Паняева Аида
Кружок по сенсорному воспитанию в первой младшей группе
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«ДЕТСКИЙ САД № 14 «УМКА»
Составила воспитатель 1 младшей группы Паняева Аида Асылбековна
Кружок по сенсорному воспитанию «Цветики».
Кружковая работа проводиться на протяжении всего учебного года один раз в неделю во второй половине дня.
Пояснительная записка
Публикация «Кружок по сенсорному воспитанию в первой младшей группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растет возможность овладения эстетическими ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства - живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Процесс развития сенсорных способностей стоит направлять. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов - общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве
эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности.
Сначала его знакомят с основными образцами, а затем - с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти. Для детей третьего года жизни уже доступно выполнение элементарных продуктивных (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Основную трудность составляет необходимость учёта свойств отображаемых вещей и используемого материала. Поэтому необходимо добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.
Цель:
Развитие, совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- формировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять
предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития
речи, и, выделять в них самое существенное, характерное (признак, качество).
- формировать умение применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
- развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, общение).
Методы:
- игровой метод (дидактические игры) .
- наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- практический – показ способов действия с предметами, эксперименты.
Перспективный план кружка по сенсорному воспитанию «Цветики».
Сентябрь.
1. Тема: «Диагностика»
Цель: Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.
2. Тема: «Какой мяч больше».
Цель: Формировать умение сравнивать однородные предметы по величине.
3. Тема: «Круг, квадрат».
Цель: Закреплять умение группировать предметы по форме.
4. Тема: «Три медведя».
Цель: Знакомить с параметрами трех величин.
Октябрь.
1. Тема: «Цветные палочки».
Цель: Развивать умение обращать внимание детей на цвет предмета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов, понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».
2. Тема: «Большой, маленький».
Цель: Развивать умение обращать внимание на величину предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине. Развивать умение понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький».
3. Тема: «Такие же».
Цель: Развивать умение детей фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления тождества и различения объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые».
4. Тема: «Разные».
Цель: Продолжать фиксировать внимание на форме предметов. Знакомить с простейшими приемами установления тождества и различия однородных предметов, сопоставления формы объекта с образцом, ориентируясь на слова: «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые».
5. Тема: «Разноцветная пирамидка».
Цель: Развивать умение выполнять простые действия (снимать и нанизывать кольца). Формировать умение правильно ориентироваться на словах «большое колечко», «маленькое колечко».
Ноябрь.
1. Тема: «Цветные палочки».
Цель: Развивать умение выбирать предметы двух заданных цветов из 4 возможных,
закреплять умение группировать по цвету, знакомить с последовательностью размещения цветовых тонов спектре.
2. Тема: «Фигурки».
Цель: Развивать умение сравнивать объекты с учетом 2 свойств величины и формы.
3. Тема: «Бусинки».
Цель: Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.
4. Тема: «Курочка и цыплята».
Цель: Развивать умение фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
Декабрь.
1. Тема: «Ежики».
Цель: Закреплять знания основных цветов. Развивать мелкую моторику рук.
2. Тема: «Снеговик».
Цель: Развивать умение правильно выкладывать снеговика из трёх разных по величине кругов.
3. Тема: «Новогодняя ёлочка».
Цель: Развивать умение правильно выкладывать ёлочку из трёх разных по величине треугольников.
4. Тема: «Снежинки».
Цель: Продолжать подводить детей к самостоятельному выбору заданного цвета (из 4-х предложенных). Закреплять технику нанесения мазка способом примакивания, акцентируя момент прикладывания и отрыва кисти.
5. Тема: «Бусинки».
Цель: Развивать умение чередовать предметы по цвету.
Январь.
1. Тема: «Игрушка – матрёшка».
Цель: Формировать умение действовать с разборными игрушками, состоящими из одинаковых и взаимосвязанных частей.
2. Тема: «Какой формы».
Цель: Знакомить с формой предметов: шар, кубик. Формировать способность обследовать предметы, группировать по форме. Упражнять в правильном назывании форм: «шар», «кубик».
3. Тема: «Вкладыши».
Цель: Закреплять умение сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из 3 заданных форм.
Февраль.
1. Тема: «Домики и флажки».
Цель: Развивать умение обращать внимание на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
2. Тема: «Огоньки ночью».
Цель: Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Развивать технику нанесения мазка способом примакивания.
3. Тема: «Апельсин».
Цель: Развивать способность самостоятельно выбирать цвет для изображения знакомого предмета. Учить выбирать краску из 3 возможных цвета, рисовать одним быстрым круговым движением, закрашивать внутри круговым движением.
4. Тема: «Бусинки большие и маленькие».
Цель: Развивать умение чередовать предметы по величине.
Март.
1. Тема: «Бусинки».
Цель: Развивать умение чередовать предметы по форме.
2. Тема: «Помоги куклам найти свои игрушки».
Цель: Закреплять у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.
3. Тема: «Ёлочки и грибочки».
Цель: Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов. Развивать умение чередовать объекты по цвету.
4. Тема: «Двухцветная игра».
Цель: Развивать умение чередовать предметы по величине и по форме, накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию, воспитывать добрые чувства.
Апрель.
1. Тема: «Гуси с гусятами».
Цель: Развивать умение фиксировать внимание детей на характерных цветовых свойствах предметов. Развивать умение чередовать объекты по цвету, осуществляя выбор элементов 3 заданных цветов из пяти предложенных.
2. Тема: «Шарики».
Цель: Развивать умение подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета.
3. Тема: «Большой», «маленький».
Цель: Закреплять умение подбирать предметы по величине, используя в обиходе слова «такой», «не такой», «большой», «маленький». Формировать умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине.
4. Тема: «Форма».
Цель: Учить детей различать и называть знакомые геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик.
Май.
1. Тема: «Подбери по цвету».
Цель: Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету.
2. Тема: «Умелые ручки».
Цель: Формировать навык соотношения качеств предметов с их образом. Развивать умение делать умозаключения, сравнивать предметы,
классифицировать. Развивать тактильные ощущения, умение действовать согласно речевой инструкции воспитателя.
3. Тема: «Маленькие волшебники».
Цель: Закреплять знания детей о цвете, форме, величине предметов, их количестве. Упражнять в названии геометрических фигур, названии предметов по признаку одинаковой формы. Помочь детям называть свойства воды. Упражнять в названии предметов трёх размеров (большой, поменьше, маленький).
4. Тема: «Диагностика».
Цель: Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец учебного года.
Ожидаемые результаты:
-ориентироваться в 7 цветах, называть их, подбирать по образцу
-ориентироваться в трех и более контрастных величинах
- собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины
-соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением,
-накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске)
- составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков
- различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма)
-ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник)
- сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине
- выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой
-в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные
линии.
Литература:
1. «Первые шаги» (модель воспитания детей раннего возраста). К. Ю. Белая - М. : «Линка –Пресс» 2002
2. Знакомим малыша с окружающим миром. Л. Н. Павлова - М. : Просвещение, 2000
3. Под редакцией Галановой Т. В. Развивающие игры с малышами до трех лет - Ярославль: Академия развития, 1998
4. Изобразительная деятельность в детском саду. И. А. Лыкова. М. : КАРАПУЗ, 2009 5. Мальцева Ирина Владимировна. Воспитание по системе Монтессори: 80 наилучших упражнений и идей /И. В. Мальцева. -Москва:Клевер-Медиа-Групп,2018.-221,[1]c. :ил. -(Школа раннего развития Ирины Мальцевой)