Екатерина Лазуткина
Кружок «Ниточка к иголочке»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок «Ниточка к иголочке»
1. Пояснительная записка
Программа «Ниточка к иголочке» направлена на формирование у детей интереса к занятиям ручным трудом, ознакомления с материалами и предметами для шитья и вязания, выработки умений и навыков их практического использования, направлена на формирование эстетического вкуса, творческих способностей.
Актуальность проблемы:
Публикация «Кружок „Ниточка к иголочке“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из важнейших показателей готовности детей к школе. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт ручка, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общее время работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, двигательной координации, зрительной памяти. Практика показала, что дети, которые занимались рукоделием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т. е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму. Рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Вот почему работа кружка «Ниточка к иголочки», с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Эмоционально-положительное отношение к деятельности - основное условие формирования художественно-творческих способностей. Кроме этого у детей развивается произвольность, волевые качества, усидчивость. Рукоделие гармонично воздействует на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, воображения, а, следовательно, на развитие интеллекта в целом. Таким образом, актуальность и необходимость создания подобной программы обусловлена потребностью воспитания разносторонне развитой личности детей, осознание ребенком собственной индивидуальности, его самореализации, подготовки ребенка к обучению в школе, развития его умственных, ручных, творческих, коммуникативных способностей. Ее особенностью является интеграция различных видов деятельности: познавательное развитие, речевое, физическое, социально – коммуникативное и художественно – эстетическое развитие. Ручной труд детей будет сопровождаться познавательными рассказами о профессиях, природе, материалах, культуре и традициях своего края, о народном декоративно-прикладном искусстве. Использование литературных и музыкальных произведений повысит интерес к занятиям, творчеству. Занятия, построенные в виде игр-путешествий, научат растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности. Оригинальность программы в том, что она включает в содержание работы с детьми нетрадиционные приемы, такие как, обучение шитью, вязание крючком, плетение. Благодаря многостороннему охвату разнообразных мыслительных и двигательных операций на занятиях, формируется устойчивый интерес к творческому самовыражению у детей, создается положительный микроклимат, способствующий бесконфликтному общению, сплачиванию детей. Организация дополнительных занятий строится на основании учебного плана и расписания занятий, а также на основе режима организации свободной деятельности детей. Деятельность детей организуется с учетом особенностей состояния их здоровья, интересов и направлена на удовлетворение познавательных и творческих потребностей ребенка. Цель программы.
Целью программы является формирование у детей интереса к занятиям рукоделием, ознакомление с материалами и инструментами для шитья и вязания, выработка умений и навыков их практического использования, развитие самостоятельности и саморегуляции в быту, социуме, природе.
Задачи:
Обучающие: 1) Формировать технические умения и навыки в работе с различными тканями и инструментами. 2) Развивать умения создавать композиции. 3) Углублять и расширять знания об окружающем мире (природе, культурных традициях страны, свойствах различных материалов). 4) Совершенствовать умение ориентироваться в пространственных отношениях. 5) Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и иглой.
Развивающие: 1) Содействовать развитию у детей творческих способностей, наглядно – образного мышления, внимания, памяти. 2) Содействовать развитию общей моторной координации и мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации.
3) Содействовать развитию произвольности, усидчивости, целеустремленности. 4) Способствовать формированию умения с помощью взрослого планировать последовательность выполнения работ; выполнять последовательную цепочку действий; развивать умение доводить работу до конца.
Воспитательные: 1) Вызывать у детей интерес к ручному труду, творческой деятельности. 2) Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату. 3) Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении коллективных работ. 4)Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами. Вызывать интерес к окружающему миру, культурным традициям, воспитывать любовь к природе.
Участники: дети дошкольного возраста 5– 7 лет, родители воспитанников, воспитатели группы.
Этапы воспитательно-образовательного процесса:
Первый этап: Предполагает изучение литературы и опыта по данной проблеме.
Второй этап: Определение цели, задач, принципов работы.
Третий этап: Подражания и творчества.
Определение содержания работы. Предполагает совместную с воспитателем деятельность и наличие образца для подражания и контроля качества. От детей требуется максимальная точность повторения шва. Подражая взрослому, ребенок приобретает сначала первые умения. Они еще непрочные и быстро забываются, если нет повторения. Только в результате многократных упражнений совершенствуется навык освоения шва. Планомерный и систематический показ, правильное выполнение шва, в конечном счете, приводит к самостоятельности, и придает уверенности в собственных силах. Так создаются предпосылки к творчеству, самостоятельной поисковой деятельности на всех стадиях изготовления вышивки. Первоначальное творчество проявляется в выборе рисунка для вышивки, эксперимент с цветом: подбор сочетаний по предложенным образцам.
Четвертый этап: Диагностика, обработка всех имеющихся данных, анализ полученных результатов.
Техническое оснащение: 1. Картон. 2. Нитки катушечные цветные № 40, №10 (основные и оттеночные). 3. Нитки мулине. 4. Нитки шерстяные разного цвета. 5. Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).
6. Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка). 7. Пяльцы пластмассовые (на каждого ребенка). 8. Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком). 9. Карандаши (на каждого ребенка) простые. 10. Ткань разного вида (ситец, лён, драп, шерсть и т. д.). 11. Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см. 12. Ткань льняная, размер 20/20
Предполагаемый результат:
К концу 2-го года реализации проекта ожидается процентное увеличение числа воспитанников с хорошо развитой мелкой моторикой. В результате работы кружка предполагается овладение детьми: элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой); приёмами и способами работы по технологии вышивки «вперед иголку», «назад иголку», «тамбурный», «стебельчатый»; приёмами и способами пришивания пуговиц с 2 и 4 отверстиями; определёнными знаниями правил безопасного пользования ножницами и иголкой; навыками экономного расходования материала, бережного обращения с инструментами, поддержания порядка на рабочем месте; умением планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла; умением заинтересовать и научить других технике вышивания
Режим образовательной деятельности: программа предназначена для работы с детьми от 5 до 7 лет и рассчитана на 2 года обучения.
Занятия проводятся с октября по май один раз в неделю как дополнительные к основной базовой программе дошкольного учреждения. В одну группу кружка рекомендуется включать от 10 до 15 человек.
Формы организации детей на занятиях различны: коллективная, групповая или индивидуальная (в зависимости от задач и материала, из которого создается поделка). Занятия проводятся длительностью по 25- 30 минут по подгруппам.
КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ.
1. Эстетическое отношение к действительности: 1. Умение видеть, понимать и ценить прекрасное вокруг себя: в природе, в жизни и деятельности человека; 2. Формирование способности к созидательной и творческой деятельности; 3. Развитие образной фантазии; 4. Воспитание художественного вкуса; 5. Проявление самостоятельности при выполнении задания.
2. Художественные знания, умения: 1. Знание следующих техник (работа с текстильными материалами, вышивание); 2. Знание терминов (шов, стежок, выкройка, петля и др.); 3. Знание возможностей материалов, используемых на занятиях: (нитки, ткани, картон, бисер, крупные бусины, пуговицы, тесемки, ножницы, иголки, наперстки); 4. Умение различать разновидности ткани (ситец, мех, драп и др.) 3.
Практические творческие навыки: 1. Умение держать ножницы; 2. Навыки вырезания несложных предметов по контуру; 3. Выдергивание нити по краю ткани (бахрома); 4. Умение сматывать нитки; 5. Умение правильно отмерять нить; 6. Умение вдевать нитку в иголку; 7. Умение завязывать узелок; 8. Умение пришивать (пуговицу, вешалку); 9. Умение выполнять швы («вперед иголка», «назад иголка», «петельный», «двойной», «через край», «тамбурный».
Принципы содержания программы:
1. Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью. 2. Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей. 3. Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности. 4. Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей. 5. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха. 6. Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения. 7. Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Предлагаемая система занятий построена по принципу «от простого к сложному». На занятиях дети учатся вдевать в иголку нитку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку, работать с трафаретами, вырезать детали, составлять несложные композиции, подбирать ткань по цвету и фактуре в соответствии с замыслом. На занятиях представлено большое количество разнообразных материалов: нитки, ткани, непряденая шерсть, отделочные материалы. В процессе работы с материалами исследуются их свойства. Это база сенсорного развития и формирования зрительно-моторной координации. Занятия увлекательны и разнообразны, они развивают не только образное мышление, воображение, но и раскрывают творческие способности детей. Занятия построены таким образом, чтобы в конце каждого из них ребенок видел результаты своего творчества. На занятиях используется метод показа поэтапных образцов. Демонстрация промежуточных результатов поддерживает интерес детей к работе и является своего рода путеводителем в деятельности.
Работа с родителями: вовлечь родителей в совместную педагогическую деятельность, направленную на развитие мелкой моторики дошкольников. распространять среди родителей педагогические знания о значении занятий рукоделием для детей. приобщить родителей к деятельности рукоделием, подбору иллюстративного материала. - развитие мелкой моторики дошкольников. распространять среди родителей педагогические знания о значении занятий рукоделием для детей. приобщить родителей к деятельности рукоделием, подбору иллюстративного материала.
Перспективно-тематический план на 2016-2017 гг.
Месяц Неделя Тема Задачи Оборудование и материалы
октябрь 1 Ткань «Знакомство с тканью». Познакомить детей с образцами тканей. Учить определять ткань на ощупь, видеть структуру тканей. Воспитывать художественный, эстетический вкус. Ткани разные по фактуре.
2 Ниточка «Волшебная ниточка». Познакомить детей с нитками, с приёмами работы, учить правильно, обращаться с нитками, завязывать узелок. Нитки разного цвета
3 Ниточка «Волшебная ниточка». Закрепление предыдущего материала. Нитки.
4 Иголочка Знакомство с иголкой. Ее предназначение. Иголка. Ткань. Мягкая игрушка.
ноябрь 1 Профессия швея «Профессии всякие важны». Познакомить детей с профессией швеи, с процессом изготовления одежды. Расширить кругозор, воспитывать уважение к труду людей. Развивать мыслительную деятельность детей. Журналы, альбомы.
2 Профессия швея Закрепление предыдущего материала. Беседа о просмотренном мультфильме Просмотр мультфильма «Сказочные истории. Швея Элла»
3 Профессия портной Познакомить детей с профессией портного. Разница профессий швея и портной. Беседа о мультфильфе. Мультфильм «Портной и луна»
4 Профессия портной Закрепление предыдущего материала. Беседа о просмотренном мультфильме «Храбрый портняжка» (1964)
декабрь 1 Беседа о ножницах Выявить представления детей о ножницах, их предназначении; умения владеть ножницами. Ножницы, картон
2 Ножницы Закрепление предыдущего материала. Беседа о мультфильме Мультипликационный фильм для детей с иголкой «Игра» (1985)
3 Сказка «Иголка и нитка»
4 Новогодние шары на елку Учить работать не спеша, подбирая красивое сочетание ниток. Закрепление навыка пользования ножницами. Нитки разного цвета, клей, шарики
январь 3 Нитка-2012. Сказки Андерсена.
Игра ниточка.
4 «Доктор Плюшева» серия
февраль 1 Наперсток и игла Познакомить с наперстком. Развивать умение вдевать нитку в иглу. Завязывание в узел нитку. Наперстки, нитки, ножницы, иглы с большим ушком.
2 Выкройки, детали Познакомить детей с понятиями «выкройка», «схема», «детали». Развитие умений обводить по контуру на картоне и ткани. Ткань, картон, мелок,карандаши, ножницы.
3 Выкройки, детали Закрепление предыдущего материала
4 Подарок маме «Игольница». Учить располагать изображения на листе Картон со схемами, ткань, ножницы
март 1 Подарок маме
«Игольница». Учить располагать изображения на листе. Картон со схемами, ткань, ножницы
2 Волшебная картина из ниток Показать, что у ниток есть и другое предназначение Альбомные листы, клей ПВА, кисточки, ножницы, нитки разноцветные
3 Ниточка к ткани Закрепление умений вдевать нитку в иглу. Прокалывание ткань иглой. Учить шить швом «вперёд иголка» двумя нитками. Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки.
4 Ниточка к ткани Закрепление умений шить «вперед иголка» Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки. Игра «ниточка»
апрель 1 Разные дорожки. Вышивка извилистой дорожки. Учить шить швом «вперёд иголка» двумя нитками. Познакомить с вышивкой по кругу. Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки, картинки.
2 «Разноцветные кружочки». Вышивка по кругу. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. Учить вышивке по кругу. Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки, картинки.
3 «Разноцветные дорожки». Познакомить со швом «назад иголка». Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами. Иголки, разноцветные нитки, ножницы, наперсток, игольница, цветной картон, карандаш.
4 Фигуры «Вышивка по контуру». Самостоятельная деятельность: обвести шаблон на ткани. Продолжать учить вышивать швом «назад иголка» силуэты предметов. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами. Иголки, разноцветные нитки, ножницы, наперсток, игольница, цветной картон, карандаши
май 1 Закрепление знаний у детей Восполнение пробелов знаний и умений у детей Иголки, разноцветные нитки, ножницы, наперсток, игольница, цветной картон, карандаши
2 Деятельность по желанию детей Выявить интерес у детей к следующему году и наметить пути дальнейшей работы по кружку
3 Диагностика Диагностика. Выявить и закрепить полученные знания: владение иглой, ниткой, напёрстком, завязывание узелков. Ножницы, картон с отверстиями, иголки, наперсток.
4 Диагностика
Инструкция по технике безопасности при работе с ножницами
1. Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
2. Используй ножницы с тупыми, закругленными концами.
3. Ножницы во время работы клади справа, кольцами к себе.
4. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнутыми.
5. Следи, за движением ножниц во время резания.
6. Передавай ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
7. Используй ножницы по назначению.
Инструкция по технике безопасности при работе с иглой
1. Во время шитья пользуйся наперстком.
2. При шитье используй иголки без ржавчины, так как ржавая игла плохо прокалывает ткань, легко может сломаться.
3. При работе иголки вкалывай в специальную подушечку.
4. Нитку отрезай только ножницами.
5. Иголки храни в игольнице или специальной подушечке.
6. Сломанную иглу отдай воспитателю.
7. Оставляй иглу на рабочем месте с ниткой.
8. Передавай иглу в игольнице с ниткой.
9. До и после работы проверь количество игл.
10. Храни игольницу с иглой всегда в одном месте.
Правила внутреннего распорядка и личной гигиены
1. Работай в специальной одежде.
2. Следи за чистотой.
3. Не загромождай рабочее место лишними вещами.
4. Следи за исправностью инструментов и приспособлений.
5. Используй инструмент по назначению.
6. После работы убери рабочее место.
7. Инструменты и приспособления общего пользования сдай воспитателю.
8. Закончив работу, вымой руки с мылом, почисти одежду.
Литература:
1. М. И. Нагибина. Чудеса из ткани своими руками - Ярославль, Академия развития, 1998
2. О. С. Молотобарова Кружок изготовления игрушек – сувениров. Просвещение, 1990 – 177с.
3. И. В. Новикова. Обучение вышивке в детском саду - Академия Развития, 2010
4. Программа Художественный труд / Вестник образования – 2001.- №20.- с. 44-74.
5. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дошкольного образования детей // Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003 г. № 28 - 02-484/16.
6. Т. Д. Нуждина. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо всюду - Ярославль: Академия развития, 1998 - 287с.