Елена Крякина
Кружок по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Умка»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Сенсорное развитие, направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Публикация «Кружок по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста „Умка“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Медвежонок Умка
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Цель: изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают дошкольников.
Задачи:
- формировать представление о форме, величине и цвете;
- развивать познавательный интерес, закрепить сенсорные эталоны;
-воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением и их свойствами;
- помочь ребенку получить первые представления о различных материалах;
- формировать представления о простейших перспективных действиях, учить правильно применять данные действия;
- развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действие, качества и свойства.
Таким образом в каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью. Следовательно, сенсорное воспитание означает совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов.
Актуальность.
Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие. Очень важно понимать, как родителям, так и педагогам, что сформированные в дошкольном возрасте сенсорные способности детей способствуют их умственному развитию и успешному обучению в школе.
Особенности сенсорного развития детей.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Сенсорное воспитание в период раннего детства - основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают "сенсорный голод", ведущий к значительным задержкам общего развития. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение ("маленькое" - это то, что можно схватить одной рукой, "большое" - двумя руками, "круглое" - то, что охватывается всей ладошкой, "квадратное" - то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и тому подобное).
На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего, белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.
Умение рассматривать, воспринимать явления и предметы формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо чётко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл особенно становится понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.
В процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются или уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов.
Итак, основные задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста :
1) формирование у детей систем перцептивных действий;
2) формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
3) формирование умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
Задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста тесно связаны с содержанием работы по данному вопросу. Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем свойств и признаков предметов, которые ребёнок должен постичь на протяжении дошкольного возраста.
Настоящие занятия разработаны на основе основной образовательной программы ДОУ, основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/ - в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей младшего дошкольного возраста.
Занятия определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей 1 младшей группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Они позволяет комплексно решать задачи ФГОС ДО, обеспечивает системную подготовку детей к следующей ступени образования.
Занятия сочетают традиции российской дошкольной педагогики и новации в системе дошкольного образования, реализуется на государственном языке РФ.
Реализация занятий поддерживается программами повышения квалификации, консультативным сопровождением методической службы детского сада, обучающими семинарами.
Занятия позволяют поддерживать атмосферу положительного эмоционального благополучия в группе.
Занятия обеспечивают развитие личности детей младшего возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Содержание занятий включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям:
• физическое развитие;
• социально - коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие.
Согласно ФГОС занятия направлены на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Содержание программы отражает следующие аспекты образовательной среды:
• Предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
• Характер взаимодействия с взрослыми;
• Характер взаимодействия со сверстниками;
• Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Созданная в группе развивающая образовательная среда направлена:
• На охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
• Обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
• Способствует профессиональному развитию воспитателей;
• Создает условия для развивающего вариативного образования малышей;
• Обеспечивает открытость дошкольного образования;
Рабочая программа, по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста составлена по следующим нормативно-правовым актам:
• федеральные нормативные документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ "Об образовании в РФ" п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48
- Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013г № 466 (Собрание законодательства РФ, 2013, №23,ст 2923;№33,ст4386; №37, ст. 4702,пунктом 7 правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов.
-Конституция РФ и законодательство РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребенка
- ОП для детей дошкольного возраста МБДОУ детский сад №1 «Лесная сказка» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы».
- Перечень пособий, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России, утверждённый Приказом Министерства образования Московской области
• локальные акты образовательного учреждения:
- Устав МБДОУ детский сад №1 «Лесная сказка»;
Календарно-тематическое планирование.
Данное планирование содержит примерные темы игр-занятий по сенсорному развитию в рамках непосредственно организованной образовательной деятельности в течение года. Занятия проводятся 1раз в неделю, во второй половине дня. Занятие длится не более 10 минут каждое. Для занятий дети могут браться подгруппами по 3-4 чел. Всего в план входит 25 игр-занятий.
Месяц/день недели Направленность игр-занятий Тема занятия Цель
Сентябрь. Дидактическая игра на развитие тактильных ощущений. Занятие№1 игры с тестом «Шлёпаем ладошками». Познакомить детей с тестом и умением играть с ним: шлепать по нему ладошками, прятать в тесте предметы и доставать их из теста, надавливать на шарик из теста пальчиком.
Дидактическая игра-занятие на закрепление цвета. Занятие №2 «Спрячь мышку». Ознакомление детей с пятью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета.
Октябрь. Дидактическая игра-занятие на закрепление формы. Занятие № 3 «Найди предмет указанной формы». Ознакомление детей с основными формами круг и треугольник.
Дидактическая игра-занятие на закрепление величины. Занятие № 4 «Мячики». Ознакомление детей с основными величинами: большой, маленький, средний.
Дидактическая игра-занятие на развитие тактильных ощущений. Занятие № 5 «Определи на ощупь». Определение различных качеств поверхностей на ощупь.
Дидактическая игра-занятие на закрепление цвета. Занятие № 6 «Разноцветные комнаты» Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от дру-гих признаков предметов
Ноябрь. Дидактическая игра-занятие на закрепление формы. Занятие № 7 «Из каких фигур состоит машина?» Определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины.
Дидактическая игра-занятие на закрепление величины. Занятие № 8 «Куклы, мишки трех размеров».
Закрепление знаний основных величин.
Дидактическая игра-занятие на развитие тактильных ощущений. Занятие № 9 «Чудесный мешочек». Нахождение знакомых предметов на ощупь.
Дидактическая игра-занятие на закрепление цвета. Занятие № 10 «Посади бабочку на свой цветочек» Учить различать основные цвета, учить соотносить предметы по цвету.
Декабрь. Дидактическая игра-занятие на закрепление формы. Занятие № 11 «Найди предмет такой же формы» Учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.
Дидактическая игра-занятие на закрепление величины. Занятие № 12 «Три квадрата» Обучение способам соотнесения предметов по величине (наложение и при-ложение).
Дидактическая игра-занятие на развитие тактильных ощущений. Занятие № 13 «Платочек для куклы» определение фактуры материала на ощупь.
Дидактическая игра-занятие на закрепление цвета. Занятие № 14 «Снеговики» Развивать мелкую моторику рук, закреплять основные цвета. Учить закручивать и раскручивать пробки.
Дидактическая игра-занятие на закрепление формы. Занятие № 15 «Салфетки» Ознакомление детей с треугольником, овалом, прямоугольником и их названиями. Обучение приему обследования формы - обведению пальцем контура фигуры.
Январь. Дидактическая игра-занятие на закрепление величины. Занятие № 16 «Построим башню» Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами.
Дидактическая игра-занятие на развитие тактильных ощущений. Занятие № 17 «Найди пару» Нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь.
Дидактическая игра-занятие на закрепление цвета. Занятие № 18 «Окраска воды» Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: "светлый" "темный", "светлее" "темнее"
Февраль. Дидактическая игра-занятие на закрепление формы. Занятие № 19 2
«Составь целое из частей» Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу.
Дидактическая игра-занятие на закрепление величины. Занятие № 20 «Кто выше?» Обучение правилу соизмерения объектов с использованием единой точки отсчета.
Дидактическая игра-занятие на развитие тактильных ощущений. Занятие №21 «Холодно - тепло – горячо» Определение температуры воды на ощупь.
Март.
Дидактическая игра-занятие на закрепление цвета. Занятие № 22"Вышиваем ковер". Обучение детей подбору предметов по слову, обозначающему цвет.
Дидактическая игра-занятие на закрепление формы. Занятие № 23 «Определи форму предмета» Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы.
Дидактическая игра-занятие на закрепление величины. Занятие № 24"Достроим домики". Развитие глазомера детей.
Итоговое дидактическое игра-занятие. Занятие №25 «Мишка в детском саду». Закрепить у детей знания цвета, формы, величины.
Планируемые результаты.
- овладевает активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; проявляет интерес к стихам;
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
Список использованной литературы:
1. Башаева, Т. Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов / Т. В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 240с.
2. Буянова, Р. Сенсорное развитие детей /Р. Буянова //Социальная работа. – 2006. - №12. – С. 32.
3. Вартан, В. П. Сенсорное развитие дошкольников / В. П. Вартан. – Мн. : БрГУ, 2007. – 150с.
4. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М. : Просвещение, 2008. – 144с.
5. Воспитание и развитие детей раннего возраста : Пособие для воспитателей дет. сада / В. В. Гербова, Р. Г. Казакова, И. М. Кононова и др. – М: Просевщение, 2006. – 192с.
6. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами до трех лет [Текст] / Т. В. Галанова. – Ярославль: Академия развития, 2006. - 240с.
7. Галигузова, Л. Н., Мещерякова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. – М. : :Владос, 2007. – 304с.
8. Дубровская, Н. В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста /Н. В. Дубровская// Дошкольная педагогика. – 2003. – №6 (15) – С. 21 – 26.
9. Ерофеева, Т. И. Современные образовательные программы для дошкольников [Текст] / Т. И. Ерофеева. – М. : Академия, 2009. – 344с.
10. Запорожец, А. В. Сенсорное воспитание дошкольников / А. В. Запорожец. – М. : Просвещение, 2003. – 98с.
11. Курашова, Р. А. Сенсорное развитие дошкольников / Р. А. Курашова. – М. : Новое знание, 2006. – 345с.
12. Маханева, М. Д., Рещикова, С. В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет / М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. – М. : ООО ТЦ Сфера, 2008. – 96с.
13. Мусейибова, Т. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста /Т. Мусейибова // Дошкольное воспитание. – 2012. - №3 – С. 36-41.
14. Мутагорова, С. Н., Безуглая, И. Г. Сенсорная комната : новые возможности использования/С. Н. Мутагорова, И. Г. Безуглая//Воспитатель ДОУ. – 2010. - №9 – С. 7.
15. Нечаева И. Ю. Система сенсорного развития детей/ Л. А. Медведева// Справочник старшего воспитателя. – 2010. - №1 – С. 58.
16. Плеханов А., Морозова О., Манасеина М. М. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста/ А. Плеханов, О. Морозова, М. М. Манасеина//Дошкольное воспитание. – 2005. - №7. – С. 31-35.
17. Плеханов А., Морозова О. Создатель детского сада и основоположник дошкольной педагогики // Дошкольное воспитание. -1995. - №7. - С. 64-67
18. Поддъяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. Н. Н. Поддъякова, В. И. Аванесовой. – М. : Просвещение, 2006. – 192с.