Ирина Умарова
Кружок «Радужные пальчики» для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»
Перспективный план кружковой работы
по теме: «Радужные пальчики»
для детей старшего дошкольного возраста
(5-6 лет)
Составили:
Трегубова Г. Ф., педагог
дополнительного образования
Умарова И. А., воспитатель
г. Советский
2016-2017 год
Пояснительная записка
Публикация «Кружок „Радужные пальчики“ для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет)» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Кружок умелых пальчиков, мелкая моторика
- Мелкая моторика
- Радуга, радужные идеи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Кружковая работа ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей воспитанников и имеет практическую направленность. Кружок «Радужные пальчики» является составляющей единого образовательного пространства ДОУ и создаётся для детей, с целью развития мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность) А так же помогает подготовить руку ребёнка к письму в школе.
Участниками кружка «Умелые руки» являются воспитанники старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР № 8 «Маленькая страна».
Деятельность кружка может начинаться с началом дополнительной образовательной деятельности Учреждения, т. е. с 1 октября текущего года и заканчивается вместе с окончанием с учебно – воспитательного процесса в Учреждении 31 мая. Тематическое планирование составляется на 2016-2017 учебный год. Длительность занятия на кружковой работе соответствует требованиям СанПиН.
Цели:
1. Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом:
Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;
Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
Произвольное внимание;
Логическое мышление;
Зрительное и слуховое восприятие;
Память, речь детей;
Умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.
Задачи:
-Развивать умение правильно выполнять пальчиками рук различные упражнения.
-Отрабатывать умение достигать хорошего развития мелкой моторики рук, которая подготавливает ребенка к письму.
-Добиваться хорошей подвижности, гибкости кисти рук, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
-Учиться ориентироваться в тетради, на ее листах.
-Отрабатывать навык штриховки.
-Прописывать элементы букв (от простого к сложному) :
а) обвести контур в воздухе;
б) по пунктирам;
в) по опорным точкам;
г) самостоятельное прописывание по образцу.
-Познакомить детей с многочисленными способами штриховки.
Основными формами работы Кружка являются :
-непосредственно образовательная деятельность взрослого с детьми;
-индивидуальная работа с детьми;
-консультации для родителей по вопросам воспитания, обучения и развития детей в рамках кружковой работы дополнительного образования.
Документация.
Тематическое планирование кружковой работы;
Табель учета посещаемости;
Инструктаж по технике безопасности
Организация занятий.
Занятия проводятся с детьми 5-6 лет (16 человек, 1 раз в неделю. Форма работы групповая. Расписание кружка : занятие проводится совместно педагогом дополнительного образования с воспитателем в первую половину дня, 1 раз в неделю (понедельник).
Количество занятий — 31. Длительность одного занятия — 20-25 минут. Для реализации задач кружковой работы необходима рабочая тетрадь.
Структура занятия:
Организационная часть (готовность к выполнению заданий).
Основная часть (самостоятельное выполнение заданий).
Заключительная часть (самооценка, разбор ошибок и исправления).
Месяц Дата
по плану Дата по факту Лексическая тема Содержание Виды деятельности
Октябрь 03.10 Деревья Работать над координацией движений с речью;
Упражнять в умении строить свою деятельность по словесной инструкции педагога. В ориентировке на листе бумаги. Пальчиковая гимнастика, ориентировка на бумаге.
Самомассаж кистей рук и пальцев
10.10 Листья Работать над развитием координации речи с движениями;
Продолжать формировать графические умения и навыки. Пальчиковая гимнастика, обводка по трафаретам, раскрашивание листьев.
17.10 Грибы Работать над развитием мелкой моторики и тактильной чувствительности;
Совершенствовать графические навыки, упражнять в штриховке в горизонтальном и вертикальном направлении. Пальчиковая гимнастика, заштриховывание грибов в разном направлении.
Массажный мяч
24.10 Овощи, фрукты Продолжать работу над развитием общей и мелкой моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи;
Развивать зрительное восприятие, работать над развитием фонематического слуха;
Развивать внимание и память. Пальчиковая гимнастика, выкладывание овощей и фруктов из геометрических фигур по образцу. Самомассаж кистей рук и пальцев
31.10 Хлеб Работать над развитием фонематического слуха;
Тренировать мышцы рук;
Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти мышления, воображения. Слуховой диктант, самомассаж пальцев и кистей рук, лепка из соленого теста хлебобулочных изделий.
Ноябрь 7.11 Части тела Упражнять в выкладывании фигурок из палочек по образцу;
Совершенствовать зрительную и слуховую память; Пальчиковая гимнастика, выкладывание фигурок из счетных палочек, письмо по клеточкам.
14.11 Перелетные и зимующие птицы Продолжать работу над развитием общей и мелкой моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи;
Развивать зрительное восприятие, работать над развитием фонематического слуха;
Развивать внимание и память. Пальчиковая гимнастика, выкладывание птиц из геометрических фигур по образцу. Самомассаж кистей рук и пальцев
21.11 Домашние птицы Совершенствовать графические умения и навыки;
Работать над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости, упражнять в понимании зеркального пространства. Пальчиковая гимнастика, «Теневые игры», графический диктант.
28.11 Дни недели Работать над развитием координации движений с речью;
Продолжать формировать графические умения и навыки;
Развивать фонематический слух. Пальчиковая гимнастика, самомассаж пальцев и кистей рук, письмо по клеточкам.
Декабрь 5.12 Дикие животные Работать над развитием мелкой моторики и тактильной чувствительности;
Учить детей показывать сказку руками. Пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, Самомассаж кистей рук и пальцев.
12. 12 Части суток Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, мышления;
Упражнять в выкладывании цветных полосок по словесной инструкции. Пальчиковая гимнастика, выкладывание с помощью цветных полосок на столе временных понятий утро-день, вечер-ночь.
19.12 Транспорт Работать над развитием зрительных функций, координации движений с темпом речи;
Совершенствовать графические умения и навыки; Пальчиковая гимнастика, обводка по контуру машины и раскрашивание ее.
26.12 Зима. Новый год. Продолжать работать над развитием мелкой моторики;
Развивать зрительно-моторные функции;
Обучать умению ловко обращаться с карандашом. Пальчиковая гимнастика. Обводка по пунктирным линиям елки и рисование на ней гирлянды.
Январь 16.01 Зимние развлечения Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений в соответствии с темпом речи;
Упражнять в ориентировке на листе, учить сопровождать свои действия словами. Пальчиковая гимнастика, Ориентировка на листе.
23.01 Домашние животные Упражнять в выкладывании фасоли по контурному изображению;
Совершенствовать графические навыки через штриховку различными способами.
Пальчиковая гимнастика, штриховка различными способами, «Теневая игра».
30.01 Бытовая техника Продолжать работу над развитием общей и мелкой моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи;
Развивать зрительное восприятие, работать над развитием фонематического слуха;
Развивать внимание и память. Пальчиковая гимнастика, выкладывание посуды из разрезных картинок. Выполнение фигурок по словесному описанию (мелкая моторика пальцев
рук) : «стол», «стул».
Февраль 06.02 Наш дом
(жилища народов России - чум, иглу, юрта) Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи;
Работать над развитием внимания, памяти, мышления, воображения. Пальчиковая гимнастика, упражнять в выкладывании фигуры из геометрических фигур.
13.02 Живые, неживые объекты Продолжать развивать зрительное восприятие, фонематический слух;
Совершенствовать графические умения и навыки. Пальчиковая гимнастика, упражнения в парах, мозайка.
20.02 23 февраля Продолжать работать над развитием зрительно-моторных интеграций, упражнять в координации движений с речью;
Развивать формировать графические умения и навыки. Пальчиковая гимнастика, Ориентировка на листе.
27.02 Транспорт
(кто чем управляет) Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики;
Совершенствовать зрительную и слуховую память; Самомассаж пальцев и кистей рук, пальчиковая гимнастика, ниткография.
Март 06.03 Мамин праздник Развивать фонематический слух;
Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, мышления. воображения. Пальчиковая гимнастика, украшение открытки для мамы.
13.03 Семья Совершенствовать и закреплять графические умения и навыки;
Развивать зрительно-пространственное восприятие; Пальчиковая гимнастика, «Теневая игра».
20.03 Мебель Упражнять в умении строить свою деятельность по словесным инструкциям;
Развивать общую и мелкую моторику, упражнять в координации движений рук. Пальчиковая гимнастика. Обводка по контуру, соедини точки одной линией, чтобы получился рисунок.
20.03 Город Совершенствовать графические умения и навыки;
Закреплять умение ориентироваться в макро и-микропространстве. Самомассаж, пальчиковая гимнастика, продолжи штриховку в разных направлениях.
Апрель 03.04 Профессии Работать над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости;
Формировать графические умения и навыки;
Развивать внимание, память, мышление. Пальчиковая гимнастика, игра «Хлопни в ладоши на нужный звук и слог», графический диктант.
10.04 Космос Упражнять в выкладывании геометрических фигур по образцу;
Совершенствовать графические умения и навыки. Пальчиковая гимнастика, выкладывание из геометрических фигур ракеты по образцу, раскрашивание ракеты
17.04 Времена года Закреплять умения ориентироваться в пространстве;
Продолжать работать над развитием зрительных функций, координации движений с темпом речи. Пальчиковая гимнастика, соедини точки одной линией так, чтобы получился рисунок.
24. 04 Весна Развивать психические процессы: внимание, памяти, мышления;
Развивать мелкую моторику. Пальчиковая гимнастика, самомассаж, собери разрезные картинки.
Май 15.05 Цветы Развивать общую и мелкую моторику, координации движений в соответствии с текстом;
Развивать зрительное восприятие. Пальчиковая гимнастика, выкладывание цветка с помощью мозайки по образцу.
22.05 9 мая Развивать фонематический слух;
Развивать внимание, мышление;
Совершенствовать графические умения и навыки. Пальчиковая гимнастика, самомассаж, штриховка в разных направлениях.
29.05 Насекомые Совершенствовать графические умения и навыки;
Упражнять в работе с трафаретами и шаблонами. Пальчиковая гимнастика, обводка по трафарету и раскрашивание бабочки.