Гузалия Шамсетдинова
Кружок по изодеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
План-программа кружка
по изобразительной деятельности «Весёлая кисточка»
Разработала воспитатель
Шамсетдинова Гузалия Сангатулловна
Цель программы – формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
• обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
• знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства;
Публикация «Кружок по изодеятельности» размещена в разделах
• учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений;
• подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
• формировать умение оценивать созданные изображения;
• развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов;
• развивать творческие способности детей;
• воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
• воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Программа выполнения плана-проекта
Организация работы кружка
Кружок «Весёлая кисточка» организован на базе детского сада. Группа комплектуется детьми в возрасте от 3- 5 лет на основании результатов анкетирования родителей, приоритетного направления художественно-эстетического развития.
Участники кружковой деятельности
Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребёнок, родители, педагоги – воспитатели.
Содержание кружковой деятельности реализуется программами:
с 4-7 лет – «Цветные ладошки» И. А. Лыкова,
«Кроха» Г. Г. Григорьева,
периодические издания,
интернет ресурсы.
Формы работы
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в каждой подгруппе, во вторую половину дня в рамках работы кружка изодеятельности «Веселая кисочка». Общее количество занятий в год 36. План проект реализуется через кружковую работу. Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.
Схема № 1
Возраст Количество детей в группе Время занятия
3-4 10 15 минут
4-5 12 20 минут
Последовательность занятий и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога.
Принципы проведения занятий
• системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
• наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
• цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
• доступность – комплексзанятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
• развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
ЧАСТЬ 1. Вводная
Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.
Основные процедуры работы – чтение сказки, игры по темам, например, игра «Скульптор», «Волшебные картинки», «Оживающие букашки» слушание песенок, (о зиме, о пейзаже «Если видишь на картине…», о насекомых, слушание мелодии «Звуки природы», релаксация, беседы с чаепитием, рассматривание альбомов, произведений искусства, беседы о художниках.
ЧАСТЬ. 2. Продуктивная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.
Элементы занятий:
• элементы сказкотерапии с импровизацией – разыгрывание эпизодов, этюдов, основанные на упражнении чувств с помощью мимики, движений, собственной речи (Короткова Л. Д., Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста);
• игры на развитие мышления, воображения, памяти – Игры этого цикла включают в себя запоминание новых слов – понятий, фамилий, терминов (жанр, архитектура, скульптура, умения выделять существенные признаки предметов, синтезировать их в едином представлении, устанавливать смысловые связи. Они проводятся с целью закрепления пройденного материала («Составь узор», «Определи жанр», «Найди пару» и др.).
• рисование, аппликация, коллаж – применяются нетрадиционные и традиционные виды рисования, используя при этом большой ассортимент практического материала: природного, атрибуты для нетрадиционного рисования, бросового.
Музыкальное сопровождение на занятиях. Оно формирует настроение детей, их заинтересованность к процессу занятия, развивает музыкальные слух и возможности. Оно используется во всех частях занятия в зависимости от построенного сюжета. На занятиях допускается пение хоровое или индивидуальное, подпевание героям.
ЧАСТЬ 3. Завершающая
Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка (см. приложение А) по теме занятия.
Не исключается оформление рамкой каждой работы, созданной по задумке детей или с помощью руководителя кружка, с использованием нестандартных видов рисования или аппликации. Тем самым развиваются художественно-декоративные способности детей. Для полного завершения оформления работы по всем нормативам прилагается сопроводительная записка с указанием темы занятия и данных о ребёнке и руководителя кружка.
Индивидуальная работа
Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательного развития. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях. На индивидуальных занятиях с детьми разучивают стихи, разгадывают загадки, рисуют народные орнаменты.
Работа с родителями
• привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
• Анкетирование (см. приложение Б)
Методические приёмы
• познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом.
• словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности).
• подвижные игры – проводятся для смены деятельности на занятиях, может и проводится в конце занятия.
• вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения.
• викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.
• метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам.
• рисование: сюжетов национальных сказок, орнаментов - проводится с целью развития памяти, воображения, мышления.
• работа с семьей - проводится с целью привлечения родителей к совместной деятельности: участие в викторинах, развлечениях.
Нетрадиционные техники рисованияиспользуемые для занятий.
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Наглядный материал
• альбомы с иллюстрациями;
• цветные карандаши;
• игры для восприятия цвета и развития руки;
• ватман;
• обои;
• фломастеры;
• акварель, гуашь, кисточки;
• печати – клише;
• трафареты;
• «инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования;
• бусинки, пуговицы;
• пробки;
• цветная бумага;
• нитки, вата;
• пластилин;
• художественная литература;
• лоскутки ткани;
• репродукции картин.
Заключение
Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. В процессе работы, моей основной задачей стало – подвести ребёнка к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в рисунке своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков.
Методическое обеспечение план – программы
Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с.
Григорьева Г. Г. Малыш в стране Акварели: М. : Просвещение, 2006. – 111с. : ил.
Доронова Т. Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-152с.
журналы “Дошкольное воспитание, “Ребенок в детском саду”, “Обруч”,
Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.
Казакова Р. Т. «Занятия по рисованию с дошкольниками» - М. 2009.
Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства – программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с.
Копцева Т. А. Природа и художник. – М. ТЦ Сфера, 2006.
Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа
Лыкова И. А. Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
Малышева В. Г. «Аппликация в детском саду»
Мелик-Пашаев А. Ребё нок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей. - М. : Чистые пруды, 2007.-32с. : ил.
Швайко Г. С. методические пособия "Занятия по ИЗО"
Перспективный план на 2015 – 2016 год
по изодеятельности
второй младшей (3-4 года)
и средней группы (4-5 лет)
Сентябрь
№
п/п Тема
занятия Программное
содержание Оборудование
1. «Луг»
Учить сочетать в работе несколько художественных средств рисования. Познакомить с понятием пейзаж. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. Следить за правильной осанкой при рисовании.
Лист А4, Акварельные краски, кисти, восковые мелки, банка для воды, фартук, иллюстрации с летними пейзажами.
2. «Золотая осень»
Мозаичная аппликация из пластилина.
Учить детей самостоятельно выполнять работу, отщипывать маленькие кусочки пластилина и наклеивать их на форму, приготовленную педагогом (картон).
Пластилин, готовая форма (картон, доска для лепки, салфетки, иллюстрации осенних пейзажей.
3. «Ковер из осенних листьев» Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету.
Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.
Лист А4, осенние листья, гуашь, кисти, банка для воды, тампоны для печати, салфетки, фартук.
4. «Ваза с фруктами» Аппликация.
Учит правильно расположить готовые формы фруктов на картоне в общую композицию. Учить аккуратно, работать с клеем. Развивать чувство композиции.
Цветной картон, заготовки фруктов, ножницы, клей ПВА, кисть для клея, салфетки, фартук, иллюстрации фруктов.
Октябрь
№
п/п Тема
занятия Программное
содержание Оборудование
1. «Яблоко - спелое, красное, сладкое» Продолжать учить детей рисовать гуашевыми красками яблоко. Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа. Лист А4, краски гуашь, кисти, палитры, банки для воды, салфетки, фартук, муляж яблока.
2. «Кисть рябинки» Учить детей рисовать ягоды ватными палочками или пальчиками, а листок – приемом ритмичного примакивания ворса кисти. Развивать чувство ритма и цвета. Следить за правильной осанкой при рисовании. Лист А4, гуашь, цветные карандаши, листы тонированной бумаги. Ватные палочки, салфетки, баночки с водой, подставки для ватных палочек, салфетки, фартук.
3. «Букет из осенних листьев» Аппликация из листьев. Учить составлять букет из листьев. Аккуратно намазывать клеем, приклеивать на основу. Высушенные листья деревьев, картон, клей ПВА, кисти для клея, салфетки, клеенка, фартук.
4. «Рыжий кот. Продолжать закреплять умение детей рисовать методом тычка, расширять знания о домашних животных, прививать любовь к ним. Учить смешивать несколько цветов для получения новых оттенков. Лист бумаги А4 с карандашным контуром кошек, жёсткая кисточка, гуашь жёлтая и красная, цветные фломастеры, фартук.
5. «Черепашка» Аппликация из крупы. Учить равномерно распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость. Крупа (различного вида, картон, клей ПВА,
кисти для клея, клеенка, салфетки, фартук.
Ноябрь
№
п/п Тема
занятия Программное
содержание Оборудование
1. «Грибок» Аппликация.
Учить детей составлять грибок из готовых форм, аккуратно мазать клеем, приклеивать на картон. Готовые формы грибка, картон, клей ПВА, кисти для клея, салфетки, клеенка, фартук.
2. «Гусь» Учит детей рисовать птиц закреплять умение детей рисовать цветными карандашами, закреплять умение закрашивания, расширять знания детей о птицах (домашних). Лист А4, цветные карандаши, картинка гуся.
3. «Рыбки» Коллективная работа. Учить рисовать рыбок на готовой форме. Развивать фантазию детей. Учить работать в коллективной работе. Учить правильно находить место для своей рыбке на общей работе. Готовые формы в виде рыбок, гуашь, кисти, баночка для воды клей ПВА, ватман, фартук.
4. «Первый снег» Рисование пальчиками. Закрепить умениерисовать деревьябольшие ималенькие,изображатьснежок спомощьюрисованияпальчиками. Лист бумагитонированныйсиним и серымцветом, белаягуашь, кисти, баночка для воды, салфетки, фартук.
Декабрь
№
п/п Тема
занятия Программное
содержание Оборудование
1. «Снеговик в шапочке и шарфике» Учит рисовать снеговика используя знакомые приемы и навыки. Лист А4, гуашь, кисти, баночка для воды, фартук, картинки снеговика.
2. «Снеговик» Отпечатки с помощью половинки картофеля.
Учить детей закрашивать гуашью половинку картофелины, делать отпечатки, чтобы передать образ снеговика. Учить составлять детей снеговика из готовых форм.
Картофель. гуашь, кисти, картон синего цвета для основы, баночка для воды, салфетки, фартук.
3. «Снежинки» Учит рисовать снежинки, разной величины, развивать фантазию и воображение детей.
Лист тонированной бумаги, кисти, гуашь, баночка для воды, фартук, иллюстрации снежинок.
4. Новогодняя открытка «Елочка» Аппликация.
Учить детей складывать полоски бумаги гармошкой.
Учить приклеивать готовые формы к заготовке открытки продолжать учить реализовывать творческие идеи детей. Создавать праздничное настроение. Картон, полоски зеленой бумаги, клей ПВА, кисть для клея, клеенка, салфетки, фартук.
Январь
№
п/п Тема
занятия Программное
содержание Оборудование
1. «Снегири» Аппликация.
Формировать у детей обобщённое представление о птицах, пробуждать интерес детей к известным птицам. Учить составлять из частей снегирей. Учить аккуратности и точности в работе. Цветной картон, готовые части снегиря, клей ПВА, кисточка для клея, салфетки, клеенка, фартук, репродукции снегирей.
2. «Морозные узоры»
(зимнее окошко) Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения. Расширить и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободного применения разных декоративных элементов. Следить за правильной осанкой при рисовании. Листы бумаги, воск,акварельные краски, толстые кисти, банки с водой, салфетки, обложка для коллективного альбома «Морозные узоры».
3. «Зимнее дерево» Учить детей рисовать форму дерева, крону. Рисование снега с помощью набрызга. Развивать аккуратность в работе. Гуашь белого цвета, фон темного цвета, зубные щетки, салфетки, баночки с водой.
Февраль
№
п/п Тема
занятия. Программное
содержание. Оборудование.
1. «Чашка» Учить рисовать чашки различной формы (прямоугольной, полукруглой, украшать их узором. Развивать чувство композиции ритма. Лист бумаги, гуашь, кисть, баночка для воды, фартук, пробки, чашки различной формы.
2. «Портрет папы» Учить рисовать портрет человека. Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции. Следить за правильной осанкой при рисовании.
Лист А4, акварель, кисти, баночка для воды, салфетки, фартук.
3. Открытка папе с праздником 23 февраля.
«Рубашка с галстуком» Аппликация.
Учить детей вырезать предметы по контуру. Продолжать учить аккуратно приклеивать готовые формы к нужному основанию. Учить работать с новыми материалами. Развивать творческий потенциал, фантазию. Цветной картон (для основания рубашки, ножницы, кусочки ткани, клей ПВА, кисть для клея, салфетки, клеенка, несколько пуговиц, фартук.
4 «Кораблики в море» Учить рисовать кораблики, используя для обведения шаблоны. Закрепление умения закрашивать рисунок. Лист бледно-голубого цвета, черный маркер, акварель, кисть, баночка для воды, эскизы.
Март
№
п/п Тема
занятия Программное
содержание Оборудование
1. «Портрет мамы, бабушки» Продолжать учить рисовать портрет человека, используя выразительные свойства. Учить в рисунке передавать характер и настроение. Содействовать передаче отношения к изображаемому. Лист А4, цветные мелки, карандаши.
2. Открытка для мамы.
«Тюльпан»
Аппликация.
Учить детей создавать открытку. Побуждать дарить радость близким людям. Продолжать осваивать знакомые техники и приемы. Зеленый картон, заготовки тюльпана, клей ПВА, кисть для клея, салфетки, клеенка, фартук.
3. «Вазочка для цветов» Аппликация.
Учить составлять композицию из подручного материала на готовой форму (вазочку, используя пластилин. Бусины, пуговицы различной величины и цвета, пластилин, готовая форма вазочки из цветного картона.
4. «Цыплятки»
Аппликация.
Закрепить умениекомкать салфетки иделать из них цыплят,дорисовать детали. Развивать мелкую моторику. Лист бумаги,желтыесалфетки, клей ПВА, кисти для клея, клеенка, салфетки, фартук.
Апрель
№
п/п Тема
занятия Программное
содержание Оборудование
1. «Звездное небо» Набрызг.
Учить создавать образ звездного неба, используя набрызг. Развивать цветовосприятия.
Бумага, кисти, гуашь, жесткая кисть или зубная щетка, картонка для набрызга, эскиза, иллюстрации звездного неба.
2. «Ракеты» Учить смешивать различные краски (синюю, голубую, фиолетовую, чёрную) прямо на листе бумаги. Закрепить умение печатать по трафарету. Учить рисовать ракеты. Следить за правильной осанкой при рисовании. Лист А3, гуашь, кисти, баночки для воды, трафареты звёзд, эскизы и иллюстрации.
3. «Домик» Аппликация.
Учить аккуратно наклеивать детали изображения, добиваясь целостности композиции. Развивать воображение, мелкую моторику. Воспитывать интерес к изобразительному творчеству. Лист цветного картона, клей ПВА, кисть для клея, салфетки,клеенка, фартук, картинки с изображением различных гор и холма, листы-заготовки, полоски зеленой бумаги, цветные салфетки, вырезанные из цветной бумаги детали (солнце, дом, крыша, дверь).
4. «Грачи прилетели» Закреплять умение детей рисовать способом тычка. Расширять знания детей о перелётных птицах. Лист А4 с карандашным контуром грача, чёрная и белая гуашь, кисти, фотоиллюстрации.
Май
№
п/п Тема
занятия Программное
содержание Оборудование
1. «Праздничные
шары» Аппликация.
Учить вырезать и различать круг, овал; составлять композицию в виде связки шаров разного цвета и размера, улетающих в небо. Вызвать у детей радостное ожидание праздника. Квадраты и прямоугольники разного цвета. Розовый или голубой фон, ножницы, клей ПВА, кисть для клея, клеенка, салфетки, фартук.
2. «Весеннее дерево» Коллективная работа.
Продолжать учить навыку комканья салфеток, учить работать в коллективной работе, продолжать учить аккуратности при работе с клеем. Развивать фантазию и воображение. Готовая заготовка дерева на ватмане, салфетки зеленого цвета, клей ПВА, кисти для клея, клеенка, фартук.
3.
«Расцвели одуванчики» Закреплять умение рисовать способом набрызга по шаблону, учить располагать цветы по всему листу бумаги. Расширять представления о первых весенних цветах. Светло-зелёный лист бумаги, гуашь зелёного и жёлтого цвета, кисти, зубные щетки, баночка для воды, фартук, образец или иллюстрации одуванчиков.
4. «Одуванчики»
Аппликация.
Закрепить умение детей отрывать и комкать салфетку. Учить создавать выразительный образ одуванчиков. Лист бумаги бледно-зеленого цвета, восковые мелки, салфетки желтого цвета, клей ПВА, кисть, клеенка, фартук.