и чётко произносить звук «Ц» словах и слогах;
Дидактическая игра «Угадай, чей хвост?» - Закрепить знания по темам "Дикие и домашние животные", создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам, закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных, развитие мелкой моторики рук. (настольная)
Развитие связанной речи
«Один-много» : Научить образовывать существительные множественного числа.
Найти и назвать на картинке предметы, которых по одному и которых много.
РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА
Игра «Кот и мыши» - Учить детей говорить стихотворный текст тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.
Подготовительная работа. Приготовить шапочки с изображением кота. Разучить с детьми текст стихотворения.
Краткое описание: Дети ходят по кругу, в центре которого присел на корточки ребенок, изображающий кота. Дети тихим голосом говорят: «Тише, мыши, тише, мыши. Кот сидит на нашей крыше. Мышка, мышка, берегись! И коту не попадись!»
Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми. Пойманные становятся котами.
Методические указания. Следить, чтобы дети не усиливали голос, но и не говорили шепотом.
РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Рассказ «Песня-песенка»
Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха.
Подготовительная работа. Подобрать следующие игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку. Продумать вопросы по рассказу так, чтобы в ответах детей были звукоподражания, которые в нем даны.
Запела девочка песенку. Пела-пела и допела.
- Теперь ты, петушок, пой! - Ку-ка-ре-ку! - пропел петушок.
- Ты спой, Мурка! - Мяу, мяу, - спела кошка.
- Твоя очередь, уточка! - Кря-кря-кря, - затянула утка.
- И ты. Мишка! - Ряв-ряв-р-я-яв! - зарычал медведь.
- Ты, лягушка, спой! - Ква-ква-квак-к-к! - проквакала квакушка.
- А ты, кукла, что споешь? - Ма-а-ма-а-ма! Ма-ма! Складная песенка!
Методические указания. Педагогу следует сопровождать свой рассказ показом игрушек-персонажей; звукоподражания произносить четко, того же добиваться от детей при ответах на вопросы по рассказу.
РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.
«Громко — тихо» - Учить детей менять силу голоса : говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.
Краткое описание:
Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо». Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.
«Где растет?»
Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
Правила игры: разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберет все предметы по местам.
Ход игры: Среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети не участвующие в бригадах проверяют правильность отбора.
После этого объявляется команда–победительница. Игра продолжается с другими командами.
ОКТЯБРЬ
Звуковая культура речи
«Капитаны» - развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук «Ф» на одном выдохе и многократно произносить звук «П» на одном выдохе. Активизация мышц губ.
«Пузырь» - развитие речевого дыхания и звукового аппарата.
«Кто как кричит?» - Развивать речевое внимание детей.
(У мамы птицы был маленький птенец (выставляются картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?
«Чудесный мешочек» - Изучение свойств и признаков предметов, развивают сенсорное восприятие.
На ощупь угадывают предметы, спрятанные в мешке, называют их, вынимают, называют цвет и форму.
Развитие связанной речи
«Что мягкое, что твердое?» - Определять и объединять предметы по качеству. Правильное употребление прилагательных.
Ребёнку предлагается разобрать корзину с игрушками по коробкам, в одну твердые, в другую мягкие.
«Далеко-близко» - Расположение предметов в пространстве по цвету. Активация словаря по теме. Определить, проговорить где «близко», где «далеко». Дается коробка с красными и синими кубиками. Синие нужно отнести далеко, красные положить близко.
«Новая кукла» - Воспитание доброжелательности, внимательного, заботливого отношения к новой игрушке; развитие связной речи.
Описать куклу, рассказать, чем она отличается от остальных игрушек.
«Найди предмет по описанию» - Воспитание произвольного внимания, правильной, связной речи, сообразительности. Выбрать среди карточек предмет, описание которого произнес воспитатель.
РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.
Игра «Идите с нами играть» - Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом.
Подготовительная работа. Подобрать игрушки: мишку, зайку, лису.
Краткое описание: Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоянии 2-3 м от детей расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними.
Методические указания. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
Игра «Чья птичка дальше улетит?» - Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Воспитание длительного направленного ротового выдоха.
Подготовительная работа. Педагог вырезает из тонкой бумаги птичек и ярко раскрашивает.
Краткое описание: На двух столах ставят птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых детей, каждый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дети дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит.
Методические указания. Следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает воспитатель, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.
ЧЕЙ ГОЛОС?
Цель: Образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
Материал: Игрушки: кошка, собачка, курочка, петушок, автомобиль.
Ход игры: В гости к детям приезжают на автомобиле игрушки. Взрослый показывает их (по одной, а дети называют.
Кукареку! Кто это? (Петушок.) Как кукарекает петушок? (Кукареку.)
Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка.) Как кудахчет курочка?
Гав, гав, гав! Кто это? (Собачка.) Как лает собачка?
Мяу, мяу! Кто это? (Кошка.) Как мяукает кошка?
Гав, гав, гав! Чей это голос? (Собачки.) Что она делает? (Лает.)
Мяу, мяу! Чей это голос? (Кошки.) Что кошка делает? (Мяукает.)
Куд-куда, куд-куда! Чей это голос? (Курочки.) Что делает курочка? (Кудахчет.)
Кукареку! Кто это? (Петушок.) Что делает петушок? (Кукарекает.)
Наши друзья»
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные, об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.
Материал: карточки-лото с изображением животных: попугай, рыбки аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т. д. Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т. д., корма.
Ход игры: Карточки-лото раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного.
Для усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим животным.