Ольга Дятлова
Кружок познавательно-экологический в ДОУ. «От чего? И почему?»
▼ Скачать + Заказать документы
КРУЖОК «Отчего? И почему?»
Познавательно-экологический кружок для детей 6-7 лет
Руководитель: Дятлова О. В.
Пояснительная записка
Дошкольники – прирожденные исследователи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.
Публикация «Кружок познавательно-экологический в ДОУ, „От чего? И почему?“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия.
Цель: развитие познавательного интереса к миру природы: формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве (особенности жизни, роста и развития отдельных живых существ, особенности приспособления живых организмов в зависимости от факторов внешней среды. Взаимосвязи внутри природных сообществ, явления неживой природы) ; воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе.
Задачи:
- Систематизировать знания детей о строении, жизни, развитии и многообразии, о значении растений в природе и жизни человека; учить детей трудовым навыкам по уходу за растениями, ставить перед собой цели, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой.
- Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.
- Формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях.
- Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
- Развивать познавательный интерес к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле, развивать представления о средах обитания, об условиях, необходимых для роста растений.
- Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
- Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.
- Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.
Возраст детей – 6-7 лет
Сроки реализации: программа рассчитана на 1год обучения детей.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 25 минут
Формы работы кружка :
1. Беседы с применением наглядных пособий
2. Экскурсии в природу
3. Практическая работа
4. Опытно-исследовательская работа
5. Мини-занятия (дидактические игры, рассматривание иллюстраций, чтение литературы и т. д.)
6. Развлечения
Список детей:
1. Дятлова Настя
2. Волкова Вика
3. Полосин Женя
4. Авдонин Рома
5. Пуганов Сережа
6. Горюнова Света
7. Глистов Стас
8. Козлов Максим
9. Косолапова Лена
10. Архипов Игорь
Перспективный план работы кружка «От чего? И почему?»
ОКТЯБРЬ
Занятие 1.
Тема: Вводное занятие
Цель: ознакомление с планом кружка, с оборудованием, с мероприятиями, в которых будут участвовать дети.
Занятие 2.
Тема: «Великий невидимка-воздух»
Цель: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.
Оборудование: веер, воздушный шарик, полиэтиленовый маленький пакет, стакан с водой, соломинки, камень, пуговица, губка, пустая бутылка.
Литература: конспект
НОЯБРЬ
Занятие 1.
Тема: «Вода вокруг нас»
Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где и в каком виде существует вода в окружающей среде, расширять кругозор детей, активизировать словарный запас, воспитывать бережное отношение к запасам воды.
Оборудование: емкости с водой, стакан, марля, лед.
Литература: конспект
Занятие 2.
Тема: Какой бывает вода?
оборудование: стакан с водой, с молоком, соленой водой, емкость с водой, горячая вода, 2 стаканчика, краски, сахар, песок.
Литература: конспект
ДЕКАБРЬ
Занятие 1.
Тема: Незнайка и мороженое»
Цель: Закрепление знаний о тепловых явлениях и теплопередачи. Закрепление знаний о сезонных изменениях. Развитие способностей к преобразованию.
Оборудование: 2 кусочка мороженого, 2 маленьких блюдечка, меховая варежка, картинки: мальчик в маичке и в трусиках, мальчик с зонтиком, в плаще, идет дождь; осенний лес, опавшие листья, мальчик в зимней одежде.
Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 75
Занятие 2.
Тема: «Как помочь растению?»
Цель: способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага) ; появлению стремления пожалеть растение, действенно ему помочь развитию умению поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода) ; установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями.
Материал: комнатное растение, графические модели-карточки, пустая лейка, дневники наблюдений.
Литература: конспект.
ЯНВАРЬ
Занятие 1.
Тема: Беседа «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка, засушенные растения, картинки зверей или игрушки; гербарий «Растения нашего края».
Литература: Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 6-7лет, с
Занятие 2.
Тема: Посадка лука
Цель: развивать знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения,трудовые навыки детей, умение ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой; воспитывать желание добиваться результатов, участвовать в общем деле, внося свой вклад.
Оборудование: маленькие горшочки, лук на каждого ребенка, земля, совочки, альбом для зарисовок.
Литература: конспект.
ФЕВРАЛЬ
Занятие 1.
Тема: «Твердое-жидкое»
Цель: формировать представления о твердых веществах и жидких. Развитие умения наблюдать, сравнивать различные вещества.
Оборудование: кусочек льда, камень, стакан молока, стакан воды (на каждого ребенка, картинки с изображением зимы и лета, корабля на волнах, водопада.
Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 22
Занятие 2.
Тема: Роль воды в жизни растений
Цель: показать разные состояния растений при различном водном и тепловом режиме.
Оборудование: 2 побега, 2 стакан, дневники наблюдений.
Литература: А. И. Иванова «Мир растений».
МАРТ
Занятие 1.
Тема: Проведение опытов со снегом
Цель: развивать наблюдательность, активизировать словарный запас детей, учить самостоятельно делать выводы.
Занятие 2.
Тема: Роль почвы в жизни растений
Оборудование: любые семена, почва, емкость с крышкой.
Литература: А. И. Иванова «Мир растений».
АПРЕЛЬ
Занятие 1.
Тема: Семена однолетних цветов и подготовка их к посеву
Цель: познакомить с семенами однолетников по внешнему виду, очистить их, определить всхожесть семян, вместе с детьми посадить их в почво-грунт,учить детей наблюдать за процессом произрастания.
Занятие 2.
Тема: Испарение
Цель: формирование представлений об испарении воды –превращении воды в пар при нагревании.
Оборудование: кусочки льда на каждого ребенка, стакан со льдом, свечка, небольшая кастрюля.
Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 31
МАЙ
Занятие 1.
Тема: Высадка рассады однолетних цветов в грунт участка. Биологическое обоснование и агротехнические правила высадки рассады в грунт.
Занятие 2.
Тема: Строение веществ
Цель: расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию.
Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 56.
Занятие (итоговое)
Тема: Экологический КВН с родителями и детьми.