Мальвина Чернова
Кружок «Радужная аппликация»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 «Журавленок»
г. Новочебоксарск Чувашской Республики
План работы кружка
(для детей 2-3лет)
Составила: воспитатель
Чернова Мальвина Владиславовна
Новочебоксарск – 2020 г.
Содержание:
1. Пояснительная записка…. …3
1.1 Направленность кружковой работы. 3
1.2 Актуальность и новизна. 3
1.3 Цель и задачи…. 4
Публикация «Кружок „Радужная аппликация“» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Изостудия, кружок ИЗО
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Поделки. Мастерим с детьми
- Радуга, радужные идеи
- Темочки
1.4 Принципы, в соответствии с которыми строится работа кружка. 4
1.5 Этапы реализации кружковой работы. 5
1.6 Организация работы кружка. 5
1.7 Формы и методы, используемые в работе кружка. 5
1.8 Условия реализации плана кружковой работы. 6
1.9 Работа с родителями. 6
1.10 Формы подведения итогов по реализации плана работы кружка. 6
1.11 Реализация работы кружка обеспечена демонстрационным и раздаточным материалом. 7
2. Содержание кружковой работы. 7
2.1 Календарно-тематический план. 7
2.2 Список литературы. 17
1. Пояснительная записка.
1.1 Направленность кружковой работы :
Предлагаемый план имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. План предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Предназначен для работы с детьми 2- 3 лет.
1. 2Актуальность и новизна:
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Работа с бумагой открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения. А также имеет огромное значение для мелкой моторики. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем, так как слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.
Данное направление в работе с детьми я выбрала потому, что считаю его актуальным, важным и необходимым, так как по наблюдениям за детьми отмечаются невысокие показатели умений детей и развития мелкой моторики рук.
Новизна данного плана заключается в рассматривании аппликации как одной из форм наиболее раннего начала подготовки воспитанников к обучению в школе.
Проводя с ребенком занятия аппликацией, нужно учитывать, что в силу своих возрастных особенностей дети 2-3 лет довольно неусидчивы и нетерпеливы, им трудно подолгу удерживать внимание. Поэтому необходимо постараться использовать методики, которые рассчитаны на детей раннего возраста, подобрать темы, близкие малышам (игрушки, животные, продукты питания, одежда и т. п.) и заранее подготовить необходимый материал. Тогда ребенок сможет быстро и без особых усилий поучаствовать в увлекательном процессе и получить наглядный результат, что будет способствовать формированию положительного отношения к занятиям аппликацией.
1. 3 Цель и задачи:
Цель: развитие творческой активности и здоровьесберегающих навыков в процессе использования техники работы с бумагой, картоном, ватой, ватными дисками, природным материалом и др.
Задачи:
1. Учить новым приемам в работе с бумагой (обрывание, скатывание в комок, скручивание в жгутик, салфеткой, ватой и другими материалами.
2. Обогащать сенсорные впечатления (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги и других материалов).
3. Укреплять здоровье детей через развитие мелкой моторики рук при работе с бумагой, картоном, ватой, салфетками, природным материалом и прочими материалами для аппликации.
4. Закреплять связи между мыслительной деятельностью и восприятием окружающего мира (дать знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, а также интегрированные знания о природе и человеке).
5. Развивать сенсорное восприятие окружающих предметов через цвета, формы, размеры.
6. Развивать память и речь (расширение активного и пассивного словаря детей).
7. Развивать умение общаться, договариваться между собой, действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату.
8. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
9. Воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность.
10. Вызвать интерес к действиям с бумагой, картоном, ватой, салфетками, крупой и прочими материалами для аппликации.
1.4 Принципы, в соответствии с которыми строится работа кружка :
Принцип систематичности - непрерывность, планомерность всего курса занятий.
Принцип постепенности - использование правил: “от известного к неизвестному”, “от простого к сложному”.
Принцип индивидуальности - при работе учитывать физиологическую и психологическую стороны развития каждого ребенка.
Принцип доступности - материал должен быть легким, гарантирующим свободу в учении и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил детей. Умелое соблюдение принципа доступности - залог оздоровительного эффекта.
Принцип чередования нагрузки - предупреждение утомления детей, чередование нагрузки и отдыха.
Принцип зрительной наглядности - демонстрация действий с материалом (бумагой, салфетками и др.).
Принцип предоставления выбора (материалов, способов выполнения и др.).
1. 5 Этапы реализации:
Сроки реализации - 1 год (сентябрь 2020 г. - май 2021 г).
1 этап - Диагностический(1, 2 недели сентября).
2 этап - Подготовительный (3, 4 недели сентября).
3 этап - Основной (октябрь - 1,2, 3 неделя мая).
4 этап - Заключительный (4 неделя мая) - подведение итогов, планирование на следующий год.
1.6 Организация работы кружка :
Занятия проводятся 1 раз в неделю - во вторую половину дня.
За год - 33 занятия. Длительность 9-10 минут.
1. 7 Формы и методы:
Основные методы, которые используются в работе - это стимуляция и мотивация деятельности и организационно-практические методы.
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование стихов и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
1. 8 Условия реализации:
На занятия берутся 8-10 детей II группы раннего дошкольного возраста.
Для проведения занятий имеются 2-3 детских столов, 8-10 детских стульев (высота мебели подбирается в соответствии с СанПин).
1. 9 Работа с родителями:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития у детей художественного творчества;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Планируются мероприятия:
- Индивидуальные беседы о творческих достижениях детей.
- Консультации по развитию творческих способностей детей посредством аппликации.
-Выставки детских работ для родителей.
1. 10 Формы подведения итогов:
Предполагаемый результат:
Решение задач данной программы поможет детям согласовать свои усилия и действия, передать образ предмета, явления окружающего мира. Освоить навыки работы с клеем, бумагой, салфетками, крупами и другими материалами, и самое главное, развить мелкую моторику пальцев рук, воображение, самостоятельность. Проявить творческую активность детей и развить уверенность в себе.
Итоги реализации программы:
Использование лучших работ в оформлении интерьера групп, ДОУ, организация выставок детских работ, участие детей в творческих конкурсах, отчет для родителей в форме презентации, выставки.
1.11 Реализация работы кружка обеспечена демонстрационным и раздаточным материалом:
иллюстрации, картины, раздаточный материал, демонстрационные (макеты, муляжи, модели, клей, клеевые кисти, матерчатые салфетки (тряпочки, клеенки, бумага и картон разной текстуры и размера, вата и ватные диски, природный материал (листья и крупы, самоклеящаяся бумага, гофрированная бумага, двухсторонний скотч, бумажные тарелки.
2. Содержание кружковой работы
2.1 Календарно - тематический план образовательных мероприятий на 2020-2021 учебный год
№ п/п Дата Тема Задачи Материал
1. 28 сентября-2 октября Знакомство с аппликацией Вызвать у детей интерес к аппликации; начать обучать умению пользоваться клеем, кистью, тряпочкой; обучать приемам и последовательности выполнения аппликации; познакомить с силуэтными картинками как видом изображений предметов: рассматривание, обведение пальчиком, обыгрывание.
Картонные силуэты животных (медвежонок, зайка, лиса, ежик, домик, елка, листы бумаги формата А5, клей, кисточки, тряпочки, клеенка.
2. 5 – 9 октября Вот какие у нас листочки! Познакомить детей с листьями деревьев, растущих на территории детского сада; обучать составлению коллективной аппликации из осенних листьев с разных деревьев; вызвать интерес к рассматриванию и сравнению листочков; помочь освоить техники наклеивания; развивать зрительное восприятие.
Кусок обоев 1- 1,5 м голубого цвета, красивые осенние листочки (собранные детьми на прогулке и просушенные педагогом, клей, кисточки, тряпочки, старые газеты или клеенка большого размера.
3. 12 – 16 октября Консервируем
огурцы и помидоры Обучать детей наклеивать готовые формы в определенных частях основы-листа согласно образцу; закреплять знания о круглых и овальных формах предметов, знания детей об овощах (помидоры и огурцы, их цвете; развивать мелкую моторику, усидчивость.
Муляжи помидоров и огурцов, готовые силуэты помидоров и огурцов, силуэты банки, клей, кисточки, тряпочки, клеенка.
4. 19 – 23 октября Шарики воздушные, ветерку послушные Развивать умение детей различать основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий; познакомить с самоклеящейся бумагой; развивать внимание, самостоятельность.
Воздушные шары разных цветов, альбомные листы с нарисованными цветными ниточками; силуэты шариков из самоклеящейся бумаги.
5. 26 – 30 октября Дедушка-гриб Познакомить детей со строением грибов; совершенствовать умение составлять аппликацию и наносить клей на детали. Развивать точность и координацию движений.
Игрушка-гриб, 1/2 альбомного листа, вырезанные из цветной бумаги заготовки: трава, детали гриба; клей, кисточки, тряпочки, клеенка.
6. 2 – 6 ноября Морковки для зайчонка Познакомить детей с двухсторонним скотчем и его свойствами; обучать детей умению раскладывать морковки на одинаковом расстоянии друг от друга; развивать глазомер, наблюдательность.
Муляжи моркови, игрушка зайца, готовые силуэты моркови из картона, полоски коричневого картона шириной 5 см и длиной 15 см с наклеенным на них двухсторонним скотчем.
7. 9 – 13 ноября Коврики
Побуждать детей к самостоятельному составлению узора (на полосе) с чередованием кругов по размеру; продолжать воспитывать интерес к аппликации; совершенствовать усвоенные ранее навыки наклеивания. По одной полоске бумаги (5 см x 20 см) с надрезанными с двух сторон краями в виде бахромы на каждого ребенка, по 3 кружочка синего цвета (2 см, по 4 кружочка синего цвета (3 см, кисти, клей, клеенки, тряпочки.
8. 16 – 20 ноября Пушистая тучка Вовлекать детей в сотворчество с педагогом: разрывать салфетки на кусочки, сминать в комочки и приклеивать на силуэт тучки; развивать мелкую моторику, усидчивость.
Салфетки голубого цвета, силуэты тучек, клей, кисточки, клеенка, тряпочки.
9. 23 – 27 ноября Веселый цирк Обучать детей наклеиванию готовых форм, сочетая цвет фигуры (круга) с цветом нарисованного контура на основе; развивать умение различать предметы по цвету; совершенствовать знания детей о форме (круг). Игрушка-слоник, бумага А4 с изображением дрессированного слона посередине и нарисованными цветными контурами кругов, готовые формы (цветные круги-вкладыши одного диаметра, клей, кисточки, клеенка, тряпочки.
10. 30 ноября – 4 декабря Веточка рябины Познакомить детей с рябиной; обучать последовательной работе: рвать салфетки на кусочки, скатывать их в комочек, обмакивать в клей и прикладывать близко друг к другу; развивать цветовое восприятие; воспитывать самостоятельность. 1/2 альбомного листа с нарисованными веточками рябины (кисть, красные бумажные салфетки, клей в розетках, кисточки, тряпочки, клеенка.
11. 7 – 11 декабря Мы – милашки, куклы-неваляшки Обучать детей работе с готовыми формами, располагая их в определенной последовательности, опираясь на образец; развивать умение различать круги по размеру; воспитывать самостоятельность. Игрушка-неваляшка, альбомного листа, круги диаметром 6 см, 4 см, 2 круга диаметром 2 см (одинакового цвета, белые круги диаметром 3 см, клей, кисточки, клеенка, тряпочки.
12. 14 – 18 декабря Оденем куколку Познакомить детей с предметами одежды (футболка, юбка, шорты, шарф, шапка); развивать наблюдательность, умение подбирать предметы по цвету; воспитывать желание помогать. Картонные куклы с наклеенной на них полоской двухстороннего скотча, наклеенного вертикально; готовые силуэты футболок, юбок, шорт из картона; вырезанные из картона разных цветов предметы верхней одежды (платье, куртка, пальто, комбинезон) и пуговицы соответствующих цветов (3 шт.) – для предварительной работы.
13. 21 – 25 декабря Вагончики Познакомить детей с квадратом и предметами квадратной формы; воспитывать умение ритмично располагать квадраты на полосе; совершенствовать умение пользоваться кисточкой и тряпочкой; воспитывать отзывчивость, сочувствие к игровым персонажам. Игрушка-поезд, бумажные квадраты желтого цвета со сторонами 3 см; альбомного листа, разрезанного по длине, клей, кисточки, клеенка, тряпочки.
14. 28 – 31 декабря Праздничная елочка Учить детей создавать образ нарядной праздничной елочки на основе незавершенной композиции (силуэта елки); продолжать обучать элемента бумажной пластики: разрывать креповую бумагу на кусочки, сминать их в комочки, приклеивать на силуэт елки хаотично или упорядоченно; развивать чувство формы, цвета, ритма. Силуэт елки из картона, креповая бумага разного цвета, клей, клеенка.
15. 11 – 15 января Домики Познакомить детей с треугольником; продолжать воспитывать интерес к аппликации; вызвать желание выполнить красивое изображение домика; развивать самостоятельность. Листы бумаги А4, готовые формы для изображения домика (квадраты – дом, окошко; треугольники – крыша, клей, кисточки, клеенка, тряпочки.
16. 18 – 22 января Дома и деревья в снегу Познакомить детей с техникой выполнения аппликации с помощью ватных дисков; развивать внимание, усидчивость, творческие способности. Лист картона синего цвета, на котором наклеены дом квадратной формы и ствол дерева прямоугольной формы, ватные диски (целые и разрезанные пополам, клей, кисточки, тряпочки, клеенка.
17. 25 – 29 января Мячики Продолжать обучать детей работе с готовыми силуэтами предметов и клеем; развивать чувство ритма, внимание; воспитывать самостоятельность. Листы альбома с нарисованными мальчиком или девочкой, вырезанные из плотной цветной и журнальной бумаги круги двух размеров (мячики, клей, кисточки, тряпочки, клеенка.
18. 1 – 5 февраля Снеговичок Продолжать обучать детей работе с ватными дисками; развивать умение различать предметы по размеру; воспитывать терпение, усидчивость. альбомного листа, ватные диски двух размеров, силуэты ведерка, клей, кисточки, тряпочки, клеенка.
19. 8 – 12 февраля Бутерброд Продолжать знакомить детей с силуэтной аппликацией; учить располагать предметы правильно (в определенном месте); развивать внимание, наблюдательность. листа альбома с нарисованным кусочком хлеба, вырезанные из цветной бумаги или журналов (или распечатанные на цветном принтере) кусок колбасы, сыра, кружочек помидора или огурца, клей, кисточки, тряпочки, клеенка.
20. 15 – 19 февраля Открытка для папы «Самолетик в небе» Познакомить детей с оригами; развивать чувство композиции; вызвать желание сделать подарок для папы; воспитывать самостоятельность. Листы картона голубого цвета, сложенные пополам; готовые самолетики, сложенные в технике оригами; силуэты облаков белого цвета; двухсторонний скотч, клей, кисточки, клеенка, тряпочки.
21. 24 – 26 февраля Белый барашек Познакомить детей с техникой работы с манной крупой; развивать мелкую моторику, внимание, аккуратность; вызвать желание выполнить красивое изображение барашка. Листы альбома А4 с нарисованным контуром барашка, манная крупа, клей, кисточки, клеенка, подносы.
22. 1 – 5 марта Открытка для мамы «Вот какой у нас букет!» Вызвать интерес к созданию красивого букета для мамы; учить составлять композицию из готовых элементов – цветов и листиков: выбирать их по своему желанию и размещать на сложной форме (силуэте букета); развивать чувство формы и композиции; воспитывать чувство заботы о маме. Силуэт букета (форма зеленого цвета, силуэты цветов разной формы и цвета, клей, кисточки, клеенка, тряпочки.
23. 9 – 12 марта Мамина шкатулка Продолжать знакомить детей с силуэтной аппликацией; учить располагать предметы правильно (в определенном месте); развивать внимание, наблюдательность. Готовый силуэт шкатулки, вырезанные из журналов силуэты разных косметических средств, клей, кисточки, клеенка, тряпочки.
24. 15 – 19 марта Жираф Познакомить детей с диким животным – жирафом; продолжать знакомить с природными материалами – пшеничной крупой и техникой работы с ними; развивать мелкую моторику, усидчивость, терпение; воспитывать самостоятельность. Готовые силуэты жирафов из картона желтого цвета, пшеничная крупа, подносы, клей, кисточки, клеенка.
25. 22 – 26 марта Половинки фруктов и овощей Учить детей собирать целое из частей, составляя единую композицию; учить различать предметы по цвету; подвести к практическому освоению понятия «часть и целое» развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику. Альбомные листы; картонные заготовки в виде овощей и фруктов, разрезанные на половинки; клей, кисточки, клеенка, тряпочки.
26. 29 марта – 2 апреля Лоскутное одеяло (коллективная работа) Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков; учить наклеивать фантики на основу (2x2) и составлять коллективную композицию из индивидуальных работ; подвести к практическому освоению понятия «часть и целое»; развивать творческие способности. Квадратные листы для наклеивания фантиков в стык, фантики по 4 шт. (двух разных цветов для сравнения, клей, кисточки, клеенка, тряпочки.
27. 5 – 9 апреля Гусеничка Продолжать работу с ватными дисками; учить равномерно намазывать на них клей, располагать на одной линии; развивать усидчивость, внимание, мелкую моторику. листа светло-зеленого цвета, ватные диски, клей, кисточки, клеенка, тряпочки.
28. 12 – 16 апреля Забавный ёжик Познакомить детей с новой техникой выполнения аппликации – мозаика из кусочков бумаги; развивать умение клеить внутри контура, внимание, мелкую моторику, творческие способности. Силуэты ежика, нарванные или нарезанные заранее кусочки газеты, клей, кисточки, клеенка, тряпочки.
29. 19 – 23 апреля Котенок по имени “Гав” Закреплять умение скатывать салфетки в комочек, обмакивать в клей и прикладывать близко друг к другу; развивать цветовое восприятие; воспитывать терпение, усидчивость. Игрушка котенок, 1/2 альбомного листа с контурным изображением котенка, цветные салфетки, клей, кисти, тряпочки, клеенка.
30. 26 – 30 апреля Вот какие у нас флажки! Учить детей составлять линейную композицию из флажков, чередующихся по цвету; развивать чувство ритма и цвета, внимание и наблюдательность; воспитывать самостоятельность. Удлиненные листы бумаги белого цвета с нарисованной веревочкой, бумажные флажки двух разных цветов, клей, кисти, тряпочки, клеенка.
31. 4 – 7 мая Осьминожка-осьминог Познакомить детей с обитателями подводного мира; учить делать поделки-аппликации из бумажных тарелок; развивать умение последовательно выполнять работу, внимание; воспитывать самостоятельность; вызвать желание сделать поделку-игрушку своими руками.
Раскрашенные половинки бумажных тарелок, по 2 черных кружочка из цветной бумаги диаметром 1-1,5 см (глаза, по 8 полосок двухсторонней цветной бумаги 6x2 см (щупальца, клей, кисти, тряпочки, клеенка.
32. 11 – 14 мая Смотрит солнышко в окошко Продолжать знакомить детей с природными материалами – кукурузной крупой и техникой работы с ними; развивать мелкую моторику, внимание; воспитывать аккуратность.
Листы бумаги светло-голубого цвета, крупа кукурузная, подносы, клей, кисточки, клеенка.
33. 17 – 21 мая Познакомить детей с божьей коровкой; учить делать поделки-аппликации из бумажных тарелок; развивать умение последовательно выполнять работу, внимание; воспитывать самостоятельность; вызвать желание сделать поделку-игрушку своими руками. Бумажные тарелки, раскрашенные в красный цвет, с нарисованной головой, по 6 черных кругов диаметром 1,5-2 см, клей, кисти, тряпочки, клеенка.
2.2. Список литературы:
1. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре : Младшая разновозрастная группа: Пособие для педагогов дошкольных учрежедений. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
2. Жукова О. “ Дошкольный возраст: о ручной умелости”. - Дошкольное воспитание № 8, 2018.
3. Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 2-3 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.
4. Косинова Е. М. “Гимнастика для пальчиков”. - Москва, Олма-Пресс, 2002.
5. Кутявина Н. Л., Гаврилина С. Е. “Развитие руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать”. - Ярославль, 2002.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») : учебно-методическое пособие. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2016.
7. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. “Аппликация в детском саду”. - Ярославль: Академия развития, 2006.
8. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : 2017.
9. Петрова И. М. “Объемная аппликация”. - Санкт-Петербург ”Детство-пресс”, 2000.